Пенсии

Социалкоголикам

Из десяти клерков, читающих сейчас этот текст, девять родились в СССР, и прекрасно помнят, что такое «социальная защита» по-социалистически. Это всесторонняя опека, порой навязчивая, часто против воли. То государство упаковывало каждого гражданина в плотный кокон зависимостей, стреноживая его и гася любые попытки позаботиться о себе самостоятельно.
Социалкоголикам
На фото Иван Федоров, экс-предприниматель

Иван, напишите статью про наемный труд, как он должен оплачиваться, какие социальные пакеты, гарантии

Mmmaximmm, клерк

Из десяти клерков, читающих сейчас этот текст, девять родились в СССР, и прекрасно помнят, что такое «социальная защита» по-социалистически. Это всесторонняя опека, порой навязчивая, часто против воли. То государство упаковывало каждого гражданина в плотный кокон зависимостей, стреноживая его и гася любые попытки позаботиться о себе самостоятельно.

Такие вещи, как «тунеядство», «льготная профпутевка», «курсы повышения квалификации», «учебно-производственный комбинат» мало значат для людей, родившихся после 1985 года, но мы-то помним, как даже идейных безработных втаскивали в экономику за шиворот, вынуждая встраиваться в систему, и работать – пусть номинально, пусть спустя рукава, и - становиться субъектом государственной опеки. На структуры соцзащиты были завязаны многие каналы распределения товаров и услуг, которые другим способом получить было просто невозможно. Индийский чай со слоником - только для членов профсоюза, или райисполкома, или Общества детских патологоанатомов.

Можно до хрипоты спорить о достоинствах или недостатках такого подхода, но мы не будем – в целях настоящей дискуссии заострим внимание на одном безусловном эффекте, которому подверглись все жители СССР.

Мы привыкли, что государство решает за нас, заботится о нас, и умеет это делать лучше нас. Мы подсели на соцзащиту, мы стали социалкоголиками.

Когда в кремлевские кресла сели новые люди, новое государство  принялось немедленно сокращать объем своих социальных обязательств, провозгласив свободу всех во всем, включая свободу гражданина самостоятельно защищать себя от социальных рисков. Вполне закономерно, в девяностые годы соцзащита провалилась ниже дна, а государство, не стесняясь, объявило дефолт по социальным обязательствам, предложив в качестве объяснения смешное «ну не шмогла я, не шмогла…», хотя нам, если вы помните, было не до смеха. Мы громко переживали синдром отмены, и жаждали вновь ощутить сладкий вкус государственной заботы.

Команда, вставшая к штурвалу в год миллениума, оценила мощь электорального потенциала социальной защиты, и подняла на свои знамена те самые девизы: достойная пенсия, достойная зарплата, борьба с бедностью и безработицей. Социалкогольный ларек вновь объявил о своем открытии.

Истомленные абстинентным синдромом граждане с восторгом понесли своих спасителей на руках, и продолжают нести…  Однако, как говорил Василий Иванович Чапаев в том самом анекдоте, в социальной программе этого государства есть нюансы.

То государство решало общие, общественные задачи. Они могли быть идеологически  неверными, ошибочно сформулированными, преступно наивными – пусть так. Но в центре той социальной политики было благо большинства.

Эта команда беспокоится только и исключительно о собственном, личном, частном интересе, и рассматривает все остальное общество в единственном качестве – в качестве сырьевой базы. Вряд ли верность этого утверждения нуждается в доказательствах, но для тех, кто все равно попросит, я приведу пару аббревиатур: ПФР, ВТБ, РЖД, ОМС. 

Наше современное государство более или менее успешно мимикрирует под своего могучего предка, имитируя его наиболее популярные, любимые людьми свойства, среди которых соцзащита занимает ведущие позиции. Однако, как мы уже сказали в предыдущей статье, имитация свойства весьма сильно отличается от самого свойства.  

Символические детские пособия, будто бы страховая медицина, условно-бесплатное среднее образование, материнский капитал от слова «материться», и пенсионное обеспечение от слов «пенис» и «без печени» - вот лишь самые очевидные свидетельства того, что советского Лукоморья больше нет, и никогда не будет. 

Между тем коренные лукоморцы, родившиеся в СССР, и все еще составляющие 63% населения РФ, так и не научились самостоятельно о себе заботиться, продолжая по инерции надеяться, что кто-то третий вдруг придет и станет их социально защищать. Государство же, стремясь поддерживать на уровне свой рейтинг, умело эксплуатирует эти ожидания,  подсовывая избирателю убогие чучелки типа ОМС и «бюджетных мест» в ВУЗах.

Иллюзорные социальные гарантии, разумеется, не могут дать ничего, кроме иллюзии защищенности, которая рано или поздно заканчивается жестоким разочарованием, что в очередной раз весьма убедительно доказал МЭР, упразднив накопительные пенсии (в том, что их упразднение – вопрос времени, нет никаких сомнений). Собственно, никакого другого исхода у этой «пенсионной реформы» просто не могло быть – из персиковой косточки не может вырасти кокос. Весь этот водевиль с обязательными взносами с самого начала был задуман как еще одна не вполне очевидная форма федерального НДФЛ, который задачу выплаты пенсий решал как факультативную.

Правы те, кто называет нашу нынешнюю ситуацию уникальной, такого действительно не было никогда, и вряд ли будет: государство объявляет себя социально-ориентированным, и снимает с этих деклараций неплохие сливки в виде рейтинга и полной управляемости народных масс, а на деле объем и качество социальных гарантий большинства граждан постоянно сокращается. Я неслучайно подчеркиваю «большинства», потому что существует крошечное меньшинство, которое настолько шикарно защищено в социальном плане, что из-за гигантского децильного коэффициента средняя температура по больнице все еще выглядит нестрашно.   

Тренд, однако, просматривается, и его вектор ясен – вбок, назад и вниз. Социальные гарантии – слишком тяжкое бремя даже для значительно более здоровых экономик, что уж говорить про такую тщедушную, как наша. Население неумолимо стареет, рождаемость так же неумолимо снижается, и на одного с сошкой стало намного больше с ложкой, чем было в Лукоморье. Это общемировая тенденция, и перед проблемой социальной защиты мы стоим не одни. Посмотрите, что творится в Штатах, в Испании, в Греции… Тамошние получатели пособий пожирают невообразимое количество общего ресурса, ничего не давая взамен, кроме своих голосов… А голоса, увы, на хлеб не мажутся.

Поэтому постепенно до коллективного сознания мира доходит, что халява – это дорого и больно, и что объем государственной социальной поддержки придется снижать.

Способы предлагаются разные, но суть у них одна: единственным спасением является повышение производительности труда, наряду с увеличением количества людей. вовлеченных в производство, и с сокращением непроизводительных издержек. Главные из которых называются «коррупция», «бюрократия» и «паразитизм».

И тут у наших западных партнеров есть одно весьма существенное преимущество перед нами. В их странах есть частный малый и средний бизнес, а в нашей  - нет, и это очень плохо.

Но, как говорится, что выросло, то выросло, и всем нам за границу не сбежать, и оттуда к нам порядок наводить никто не приедет – все придется делать самим. Приступим же, помолясь.

Для начала, дорогие братья-социалкоголики, прекратите считать, что этому государству небезразлична ваша судьба, или, что еще опаснее, полагать, что оно вам что-нибудь должно. Не должно, и безразлична.

За исключением тех из нас, кто заработал пенсию на высоком государственном посту, объем «заботы», которое государство дает нам, включая пособия по беременности, пенсии и льготы, настолько ничтожен, что ими можно смело пренебречь в своих расчетах, и рассматривать их в лучшем случае как приятное дополнение к основному доходу. Впрочем, для получения большинства ништяков реципиенту придется пройти через такие бюрократические жернова, что о приятности говорить будет просто неуместно.

Просто запомним: никто, кроме нас самих, не даст нам социальную защиту, кроме случаев, когда ее предоставление выгодно предоставляющей стороне. Нашему нынешнему государству это не нужно ни с какой точки зрения, поэтому единственным, кто еще может быть заинтересован в вашем благополучии, пусть вынужденно и временно, является ваш мироед-работодатель.

Заставить его желать о вас заботиться – ваша основная задача, и как это сделать – ваш главный вопрос.

Ответ на него прост настолько, что даже неудобно.

Нужно быть профи, экспертом, асом. Нужно знать и любить свое дело, учиться, развиваться, расти. Оставаться редким, труднозаменимым специалистом. Наращивать и поддерживать на уровне свою конкурентоспособность. Эффективно работать, рассчитывая только на себя.

Возможностей для этого очень много - мир задыхается от дефицита квалифицированных кадров.  Даже у нас при всех несовершенствах рынка труда грамотные люди не успевают даже крикнуть «свободная ка…», а снаружи, во внешнем мире, безработица давно стала осмысленным выбором. Например, в Испании, которую так любят приводить в пример наши чиновники, маятник ушел за 25%  именно тогда, когда лопнула система, выстроенная на всеобщем социалкоголизме. Сейчас экономика возвращается в баланс ровно с той скоростью, с какой к людям приходит понимание, что халява им больше не по карману. И нам придется пройти по этому же самому пути, однако у нас есть преимущество -  мы знаем, где лежат грабли, и можем на них не наступать.

Конечно, можно и дальше сидеть с открытым ртом в ожидании государственной манны, и просидеть так всю жизнь до немощи.

А можно подняться, и начать действовать.

Мир стал прозрачен, границы стираются. Каждый, кто не нашел себя в своем аквариуме, может попытать счастья в открытом море. Учите языки, овладевайте знаниями, расширяйте список своих умений. Будьте полезны, и те, кому будут нужны ваши мозги и руки, дадут вам те социальные пакеты и гарантии, которые вы потребуете.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

31
  • Leonova2023

    Во-первых, хочу поблагодарить автора за то, что не оставил мой вопрос без внимания.

    Во-вторых, хочу заметить, что спрашивала я немного о другом - каким образом частный бизнес должен оплачивать наемный труд, особенно в свете пожеланий автора отделить бизнес от государства?

    В-третьих,
    "прекратите считать, что этому государству небезразлична ваша судьба, или, что еще опаснее, полагать, что оно вам что-нибудь должно "

    Государство действительно должно своим гражданам, потому что граждане - это не только 60 - 120 кг пушечного мяса.

  • Иван Петрович


    Mmmaximmm,

    Цитата:
    " каким образом частный бизнес должен оплачивать наемный труд, особенно в свете пожеланий автора отделить бизнес от государства? "

    Это давно и широко известные вещи, которые применялись даже в СССР. По труду и честь, слышали ведь?

    В условиях рынка, свободного от государства, бизнес самостоятельно решает все вопросы по компенсациям. Баланс спроса и предложения. Хочешь квалифицированный эффективный персонал - плати конкурентную ЗП, ДМС, бонусы и бенефиты. Не можешь - будешь жить с полуквалифицированным недоэффективным персоналом, пока конкуренты не удушат.

    Формула придумана давно, и везде состоит одних и тех же компонентов: единые правила игры, закон, суд, профсоюзы. Прекрасная саморегулирующаяся система.

    Цитата:

    "Государство действительно должно своим гражданам "

    Нормальное государство - должно. Это государство своих обязательств не признаёт, поэтому считать, что оно чего-то должно - наивно, и ждать чего-то от него - бессмысленно. статья об этом.

  • Иван Петрович

    Цитата:
    "И демагогией о том, что его надо развивать или призывами не мешать пчелам ничего не сделаешь. Это все понятно. Нужен реальный механизм, что бы люди внутренне этого захотели. "

    Это вы, Аноним, вполне демагогично завернули))