НДС

Обложение НДС стоимости оказываемых сервисными центрами услуг по ремонту товаров в период гарантийного срока обслуживания

В соответствии с договором, заключенным с организацией-изготовителем, гарантийный ремонт для владельцев автомобилей сервисный центр производит бесплатно. При этом стоимость ремонта, произведенного сервисным центром, оплачивается организацией-производителем, которая является заказчиком услуг по проведению гарантийного ремонта.

В соответствии с договором, заключенным с организацией-изготовителем, гарантийный ремонт для владельцев автомобилей сервисный центр производит бесплатно. При этом стоимость ремонта, произведенного сервисным центром, оплачивается организацией-производителем, которая является заказчиком услуг по проведению гарантийного ремонта.

В связи с этим на практике зачастую возникает вопрос, вправе ли организация - сервисный центр не облагать НДС стоимость оказываемых услуг по ремонту и обслуживанию автомобилей в течение гарантийного срока эксплуатации.

Предметом исследования данной статьи стала сфера применения льготы по НДС, предусмотренной пп.13 п.2 ст.149 НК РФ.

В соответствии с пп.13 п.2 ст.149 НК РФ услуги, оказываемые без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним, не подлежат налогообложению.

В пункте 6.8 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового Кодекса РФ (утв. приказом Приказу МНС РФ от 20.12.2000 N БГ-3-03/447) указано, что не включаются в налоговую базу средства, полученные от организаций - изготовителей (в т.ч. нерезидентов) для ремонта и технического обслуживания технически сложных товаров в период гарантийного срока их эксплуатации.

В силу нечеткости формулировок Налогового Кодекса и Методических рекомендаций, определяющих условия неначисления НДС на стоимость услуг по ремонту и обслуживанию товаров, производимых в период гарантийного срока их эксплуатации, необходимо проанализировать возможность использования рассматриваемой льготы организацией – сервисным центром в рассматриваемой ситуации.

Для неначисления НДС на стоимость услуг необходимо выполнение ряда условий, предусмотренных пп.13 п.2 ст.149 Налоговым Кодексом, в частности:

  • необходимо, чтобы организация оказывала услуги по ремонту и обслуживанию товаров в течение гарантийного срока их эксплуатации.
  • услуги должны оказываться без взимания дополнительной платы.

На наш взгляд, данную норму Налогового Кодекса следует рассматривать, прежде всего, в контексте тех взаимоотношений, которые складываются между предприятием-изготовителем товара и покупателем в соответствии с условиями заключенного между ними договора.

Осуществление гарантийного ремонта и обслуживания является обязанностью организации-изготовителя, которая следует из условий договора купли-продажи, заключенного с покупателем. Это установлено, в частности, п.2 ст. 470 ГК РФ, в соответствии с которым, если договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать предъявляемым к нему требованиям в течение гарантийного срока. При этом качество передаваемого товара определяется условиями договора купли-продажи.

Таким образом, приняв на себя гарантийные обязательства по договору купли-продажи товара, изготовитель обязан осуществлять техническое обслуживание и проведение ремонта в течение гарантийного срока без взимания дополнительной платы. При этом устранение неполадок проданного товара, возникших в течение гарантийного срока, следует понимать не как безвозмездное оказание услуг покупателям, а как  способ реализации права покупателя на получение доброкачественного товара в соответствии с условиями договора купли-продажи.

С покупателей не взимается дополнительная плата за обслуживание и ремонт проданного товара, осуществляемых в течение гарантийного срока, поскольку эти услуги оказываются за счет средств, которые уже учтены изготовителем в цене товара при его реализации, а потому в составе стоимости реализованных товаров они уже были обложены налогом на добавленную стоимость. Таким образом, указанная выше норма Налогового Кодекса, позволяющая не облагать НДС стоимость услуг по техническому обслуживанию и ремонту, предоставленных потребителям после продажи товара в период гарантийного срока, дает возможность избежать двойного налогообложения одного и того же объекта.

При этом данный вывод верен в отношении изготовителя товаров, поскольку в соответствии с законодательством именно он принимает на себя обязательства по гарантийному обслуживанию реализованных товаров по договору купли-продажи, т.е. несет ответственность перед потребителем за качество товара в течение установленного гарантийного срока и обеспечивает безвозмездное устранение возникших неполадок. 

Следует обратить внимание на указания Налогового Кодекса, что не подлежат налогообложению услуги, оказываемые без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации. При этом Кодекс не содержит обязательного требования, что данные услуги должны быть оказаны именно организацией-изготовителем, что позволяет рассматривать ситуацию оказания услуг по обслуживанию и ремонту товаров в течение гарантийного срока сервисным центром.

Организация-изготовитель не может передать свои обязательства по осуществлению гарантийного обслуживания реализованных покупателям товаров другим организациям по какому-либо договору, поскольку они основаны на условиях заключенного с покупателями договора купли-продажи и являются обеспечивающими качество поставляемого товара.  Вместе с тем изготовитель может определить организации, уполномоченные на основании договора на принятие претензий от покупателей, а также на выполнение работ по ремонту и техническому обслуживанию реализуемых изготовителем товаров. При этом гарантийное обслуживание осуществляется организацией-изготовителем в соответствии с принятыми по договору с покупателями обязательствами обеспечения качества  товаров, но с привлечением услуг сторонних организаций (сервисных центров).  Стоимость ремонта, производимого сервисным центром, оплачивает не покупатель товара, а организация-изготовитель на основании заключенного с сервисным центром договора.

В этом случае сервисные центры производят работы, являющиеся частью производственной деятельности организации-изготовителя в силу принятых изготовителем на себя обязательств по обеспечению качества реализуемого покупателям товара. Услуги по осуществлению ремонта и технического обслуживания товаров сервисный центр оказывает изготовителю данного товара на основании договора подряда, в соответствии с которым сервисный центр получает от изготовителя плату за выполненные работы в размере, обусловленной договором между ними.

Таким образом, сервисный центр оказывает услуги по ремонту не покупателям товаров, а непосредственно организации-изготовителю по договору подряда, за что и получает соответствующую плату. Однако Налоговым Кодексом установлено, что не подлежат обложению услуги по ремонту и техническому обслуживанию товаров в период гарантийного срока их эксплуатации, оказываемые без взимания дополнительной платы.

При этом Налоговый Кодекс не конкретизирует, с кого именно не должна взиматься дополнительная плата за оказанные услуги, а потому, хотя сервисный центр и производит ремонт и техническое обслуживание товаров в период гарантийного срока их эксплуатации, он все же это делает не безвозмездно, а получает плату за оказанные услуги от предприятия-изготовителя данных товаров на основе заключенного с ним договора подряда.

И хотя пунктом 39 Инструкции «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» от 11 октября 1995 г. N 39, утратившей силу с 2001г. в связи со вступлением Налогового Кодекса, было указано, что дополнительная плата не должна взиматься именно с потребителей, такой подход на практике, видимо, сохранился и в настоящее время, все же Налоговым Кодексом это прямо не предусмотрено. Таким образом, в силу возмездности услуг, оказываемых сервисным центром, представляется неправомерным освобождение от НДС стоимости ремонта и обслуживания товаров в период гарантийного срока на основании пп.13 п.2 ст.149 НК РФ.

Следует обратить внимание также на пункт 6.8 Методических рекомендаций, в соответствии с которым не включаются в налоговую базу средства, полученные от организаций - изготовителей для ремонта и обслуживания технически сложных товаров в период гарантийного срока их эксплуатации. Необходимо отметить, что поскольку возможность невключения суммы, полученной от изготовителя, в налоговую базу при расчете НДС Налоговым кодексом не предусмотрена, данное положение Методических рекомендаций необходимо рассматривать совместно с пп.13 п.2 ст.149 НК РФ как пояснение данного пункта, не допуская при этом расширенного толкования нормы Налогового Кодекса. По нашему мнению, данный пункт описывает ситуацию, обычную в практике работы многих сервисных центров, оказывающих услуги предприятию-изготовителю по проведению ремонта и обслуживания товаров, когда изготовитель берет на себя гарантийные обязательства перед покупателем по обеспечению надлежащего качества реализованного им товара в течение гарантийного срока. При этом, как правило, договор между предприятием-изготовителем и сервисным центром, который будет осуществлять обслуживание покупателя, заключается таким образом, что изготовитель по условиям договора обеспечивает исполнителя работ необходимыми запасными частями и комплектующими или будет компенсировать исполнителю расходы, когда эти комплектующие приобретаются по поручению заказчика (предприятия-изготовителя). В этом случае инициатива покупки деталей на стороне исходит от заказчика, осуществляется в его интересах, что позволяет учитывать покупные части за балансом.

В случае если в договоре, заключенном сервисным центром с организацией-изготовителем, имеются условия о приобретении сервисным центром запасных частей для ремонта по поручению организации – изготовителя, компенсация расходов на приобретение запчастей, полученная от организации – изготовителя, не является для сервисного центра, исполнителя работ, выручкой, а, следовательно, данные средства не включаются в налоговую базу при обложении НДС, на что и указано пунктом 6.8 Методических рекомендаций. При этом оснований для исключения из налоговой базы сервисного центра сумм поступлений в качестве вознаграждения за оказанные услуги, на наш взгляд, законодательством не предусмотрено.

Таким образом, анализ пп.13 п.2 ст.149 Налогового Кодекса позволяет заключить, что единственной ситуацией, наиболее полно соответствующей требованиям Налогового Кодекса с точки зрения необложения НДС стоимости услуг по ремонту и обслуживанию товаров в течение гарантийного срока, является оказание данных услуг покупателю без взимания дополнительной платы непосредственно изготовителем. В случае, когда работы по ремонту и обслуживанию товаров в течение гарантийного срока осуществляются сервисным центром, оказание данных услуг должно облагаться НДС в общеустановленном порядке.

Начать дискуссию