Освобождение от уплаты НДС
Организации, использующие право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, должны представить в инспекцию по месту своего учета письменное уведомление и документы, подтверждающие, что объем полученной ими выручки не превышает предельный размер (2 млн руб. за три предшествующих месяца).
При этом налогоплательщик лишь информирует налоговый орган о своем намерении использовать указанное право на освобождение, а последствия нарушения срока уведомления законом не определены. Как отмечено в постановлении № 33, в силу закона такое уведомление может быть произведено и после начала применения освобождения.
Поэтому лицам, фактически использовавшим в соответствующих налоговых периодах освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, не может быть отказано в праве на такое освобождение только лишь на основании непредставления в установленный срок уведомления и документов.
Аналогичным подходом следует руководствоваться и в случае ненаправления (несвоевременного направления) в налоговый орган уведомления о продлении использования права на освобождение и необходимых документов (п. 4 ст. 145 Налогового кодекса РФ).
Кроме того, в постановлении № 33 указано, что при исчислении размера выручки от реализации товаров, работ и услуг в целях применения статьи 145 Налогового кодекса РФ надлежит исходить из предусмотренных законодательством правил ее признания и отражения в бухгалтерском учете. Ведь источником сведений о выручке организации за соответствующие периоды являются регистры бухгалтерского учета. При этом поступления по операциям, не облагаемым налогом (освобожденным от налогообложения), учитываться при определении размера выручки не должны.
Если выставлен счет-фактура
В подпункте 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ предусмотрена обязанность лиц, не являющихся плательщиками налога (освобожденных от исполнения обязанностей плательщиков), в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением НДС перечислить соответствующую сумму в бюджет.
В постановлении № 33 подчеркнуто, что возникновение в этом случае обязанности по перечислению в бюджет налога не означает, что выставившее счет-фактуру лицо приобретает в отношении таких операций статус налогоплательщика, в том числе право на применение налоговых вычетов.
На указанное лицо возлагается лишь обязанность перечислить в бюджет налог, размер которого в силу прямого указания пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ определяется исходя из суммы, отраженной в соответствующем счете-фактуре, выставленном покупателю. При этом возможность уменьшения этой суммы на налоговые вычеты приведенной нормой либо иными положениями главы 21 Налогового кодекса РФ не предусмотрена.
Налог также подлежит уплате в бюджет, если при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, покупателю был выставлен счет-фактура с выделением суммы НДС. Причем в этом случае обязанность уплатить налог возлагается на лицо, являющееся налогоплательщиком. В связи с этим можно применить и налоговые вычеты.
Выбытие имущества
В пункте 10 постановления № 33 даны рекомендации по определению налоговых последствий выбытия (списания) имущества в результате наступления событий, не зависящих от воли налогоплательщика (утрата имущества по причине порчи, боя, хищения, стихийного бедствия и тому подобных событий). В этом случае следует учитывать, что, исходя из содержания пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ, такое выбытие не является операцией, учитываемой при формировании объекта налогообложения.
Однако налогоплательщик обязан зафиксировать факт выбытия и то обстоятельство, что имущество выбыло именно по указанным основаниям, без передачи его третьим лицам. Ведь согласно пункту 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ, он обязан доказать наличие тех фактов своей деятельности, которые влияют на формирование финансового результата, служащего основанием для определения объема налоговой обязанности.
При возникновении спора о соответствии действительности причин выбытия имущества суды будут учитывать характер деятельности налогоплательщика, условия его хозяйствования, а также принимать во внимание соответствие объемов и частоты выбытия имущества обычному для такой деятельности уровню и иные подобные обстоятельства. Кроме того, будут оцениваться возражения налоговиков относительно вероятности выбытия имущества по указанным налогоплательщиком причинам, в частности, доводы о чрезмерности потерь. Если установлен факт выбытия имущества, однако не подтверждено, что выбытие имело место в результате наступления событий, не зависящих от воли налогоплательщика, судам рекомендовано исходить из наличия у него обязанности исчислить НДС по правилам, установленным пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса РФ для случаев безвозмездной реализации имущества.
Необходимость выполнения предписаний
Невыполнение налогоплательщиком при осуществлении хозяйственной деятельности тех или иных предписаний, установленных как публично-правовыми, так и гражданско-правовыми нормами (например, неполучение в необходимых случаях лицензии, иных разрешений или согласований, неосуществление регистрации договора и т. п.), влечет неблагоприятные для него налоговые последствия. В частности, невозможность использовать освобождение от налогообложения конкретных операций, применять налоговые вычеты и др. Но лишь в том случае, если это прямо предусмотрено положениями части второй Налогового кодекса РФ (п. 11 постановления № 33). Так, пункт 6 статьи 149 НК РФ, содержащей перечень освобождаемых от налогообложения операций, прямо оговаривает, что в случае если на осуществление соответствующей деятельности необходима лицензия, такое освобождение действует только при ее наличии у налогоплательщика.
Вычеты у инвестора
На основании пункта 6 статьи 171 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства основных средств.
В пункте 22 постановления № 33 указано, что при толковании этой нормы следует учитывать, что, исходя из ее содержания, возникновение у налогоплательщика, являющегося инвестором, права на вычет не зависит от того, в каком порядке осуществляются расчеты за выполнение подрядных работ и, соответственно, кто предъявил ему к уплате упомянутые суммы – непосредственно подрядная организация или застройщик (технический заказчик). Вместе с тем во взаимоотношениях с инвестором застройщика (технического заказчика), не выполняющего одновременно функции подрядчика, надлежит квалифицировать в качестве посредника и применять к нему правила пункта 1 статьи 156 Налогового кодекса РФ.
Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №8, август 2014 г.
Начать дискуссию