Порядок учета: есть проблемы
Рассмотрим практическую ситуацию.
Организация – генподрядчик. В договоре с заказчиком предусмотрено три этапа. Работы выполняют субподрядчики, при этом в некоторых договорах есть условие о поэтапной сдаче, а в некоторых нет. Как вести бухгалтерский и налоговый учет?
Если договор с заказчиком предполагает поэтапную сдачу работ, а фактически работы выполняют субподрядчики, то в договорах необходимо также закрепить поэтапную приемку работ генподрядчиком. Иначе как можно предъявить к приемке заказчику этап, если он еще не принят самим генподрядчиком?
Тем не менее в практике заключения договоров довольно часты случаи, когда генподрядчик забывает внести пункт о поэтапной приемке работ от субподрядчиков, несмотря на то что ему необходимо предъявлять заказчику к приемке каждый фактически выполненный этап. Такую ситуацию можно охарактеризовать как проблемную с точки зрения организации учета, поскольку налицо разрыв экономической связи между доходами и расходами генподрядчика.
Если строительство краткосрочное
Вместе с тем, если речь, например, идет о краткосрочных договорах, даты начала и окончания работ по которым приходятся на один календарный год, проблемы эти менее острые. Дело в том, что при любых условиях срок окончания работ по договору с заказчиком в целом не может быть ранее чем сроки окончания работ по договору с субподрядчиками. И если разрыв между датой признания дохода и датой признания расходов по принятым субподрядным работам будет виден в промежуточной отчетности внутри календарного года, то по итогам года все выровняется. То же и в налоговом учете: выручка без затрат в одном из отчетных периодов может привести к начислению большой суммы авансовых платежей по налогу на прибыль внутри налогового периода. Но по итогам налогового периода, когда будут признаны расходы на основании подписанных с субподрядчиками актов приемки, все встанет на свои места. Никаких особенностей в плане отражения таких операций в бухгалтерском и налоговом учете нет.
Долгосрочные договоры
Если же рассматривать долгосрочные договоры, даты начала и окончания выполнения работ по которым приходятся на разные календарные годы, то здесь сложности возможны именно с налоговым учетом. Поскольку не исключено, что признавать доход по сданным заказчику этапам предстоит в одном налоговом периоде, а расходы – в другом, когда на руках будет акт приемки субподрядных работ. В этом случае по итогам первого налогового периода придется заплатить большой налог на прибыль, а в следующем налоговом периоде нужно очень постараться, чтобы доказать налоговым органам обоснованность признания расходов, которые относятся к прошлому налоговому периоду.
Если для бухгалтерского учета долгосрочных договоров организация применяет ПБУ 2/2008, то проблем с учетом не возникнет. Ведь признание дохода по мере готовности не связано с фактической сдачей результатов работ заказчику. Но при этом лучше выбрать способ признания дохода «по доле выполненного объема работ». Поскольку он позволит учесть в составе признаваемой выручки и стоимость фактически сданных заказчику этапов выполненных работ, в то время как способ «по доле понесенных расходов» не будет учитывать стоимость фактически сданных заказчику этапов в условиях, когда стоимость субподрядных работ в составе расходов еще не отражена. В последнем случае признанная в учете выручка не будет экономически соответствовать действующему положению дел, что, в свою очередь, может характеризовать бухгалтерскую отчетность как недостоверную. Если генподрядчик не применяет ПБУ 2/2008 в отношении долгосрочных договоров, а признает выручку по факту сдачи заказчику этапов выполненных работ, то наличие дохода в бухгалтерской отчетности по итогам финансового года в отсутствие расходов, связанных с получением этого дохода, может поставить под сомнение достоверность годовой бухгалтерской отчетности.
Вывод из всего сказанного очевиден: в период преддоговорной работы компаниям следует предвидеть последствия расхождения сроков приемки работ от субподрядчиков и сроков сдачи таких работ заказчику.
Начать дискуссию