Налоги, взносы, пошлины

Расходы на проведение мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах

Приказом Минтруда РФ от 16.06.2014 № 375н внесены изменения в Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 № 181н.

Источник: Журнал "Строительство: Бухгалтерский учет и налогообложение"

Вопрос

Приказом Минтруда РФ от 16.06.2014 № 375н внесены изменения в Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 № 181н. Документ дополнен п. 32 следующего содержания: «Реализация мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах, в том числе:

  • компенсация работникам оплаты занятий спортом в клубах и секциях;
  • организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), включая оплату труда методистов и тренеров, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;
  • организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (производственной гимнастики, лечебной физической культуры (далее – ЛФК) с работниками, которым по рекомендации лечащего врача и на основании результатов медицинских осмотров показаны занятия ЛФК), включая оплату труда методистов, тренеров, врачей-специалистов, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;
  • приобретение, содержание и обновление спортивного инвентаря;
  • устройство новых и (или) реконструкция имеющихся помещений и площадок для занятий спортом;
  • создание и развитие физкультурно-спортивных клубов, организованных в целях массового привлечения граждан к занятиям физической культурой и спортом по месту работы».

Правильно ли мы понимаем, что расходы на проведение названных мероприятий могут учитываться при определении базы по налогу на прибыль, например, на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ?

Статьей 226 ТК РФ установлено, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Налогоплательщик не лишен права учесть такие расходы в целях налогообложения прибыли. Однако при этом необходимо соблюдать заложенные в гл. 25 НК РФ общие принципы признания расходов. Во-первых, расходы должны быть обоснованны и документально подтверждены. Для выполнения этого требования наряду с документами, подтверждающими факт осуществления расходов, налогоплательщику необходимо иметь утвержденный руководителем организации свой перечень мероприятий (локальный акт). В него нужно включить те мероприятия из типового перечня, которые организация считает необходимыми для проведения в своем коллективе.

Во-вторых, нужно помнить о том, что капитальные расходы формируют первоначальную стоимость объектов основных средств и учитываются в составе расходов через начисление амортизации. В типовом перечне есть такие капитальные расходы, в частности «устройство новых и (или) реконструкция имеющихся помещений и площадок для занятий спортом». Соответственно, если организация считает их необходимыми, включила их в собственный акт-перечень и осуществляет их, учесть их можно только через амортизацию.

Данные выводы подтверждаются Письмом Минфина РФ от 09.08.2011 № 03‑03‑06/4/95, в котором отмечается, что налогоплательщик вправе учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, расходы на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями, предусмотренные ст. 226 ТК РФ, при условии их соответствия критериям, установленным ст. 252 НК РФ. Основанием для отражения расходов в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, будет пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Следует учитывать, что отсутствие в организации разработанного и утвержденного годового плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда (локального акта, содержащего свой перечень мероприятий) не только препятствует признанию расходов в целях налогообложения прибыли, но и квалифицируется как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (Решение Верховного суда Республики Карелия от 11.04.2014 по делу № 21-153/2014).

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 до 5 тыс. руб., на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1 до 5 тыс. руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток), на юридических лиц – от 30 до 50 тыс. руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию