ЭДО

ТОП-7 самых популярных отговорок от обмена электронными документами

В области электронного документооборота речь часто заходит о мотивации. Операторы ЭДО мотивируют клиентов и контролирующие органы; крупные и средние компании - своих контрагентов. Мы собрали самые популярные ответы компаний, не желающих переходить на обмен электронными документами. Часть из них, действительно, похожа на отговорки, другая – обнажает проблемные места. И вот что получилось.
ТОП-7 самых популярных отговорок от обмена электронными документами
На фото Карина Кассис, аналитик компании Synerdocs

В области электронного документооборота речь часто заходит о мотивации. Операторы ЭДО мотивируют клиентов и контролирующие органы; крупные и средние компании - своих контрагентов. Мы собрали самые популярные ответы компаний, не желающих переходить на обмен электронными документами. Часть из них, действительно, похожа на отговорки, другая – обнажает проблемные места. И вот что получилось.

1. Нет сформированной законодательной базы и судебной практики

Открывает наш ТОП фраза: «Законодательство в области ЭДО еще не сформировано». Согласиться с этим утверждением можно было года три назад, когда не было ни четких определений, ни утвержденных форматов электронных документов. Фактически, опирались только на закон об ЭЦП. Стоит признать, в последнее время нормативное регулирование области электронного обмена активно развивается. Несомненно, еще есть к чему стремиться, что исправлять и дорабатывать, но сейчас не об этом.

С перечнем необходимых в работе нормативных актов вы можете ознакомиться на сайте.

Что касается судебной практики, тут, к сожалению, прецедентов не много. Прецеденты, связанные с электронным взаимодействием, случаются редко. В большей своей части, связаны они с использованием электронной подписи.

Чем быстрее будет проникать электронный документооборот в бизнес, тем чаще мы будем говорить о соответствующих судебных прецедентах и об укреплении нормативной базы.

Общий вывод по законодательству получается такой: с той основой, которая есть сейчас, сейчас можно успешно работать.

2. Все равно не избавимся от бумаги

Пессимистично настроенные клиенты утверждают, что никакая автоматизация никогда не избавит нас от бумаги. Что тут можно ответить? «Поживем - увидим». Проводя параллель, признайтесь, как давно вы брали в руки листок бумаги и ручку для того, чтобы написать письмо своим близким?! Бумажную переписку давно вытеснили мобильные телефоны и e-mail. Чем не автоматизация?!

3. ФНС отказывается принимать электронные документы

Налоговые инспекции продолжают истребовать документы на бумаге, в том числе у компаний, которые уже перешли на обмен электронными документами. Распечатка электронных оригиналов, заверение их собственноручной подписью и печатью организации вносят лишние хлопоты в работу бухгалтеров. Почему так происходит – сказать трудно. Можно предположить, что часть инспекций просто не готова к работе с электронными документами. Контролирующим органам, как и всем нам, еще требуется время.

В подобной ситуации можно предложить чаще вести переговоры с вашей инспекцией. Контролирующие органы лояльно относятся к компаниям, работающим с электронными документами. Как показывает практика, от выстраивания процессов совместными усилиями, все только выигрывают.

4. Отсутствие роуминга между операторами ЭДО

Отсутствие роуминга уже нельзя отнести к ряду проблем рынка электронного документооборота. Не было его по разным причинам, это и отсутствие регламентов обмена, и вопросы о разделении зон ответственности между операторами, и многое другое. Сегодня мы наблюдаем другую картину. Операторы, решая задачи рынка, готовы сотрудничать между собой.

К слову, Synerdocs находится на этапе перевода роуминга в промышленную эксплуатацию с двумя операторами Корус Консалтинг и Тензор. Помимо этого, с некоторыми операторами есть договоренность об организации роуминга при появлении первого клиента, у которого будет такая потребность.

Подобные договоренности появляются не случайно. Надо понимать, для организации полноценного роуминга нужна реальная потребность. Тут прослеживается простая, всем знакомая аналогия с операторами сотовой связи. Для чего роуминг, если нет клиентов, желающих общаться с клиентами другого оператора?!

5. Все контрагенты бумажные

При автоматизации документооборота все компании можно разделить на две большие группы: те, кто имеет влияние на контрагентов и те, кто попадает под это влияние. Вполне закономерно, что фразу «Все наши контрагенты работают в бумаге» будет звучать до тех пор, пока лидеры рынка не станут первопроходцами в области электронного взаимодействия. Лидеры подтянут своих контрагентов, постепенно рынок достигнет некоторой точки невозврата. После этого работа с бумагой будет вызывать лишь воспоминания из прошлого.

6. Электронные документы нельзя отправлять «задним» числом

В процессах бумажного документооборота закрепилась практика составления документов «задним» числом. При электронном взаимодействии указать «подходящую» дату отправки невозможно. Сказать, что это просто отговорка, нельзя. Для компаний отдельно взятых отраслей, желающих перейти на обмен электронными документами, это настоящий барьер. Например, энергосбытовые компании физически не успевают выставлять счета-фактуры в срок, так как получают необходимые данные для составления документа, спустя 10-12 дней после совершения хозяйственной операции. Такова специфика их работы, регулируемая отраслевым законодательством.

Ряд других компаний не успевает вовремя принять к вычету НДС. Надеемся, что эту проблему решит принятие законопроекта, вносящего поправки в главу 21 Налогового кодекса РФ. Проект предусматривает увеличение срока принятия НДС к вычету покупателем до дня сдачи декларации. Ожидается, что закон вступит в силу не ранее 1 января 2015 года.

Поправок, продлевающих срок выставления счетов-фактур, в ближайшее время, к сожалению, не ожидается. Это говорит лишь об одном, что пора бизнесу самостоятельно выходить с соответствующей инициативой. Об этом намекает и налоговая служба России в своем письме от 10.07.2014 N ГД-4-3/13390@.

Практика выхода с инициативами уже есть, и она работает. Именно так появились форма и формат электронного акта приемки товарно-материальных ценностей (ТОРГ-1-4).

7. Есть и поважнее дела

Закрывает наш рейтинг чистой воды отговорка: «Есть дела поважнее!». С этим трудно спорить, и надо ли? Поэтому, как только закончите работу над вашими важными делами, сразу переходите на электронный документооборот!

***

А что чаще всего слышите вы от клиентов/контрагентов в ответ на предложение: «Давайте переведем обмен документами в электронный вид!?».

Комментарии

17
  • Enic
    кроме 7 пункта, все остальное не отговорки, а проблемы, которые придется решать бухгалтерам. А все остальные кто должен решать эти проблемы будут сидеть и в потолок плевать от нечего делать.


  • Александр Х
    Документы должны храниться от 1 года до 75 лет. Где хранить электронные?
  • Enic
    на электронных носителях ,к примеру жесткий диск или флэшка
Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Основы предпринимательской экспертизы: как стать успешным предпринимателем

Каждая профессия предполагает наличие у человека определенных качеств. Одни считают, что их можно развить, другие называют это талантом и врожденным даром.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как получить кредит на открытие бизнеса с нуля

Для открытия бизнеса нужен стартовый капитал, сумма которого может составлять до нескольких миллионов рублей. Если у начинающего предпринимателя нет своих накоплений, можно взять кредит. Рассказываем, как его получить и какие есть особенности у целевого кредита на бизнес. 

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

Резко выросло число самозанятых IT-специалистов: почему

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

ИП с сотрудниками: налоги и отчетность

Если у предпринимателя есть сотрудники, он уплачивает те же налоги, что ИП без работников. Кроме того, он платит за работников страховые взносы, удерживает с их зарплат НДФЛ и перечисляет его в бюджет. Все нюансы изложены в нашей статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Бесплатное обслуживание банком счетов оказалось не таким уж и бесплатным

ПАО Банк Синара исполнил предупреждение ФАС с требованием разместить достоверную информацию о брокерских услугах на своем сайте.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Банки

Центробанк рекомендует усилить контроль за платежными агентами

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Цифровизация в школах чрезмерна, показал опрос председателя Госдумы

Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале провел анонимный опрос о чрезмерности цифровизации в школе.

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.

Самозанятых и начинающий бизнес в новых регионах поддержат дополнительно

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Где безопасно обменять наличные на крипту

За 15 лет существования криптовалюты* не только не утратили своей актуальности, но наоборот — по популярности приблизились к фиатным деньгам и ценным металлам. Так, капитализация того же Биткоина сегодня превышает 1,4 триллиона долларов, что уже выше, чем у серебра! Неудивительно, что обмен крипты на наличные сегодня так востребован.

Где безопасно обменять наличные на крипту

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Бухгалтеры

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!

Интересные материалы

Зарплата

Удержание из заработной платы неизрасходованных подотчётных сумм в 1С:ЗУП ред. 3.1

Сотрудник, получая денежные средства под отчет, обязан отчитаться по ним в течение установленного срока, либо должен вернуть средства обратно. Если этого не происходит, сумма неизрасходованного и вовремя невозвращенного аванса будет считаться долгом подотчетного лица.

 Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру