В августе Федеральная налоговая служба начала в четырех регионах России – Москве, Московской и Калужской областях, а также в республике Татарстан - эксперимент по внедрению контрольно-кассовой техники с функцией онлайн передачи данных. ФНС намерена получить подтверждение того, что система тотального слежения за розницей – мера технически реализуемая (с неизбежными поправками на качество связи) и не слишком обременительная для самих объектов слежения. Если через несколько месяцев нужные аргументы будут получены, в законе о применении ККТ №54-ФЗ появятся соответствующие изменения.
***
Нельзя не отметить, что предлагаемая ФНС реформа не сводится к одному лишь желанию засунуть контрольный орган поглубже в дела торгового бизнеса. И не одни лишь минусы стоит видеть в ней самим торговцам.
Рассмотрим подробности – по крайней мере, так, как они видятся налоговой службе.
Что имеем сегодня
Сегодня, как известно, информация о пробитых чеках хранится внутри кассового аппарата, а точнее - внутри криптографического модуля «Электронная контрольная лента защищенная» (ЭКЛЗ). Соответственно, покупать и использовать можно только те модели ККТ, которые включены в соответствующий Государственный реестр и имеют подтверждение ФСБ о корректности встраивания в них ЭКЛЗ.
Заменять ЭКЛЗ нужно ежегодно, и всякий раз, помимо расходов на покупку, это влечет за собой необходимость визита в ИФНС, где кассовый аппарат нужно предъявлять к осмотру и опломбировать.
Что предлагается
Отменить использование ЭКЛЗ. Вместо этого касса должна быть оснащена устройством, которое позволяет в режиме онлайн передавать сведения о продажах в хранилище данных ФНС. Соответственно, отпадает необходимость ежегодной перерегистрации аппарата, а его начальная регистрация станет электронной – без необходимости посещения инспекции.
Собственно говоря, и ККТ в новом понимании – это не обязательно касса. В качестве устройства передачи фискальных данных может быть зарегистрирован обычный настольный компьютер, планшет или даже смартфон, если на нем установлено необходимое программное обеспечение.
Сколько будет стоить?
Обещано, что новая система станет для владельцев ККТ гораздо более экономной в обслуживании, чем нынешняя. Сравниваем сами. Сразу оговоримся – расчеты ФНС, не наши.
Итак, за счет отказа от покупки и замены ЭКЛЗ на каждом кассовом аппарате можно будет сэкономить 9 тысяч рублей в год. На отказе от обязательных услуг центров технического обслуживания – еще 8 тысяч. Итого 17.
Предполагаемые расходы по новой системе таковы. Оплата услуг связи – тысяча рублей, услуги оператора фискальных данных – 3 тысячи. Итого 4. Тут нужны пояснения. Интернет – хоть фиксированный, хоть мобильный, явно будет стоить владельцу ККТ дороже тысячи рублей в год, так что ФНС с оптимизмом явно переборщила. Что касается услуг оператора, то цифра исключительно оценочная. В ходе эксперимента единым оператором является информационно-вычислительный центр самой ФНС. В дальнейшем, если практика станет обязательной и повсеместной, планируется установить систему конкуренции между операторами – по аналогии с нынешними сервисами электронной сдачи отчетности.
В общем, 17 тысяч экономии против… ей-Богу, трудно сказать скольких новых расходов. Но похоже, что второе число будет все же меньше, чем первое.
Но есть еще разовые расходы по апгрейду существующих аппаратов под новые требования. И здесь нужна градация. Сегодня, по данным ФНС в России зарегистрировано около 3,5 миллиона касс. Меньшая часть этого количества - ККТ с фискальными регистраторами, которые обычно применяются в сетевых супермаркетах, большая - так называемые автономные кассы, используемые в маленьких магазинах и на рынках.
Для первой категории модернизация пройдет программным способом и станет условно-бесплатной. Предполагается, что оператор фискальных данных будет давать клиенту программу бесплатно в рамках тарифа на обслуживание.
А вот для автономных касс модернизация будет уже аппаратной, то есть потребует установки дополнительного модуля передачи данных. По оценкам производителей, когда речь пойдет о промышленных масштабах, стоимость такого устройства будет составлять от 2 до 4 тысяч рублей. Ну а когда придет пора замены ККТ после амортизации, новый аппарат уже «в базе» будет способен соответствовать новым требованиям.
Бить сразу в точку
Налоговики обещают торговцам не только экономию на обслуживании касс. Новая система, по заверению замруководителя службы Даниила Егорова, уменьшит количество незаконных поборов с бизнеса.
«Мы стараемся максимально применять информационные технологии там, где можно обойтись без участия людей, - поясняет Егоров. - Новая система позволит налогоплательщикам реализовывать свои обязанности и права, не вступая в прямой контакт с налоговыми органами.
Если сегодня предприниматели приносят ленту ЭКЛЗ через год, и каждая инспекция самостоятельно разбирается с мерами контроля, то система позволит концентрировать поступающую информацию в одной точке и управлять ей в реальном времени. Не будет необходимости в «веерных» проверках рынков или торговых центров. Будет прямое указание инспектору: иди и проверь конкретную точку, в которой проявляются явные искажения, неадекватное поведение, отклонения от горизонтального или исторического сравнения по аналогичным торговым предприятиям.
Остальных предпринимателей нет смысла трогать, беспокоить проверками. Пусть работают спокойно».
Народный контроль
В замыслах налоговиков есть и «дополнительный контур безопасности». Система и сегодня позволяет на сайте consumer.ofd-gnivc.ru проверить «подлинность» чека на товар, купленный у одного из участников эксперимента. Для этого выпущено специальное мобильное приложение, позже планируется печатать на чеках QR-коды для смартфонов.
«При правильной мотивации (лотереи, льготы по налогам) покупатель будет заинтересован в проверке чека, - уверен Даниил Егоров. – И если чек в онлайн-базе не нашелся, нужно сделать так, чтобы покупателю было комфортно отправить нам об этом сообщение. Такой «народный контроль» может оказать на торговый бизнес влияние большее, чем аналитические системы, которые мы строим у себя».
Тут, кстати, надо сказать, что авторы реформы отлично осознают, что идеальной, устойчивой связи от всех трех миллионов кассовых аппаратов по стране ожидать не приходится. Поэтому допускаются «периоды оффлайна» по техническим причинам – но сразу после восстановления связи отчет о совершенных за это время продажах должен быть отправлен в ФНС. А слишком частые «обрывы связи» станут поводом обратить на эту точку повышенное внимание контролеров.
Думать будут не только налоговики
Итак, если все сбудется, как предполагает ФНС, то государство в ее лице получит всевидящий глаз над розничными продажами. Самой рознице взамен обещана некоторая экономия и сокращение «беспричинных» проверок. Но список бонусов этим не ограничивается.
База данных о продажах, по мнению Даниила Егорова, станет хорошим подспорьем для существующих онлайн-сервисов управленческого учета. С ее помощью владельцы бизнеса смогут отслеживать работу своих продавцов и в удаленном режиме участвовать в формировании цены на товары. «Первые, кто обманет хозяина, если он сам обманывает налоговую – это его сотрудники», - нравоучительно заметил замглавы ФНС.
Ну а покупатели – те самые, которые будут проверять чеки на сайте – смогут контролировать свои собственные расходы. Бюджетирование личного хозяйства - еще один мировой тренд, который на нашей почве пока приживается туго, как и тесное сотрудничество с контролирующими органами.
***
Блок поправок в закон №54-ФЗ, в общем-то, уже сформирован. Среди них уже упомянутый отказ от госреестра ККТ, а также возможность отказа продавца от печати бумажных чеков (электронная версия, взятая из базы ФНС, будет иметь равную с ними силу). Не исключено, что обязанность иметь ККМ с электронным обменом данными распространят и на виды бизнеса, которые сегодня по закону от этого освобождены. Речь идет о сфере услуг – парикмахерских, автомойках и так далее.
15 ноября налоговая служба представит в Правительство промежуточный доклад о ходе эксперимента. Окончательные итоги будут подводить следующей весной.
Комментарии
2Цитата:
"Судя по количеству благих намерений дорога в ад уже готова "
В точку!
Запах свежей серой краски слышен издалека.