Источник: Журнал "Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение"
В соответствии с разъяснениями, приведенными в Письме Минобрнауки РФ от 07.04.2014 № 08-455 «О закупке учебников и учебных пособий» (далее – Письмо № 08-455), с 1 сентября 2013 года закупка учебников и учебных пособий для обеспечения муниципальных образовательных организаций осуществляется на муниципальном уровне. Одним из способов такой закупки является централизованное снабжение органами местного самоуправления всех подведомственных муниципальных образовательных организаций необходимыми учебниками и учебными пособиями. О правилах осуществления централизованных закупок и их отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете расскажем в данной статье.
Курс повышения квалификации «Госзакупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ»
Полное погружение в вопросы закупок по правилам 2024 года с тестами и практикой: вы научитесь искать выгодные закупки, пользоваться тендерными площадками, составлять заявки на участие и готовить пакет документов. Сейчас научиться госзакупкам можно по сниженной цене13 1007 500 руб.
После прохождения курса выдаем официальное удостоверение о повышении квалификации на 72 часа и вносим его в реестр ФИС ФРДО Рособрнадзора. Станьте специалистом, который поможет бизнесу заработать больше!
Записаться по акции
Правовые основы централизованных закупок
Централизованная закупка учебников осуществляется органами самоуправления согласно ст. 26 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 26 Закона № 44-ФЗ в целях централизации закупок в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, муниципальными правовыми актами создается государственный (муниципальный) орган (казенное учреждение), уполномоченный на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для подведомственных заказчиков, либо указанные полномочия возлагаются на орган (казенное учреждение) из числа существующих. Согласно разъяснениям, приведенным в Письме № 08-455, при централизованной закупке учебников и учебных пособий таким уполномоченным органом выступают органы местного самоуправления, которые определяют поставщиков указанных товаров для заказчиков – подведомственных муниципальных образовательных учреждений.
Иными словами, при централизованных закупках обязанности по определению поставщиков товаров (в нашем случае учебников) возлагаются не на самих заказчиков – муниципальные образовательные учреждения, а на уполномоченные органы (уполномоченные учреждения).
Вместе с тем положениями ст. 26 Закона № 44-ФЗ предусмотрено расширение полномочий, возлагаемых на указанные уполномоченные органы (учреждения). Так, в соответствии с п. 3 ст. 26 в рамках централизованных закупок на уполномоченные органы (уполномоченные учреждения) могут быть возложены обязанности не только по определению поставщиков, но и по заключению контрактов, их исполнению, в том числе приемке поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечению их оплаты. Решение о возложении таких полномочий принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.
Исходя из вышесказанного, а также применяя положения ст. 26 Закона № 44-ФЗ, условно можно выделить две схемы централизованных закупок учебников:
1. Когда уполномоченные органы – органы местного самоуправления наделены полномочиями исключительно по определению поставщиков учебников (централизация по определению поставщиков). В данном случае органы местного самоуправления не могут осуществлять обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе его начальной (максимальной) цены, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики учебников, то есть непосредственно муниципальными образовательными учреждениями. По сути, при такой схеме централизованных закупок уполномоченные органы осуществляют только закупочные процедуры и определяют поставщиков.
2. Когда уполномоченные органы – органы местного самоуправления наделены полномочиями не только по определению поставщиков учебников, но и по заключению контрактов, их исполнению, в том числе по приемке поставленных учебников, обеспечению их оплаты (полная централизация).
Независимо от того, какая из этих схем централизованных поставок применяется, выбор закупаемых учебников и учебных пособий должен осуществляться непосредственно образовательными организациями (п. 4 ст. 18и пп. 9 п. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ ). Такие разъяснения приведены в Письме № 08-455. Сведения об имеющихся потребностях в учебниках заранее формируются муниципальными образовательными учреждениями, в чьих интересах планируется централизованная закупка, и предоставляются уполномоченным органам (уполномоченным учреждениям). При формировании таких сведений муниципальные образовательные учреждения должны руководствоваться Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253.
Бухгалтерский учет при централизованных закупках учебников
Стоит отметить, что схемы бухгалтерских записей по отражению поступления материальных ценностей в централизованном порядке подробно описаны только в Инструкции № 162н (разд. 6), которую применяют казенные учреждения и государственные (муниципальные) органы власти.
Поскольку централизованные поставки могут быть осуществлены и в отношении бюджетных и автономных учреждений, для них сформируем бухгалтерские проводки по аналогии с проводками, используемыми казенными учреждениями, соблюдая при этом правила ведения бухгалтерского учета в бюджетных и автономных учреждениях, установленные инструкциями № 174н и 183н соответственно.
Прежде чем привести бухгалтерские записи, напомним, что такие материальные ценности, как учебники, относятся к объектам библиотечного фонда и учитываются в составе основных средств на соответствующих аналитических счетах счета 0 101 07 000 «Библиотечный фонд»:
0 101 27 000 «Библиотечный фонд – особо ценное движимое имущество учреждения»;
0 101 37 000 «Библиотечный фонд – иное движимое имущество учреждения».
Выше были описаны две схемы централизованных закупок учебников для муниципальных образовательных учреждений. В ситуации, когда уполномоченные органы выполняют исключительно закупочные процедуры, то есть обладают полномочиями только по определению поставщиков учебников, муниципальные образовательные учреждения отражают в бухгалтерском учете расчеты с поставщиками и поступление учебников без каких-либо особенностей. Поскольку в этом случае уполномоченные органы не участвуют ни в оплате поставки, ни в приемке учебников, порядок отражения бухгалтерских записей в образовательных учреждениях такой же, как если бы закупку учебников учреждения осуществляли самостоятельно.
Рассмотрим порядок отражения наиболее сложной схемы централизованных закупок, когда уполномоченные органы не только выполняют обязанности по определению поставщиков учебников, но и имеют право заключать контракты о поставке, оплачивать их (то есть осуществлять расчеты с поставщиками), участвовать в приемке учебников. В рамках такой схемы могут быть заключены контракты:
на централизованное снабжение – предусматривающие исполнение поставки грузополучателю;
на централизованное снабжение – предусматривающие исполнение поставки с дальнейшей передачей (закреплением) имущества, приобретенного для грузополучателя.
Оформление взаимосвязанных расчетов между участниками централизованного снабжения (заказчиком и грузополучателем) осуществляется с обязательным оформлением двух экземпляров извещения (ф. 0504805) согласно прилагаемым к нему первичным учетным документам.
В соответствии с п. 155 Инструкции № 162н в случае формирования заказчиком извещения об отправке поставщиком в адрес грузополучателя учебников последний при получении извещения осуществляет внутренний контроль принятия к учету учебников (их поступлением), с уведомлением заказчика посредством направления ему второго экземпляра извещения о принятии к учету поступивших материальных ценностей. При неполучении учебников в период, достаточный для их транспортировки, грузополучатель уведомляет заказчика об этом путем направления извещения.
В случае оформления в соответствии с порядком, предусмотренным учетной политикой заказчика, а также согласно условиям государственного (муниципального) контракта на централизованное снабжение грузополучателем извещения о получении по централизованному снабжению учебников от поставщика два экземпляра указанного извещения направляется заказчику. При этом заказчик при получении извещения грузополучателя заполняет его в своей части и направляет в подтверждение сформированных взаимосвязанных показателей один экземпляр извещения грузополучателю.
Далее приведем корреспонденцию счетов.
Содержание операции | Дебет | Кредит |
В бюджетном учете у заказчика (уполномоченного органа (учреждения)) | ||
Перечислен аванс поставщику на условиях муниципального контракта на централизованное снабжение учебниками | 1 206 31 560 | 1 304 05 310 |
Отражены расчеты с поставщиком на основании полученных документов (счетов, накладных), подтверждающих поставку учебников: |
|
|
а) по муниципальному контракту на централизованное снабжение, предусматривающему исполнение поставки грузополучателю | 1 304 04 310 | 1 302 31 730 |
б) по муниципальному контракту на централизованное снабжение, предусматривающему исполнение поставки, с дальнейшей передачей (закреплением) имущества, приобретенного для грузополучателя |
|
|
– отражение вложений в приобретенные учебники; | 1 106 31 310 | 1 302 31 730 |
– передача сформированных вложений в адрес грузополучателя (на основании извещения, направленного грузополучателю) | 1 304 04 310 | 1 106 31 410 |
Произведен зачет ранее перечисленного аванса | 1 302 31 830 | 1 206 31 660 |
Произведен окончательный расчет с поставщиком | 1 302 31 830 | 1 304 05 310 |
В бюджетном (бухгалтерском) учете у грузополучателя (казенные, бюджетные и автономные учреждения) | ||
Поступление учебников по получении извещения и прилагаемых к нему первичных документов о поставке (счетов, накладных): |
|
|
– у казенного учреждения | 1 106 31 310, 1 101 37 310 | 1 304 04 310 |
– у бюджетного учреждения | 4 106 31 (21) 310, 4 101 37 (27) 310 | 4 304 04 310 |
– у автономного учреждения | 4 106 31 (21) 000, 4 101 37 (27) 000 | 4 304 04 310 |
Поступление учебников до момента получения извещения: |
|
|
а) принятие к учету учебников на забалансовый счет | 22 | – |
б) перевод учебников с «забаланса» на баланс по факту получения извещения: |
|
|
– у казенного учреждения | 1 106 31 310, 1 101 37 310 | 1 304 04 310 |
– у бюджетного учреждения | 4 106 31 (21) 310, 4 101 37 (27) 310 | 4 304 04 310 |
– у автономного учреждения | 4 106 31 (21) 000, 4 101 37 (27) 000 | 4 304 04 310 |
Списание учебников с забалансового счета | – | 22 |
Управление образования муниципального района (уполномоченное казенное учреждение – заказчик) заключило муниципальный контракт на централизованное снабжение учебниками сельских общеобразовательных школ (грузополучателей). Данный контракт предусматривает исполнение поставки учебников с дальнейшей их передачей (закреплением) за школами, для которых такие учебники приобретены. Общая сумма контракта составляет 300 000 руб. (1 500 экз.), в том числе аванс (30%) – 90 000 руб. В МБОУ «Школа № 1» поставлены 200 учебников на сумму 50 000 руб. на основании извещения, полученного от Управления образования, с приложением накладных от поставщика. При принятии к учету учебников они отнесены к иному движимому имуществу школы.
В бюджетном учете Управления образования и бухгалтерском учете школы данные операции отразятся следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
В бюджетном учете Управления образования | |||
Уплачен аванс на поставку учебников | 1 206 31 560 | 1 304 05 310 | 90 000 |
Отражены вложения в приобретенные учебники на основании представленных поставщиком накладных о поставке учебников | 1 106 31 310 | 1 302 31 730 | 300 000 |
Направлены в адрес сельских школ извещения о направлении им учебников | 1 304 04 310 | 1 106 31 410 | 300 000 |
Произведен зачет ранее перечисленного аванса | 1 302 31 830 | 1 206 31 660 | 90 000 |
Произведен окончательный расчет с поставщиком по факту поступления от школ вторых экземпляров извещений, подтверждающих поступление к ним учебников | 1 302 31 830 | 1 304 05 310 | 210 000 |
В бухгалтерском учете школы № 1 | |||
Отражено поступление учебников на основании полученного от Управления культуры извещения с приложением к нему накладных от поставщика | 4 106 31 310 | 4 304 04 310 | 50 000 |
Приняты к учету учебники в состав библиотечного фонда (второй экземпляр извещения возвращен Управлению образования) | 4 101 37 310 | 4 106 31 310 | 50 000 |
Воспользуемся условиями предыдущего примера и предположим, что муниципальным контрактом предусмотрена поставка учебников напрямую грузополучателям-школам.
В данной ситуации операции отразятся в бюджетном учете Управления образования и школы № 1 следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
В бюджетном учете Управления образования | |||
Уплачен аванс на поставку учебников | 1 206 31 560 | 1 304 05 310 | 90 000 |
Отражены расчеты с поставщиком на основании представленных им накладных о поставке учебников | 1 304 04 310 | 1 302 31 730 | 300 000 |
Произведен зачет ранее перечисленного аванса | 1 302 31 830 | 1 206 31 660 | 90 000 |
Произведен окончательный расчет с поставщиком по факту поступления от школ обоих экземпляров извещений, подтверждающих поступление к ним учебников. Оформив эти извещения в своей части, один экземпляр Управление образования возвращает школам | 1 302 31 830 | 1 304 05 310 | 210 000 |
В бухгалтерском учете школы № 1 | |||
Отражено поступление учебников на основании накладных от поставщика. По факту поступления учебников школа самостоятельно оформляет два экземпляра извещения и оба направляет в Управление культуры. Один из них впоследствии должен возвратиться назад в школу | 4 106 31 310 | 4 304 04 310 | 50 000 |
Приняты к учету учебники в состав библиотечного фонда | 4 101 37 310 | 4 106 31 310 | 50 000 |
* * *
Закупка учебников для муниципальных школ в основном осуществляется в централизованном порядке. При этом обязанности по определению поставщиков учебников возлагаются на уполномоченные органы (уполномоченные учреждения). Эти органы (учреждения) также могут обладать полномочиями по заключению контрактов, их оплате и участвовать в приемке учебников.
В зависимости от полномочий, которыми наделены соответствующие органы (учреждения), осуществляющие централизованные закупки, а также от условий заключаемых контрактов порядок отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете операций, связанных с централизованным снабжением, будет различаться. В данной статье на примерах рассмотрены случаи, когда централизованные поставки учебников осуществляются напрямую грузополучателям – муниципальным образовательным учреждениям или поступают к уполномоченным органам (учреждениям) с последующим их распределением в адрес грузополучателей.
Стоит отметить, что помимо централизованных поставок учебников муниципальные образовательные учреждения вправе самостоятельно их закупать за счет средств, полученных из местных бюджетов на оказание муниципальных услуг. Кроме того, в целях обеспечения муниципальных образовательных учреждений учебниками и учебными пособиями могут быть проведены совместные аукционы двумя и более заказчиками (Письмо № 08-455).
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.
Начать дискуссию