После наших с вами бесед о любви и смерти будет уместно поговорить об еще одном крайне любопытном аспекте человеческой жизни – о грехе. Это удивительное изобретение первых шаманов дошло до нас в практически неизменном виде, а его гениальная простота и эффективность вызывает во мне искреннее восхищение…
Бесстрастная Вики неслучайно определяет грех в первую очередь как нарушение «божьих» заповедей, и лишь во вторую – как действие, причиняющее вред человеку и человечеству. Это указывает на истинную цель изобретателей греха: сформировать в объекте ощущения вины вкупе со страхом кары, а затем использовать этот комплекс в качестве узды. Ведь заезженная всеми евангелиями аналогия про пастырей и овец не взялась из ниоткуда – пастухи гонят овец туда, куда надо пастухам, а не овцам…
«Простите меня, святой отец, ибо я согрешил». В течение жизни мы так часто слышали эти слова, что их настоящий смысл давно стерся, а между тем, эта формула содержит в себе полное описание как сути греха, так и причин его изобретения.
Я исхожу из того, что вы, мой дорогой читатель, в достаточной степени осведомлены о том, как так получилось, что из естественного стремления предупредить соплеменника об опасности («не тронь огонь») выросли и декалог, и горящие кусты и все прочие аксессуары, поэтому воздержусь от погружения в церковную историю, и сразу перейду к сути.
Коротенько по основным тезисам предыдущих статей: я убежден, что единственным источником как всего добра, так и всего зла в нашем мире является человек, и его действия.
Не бывает мыслепреступлений. Любое намерение остается нейтральным до тех пор, пока не превращается в поступок. А когда поступок состоялся, степень его добродетельности или грешности определяется двумя критериями: эффектом, который действие произвело в окружающем мире, и принятием (или непринятием) этого эффекта со стороны других людей.
Каждое действие каждого человека имеет качество, «заряд». Положительный, условно добрый поступок направлен на созидание, творение, а условно злой – на разрушение, энтропию. От силы заряда и его качества зависит реакция мира на такой поступок. Никакой иной, трансцендентной, реакции, никакого «высшего» воздаяния не бывает – раздавать награды и наказания просто некому. Арбитра нет, как нет ни божьего суда после смерти, ни ада, ни рая. Да и смерти нет.
Одно и то же действие может быть и грехом, и добрым чудом на грани святости – одновременно, все зависит от культурно-исторического контекста, от мотива и последствий конкретного поступка. Не буду тратить время на многочисленные иллюстрации – вы без труда найдете множество в собственной практике. Приведу лишь один пример: моего дедушку, светлая ему память, в 1942 году сбросили с парашютом в белорусские леса, где он возглавил разведроту крупного партизанского соединения, и в течение двух последующих лет сосредоточенно нарушал шестую заповедь, убивая гитлеровцев разнообразными способами, действуя как в одиночку, так и в составе организованной группы лиц. Что русскому было хорошо, то немцу была смерть, ня!
Являлись ли его действия грехом? Безусловно, нет. Он дошел до Праги, и вернулся домой, и родил детей, и помог им вырастить меня и моего брата, и ушел отсюда счастливым очень пожилым человеком с чистой и спокойной совестью.
Можно также вспомнить о том, как некоторые из наших предков всего несколько веков назад были причислены к лику святых за деяния, квалифицируемые нынешним гуманным УПК как особо тяжкие, от 25-ти до пожизненного.
Таким образом, нет на свете такой вещи, которую можно было бы однозначно и безальтернативно определить как грех. Убираем лишние слова, и получаем первый вывод: нет на свете такой вещи, как грех.
Впрочем, простите, есть один.
Одному человеку с невозможным именем Оскар Фингал О’Флаэрти Уилсс Уайльд удалось определить один безусловный, бесспорный грех.
Это глупость.
Бизнес-идея греха была изобретена и реализована «духовенством» с единственной целью – извлекать прибыль, продавая фальшивый иммунитет от воображаемой кары. Пиком, абсолютом этой идеи были бумажные индульгенции, но, поскольку по категории «холодный цинизм» это был явный перебор даже для средневековья, градус неадеквата чуть понизили, и вернулись к торговле прощением, которое нельзя подержать в руках.
Отчего же тогда нас гложет совесть, когда мы совершаем «плохой» поступок, и почему, сходив в исповедальню, и получив «отпущение» «грехов», мы чувствуем такое облегчение? Почему так сладостны слезы раскаяния?
Да потому, что этот немудрящий ритуал создает в нашем воображении иллюзию передачи третьей стороне ответственности за совершенный поступок и его последствия. Комплиментом от повара выступает иллюзия отсутствия необходимости делать с последствиями поступка что-либо еще, помимо собственно раскаяния.
Для наглядности: совершил – стало стыдно/страшно, что накажут там или здесь – покаялся – получил отпущение - счетчик обнулился, можно начинать сначала.
Сбросив с себя ответственность, пьяное от облегчения сознание «кающегося грешника» с удовольствием закрывает глаза на то, что у «святого отца», совершающего таинство исповеди, имеется не больше полномочий и способностей отпускать ваши «грехи», чем у газонной таблички с надписью «Выгул собак запрещен».
Единственным реальным бенефициаром этой игры в дурака остается собственно исповедник, извлекающий из ритуала вполне вульгарный профит. «Покаявшийся» «грешник» хотя бы получает свои эндорфины, а вот окружающий мир и люди, пострадавшие в той или иной степени от «греховного» поступка, не получают вообще ничего – последствия «отпущенного греха» остаются в силе и продолжают действовать.
То, что мы называем «муками совести» - это вопли естественного, природного стремления доброго человека исправить, компенсировать негативные эффекты собственных действий, а исповедь – это способ перепрыгнуть через это дискомфортное состояние, ничего специально не предпринимая. Пустышка, фэйк, фуфло, от которого нет ну совершенно никакого проку.
Раскаяние и покаяние, мои друзья, должно быть деятельным. Стыдиться сделанного - бессмысленно. Каяться и не делать ничего больше – безнравственно.
Да, наши поступки – это вам не уиндоуз, и там нет кнопочки “undo”, и то, что исполнилось, невозможно отменить. Но зато у каждого из нас есть счастливая возможность приложить усилия и попытаться уменьшить последствия неблагих дел, которые мы совершили. Прощения просить имеет смысл лишь у того, кому причинил зло, а не у постороннего мужчины в рясе, который почему-то присвоил себе право прощать за других, и уж тем более не у б-га, который, к слову, у нас, грешных, ни разу прощения не попросил, хотя кому-кому, а ему есть за что: посмотрите на этот мир, и посмотрите на эти брюки…
Человеку, сознательно избравшему темную сторону, уколы совести неведомы, и сусальное отпущение грехов ему тоже ни к чему. По его делам ему воздадут люди, если, конечно, сумеют найти и задержать… О таких говорить незачем, и мы не будем, а вместо этого давайте обратим внимание на тех, кто пытается идти путем света и добра, и живет по совести.
Мне представляется, что истинный, полезный в условиях нашего мира комплект заповедей для такого человека мог бы выглядеть примерно так:
- Прежде, чем совершить что-либо, постарайся продумать последствия;
- Приняв решение действовать, действуй без колебаний, стремись достичь максимального результата;
- Если поступок все же повлек негативные последствия – сделай все, что в твоих силах, чтобы уменьшить ущерб. Если это невозможно, пытайся компенсировать причиненное зло добрыми делами.
- Достигнув успеха, поделись накопленным опытом с другими
Я убежден, что кто-то где-то уже формулировал похожие выводы подобным образом, и, скорее всего, не раз – простите мне мое невежество, и поверьте – я не претендую на какие-то лавры.
Я живу, пытаясь следовать этому простому кодексу, и результаты меня весьма удовлетворяют. Кодекс требует делиться позитивным опытом, и потому я здесь, и зову вас следовать моему примеру, потому что в нашем мире с его колоссальными и такими запутанными взаимосвязями любое, даже самое малое воздействие может изменить баланс. Возможно, именно вы, мой дорогой читатель, прямо сейчас воспримете мои доводы, отринете бессмысленную вину за какой-то свой дурной поступок, и приметесь действовать – исправлять, восстанавливать, лечить. Созидать.
А нам с вами только этого и надо, как всем остальным людям на земле, включая и тех, кто понятия не имеет, о чем мы тут с вами разговаривали.
Комментарии
113Цитата:
"То, что мы называем «муками совести» - это вопли естественного, природного стремления доброго человека исправить, компенсировать негативные эффекты собственных действий" - тоже не так давно пришел к пониманию данного факта. От церковных страхов нужно избавляться и учиться находить мир в себе, читать и учиться жить по своему внутреннему голосу совести. Мне кажется многие понимают эту очевидность, но пока просто не могут четко и ясно для себя сформулировать это. Ничего, всему свое время :)
Вам, Иван, классическое СПАСИБО за четкое, ясные формулировки и за мудрость вековую.
Мудрость - достояние души, а не возраста!