Авторы: Л.В. Титова, ведущий консультант департамента развития и стандартизации учетных процессов ФБК, Е.А. Дбар, ведущий юрисконсульт «ФБК Право», Е.Н. Щербачева, заместитель директора департамента развития и стандартизации учетных процессов ФБК
Ситуация
Одним из структурных подразделений общества является служба по связям с общественностью и средствами массовой информации (далее — ССОиСМИ), ключевыми функциями которой являются:
- информирование сотрудников:
- о происходящих событиях внутри общества, его планах и перспективах развития, принимаемых руководством управленческих решениях в целях обеспечения максимальной информированности всех уровней компании о ее деятельности, формирования единой корпоративной позиции по различным вопросам,
- наличии проблем в деятельности общества в целом или его отдельных структурных подразделений с целью получения обратной связи, предложений по их разрешению,
- достижениях подразделений общества, трудовых коллективов с целью мотивации работников к повышению производительности труда,
- применении «лучших практик» организации процессов производства и управления в подразделениях общества с целью привлечения внимания к ним и последующего «тиражирования» положительного опыта,
- введении, изменении кадровой, социальной и иных политик общества, о введении в действие, изменении требований внутренних нормативных актов;
- поддержка положительного имиджа общества и его руководства;
- развитие корпоративной культуры;
- доведение информации о наборе персонала (потребности в персонале) с целью формирования максимального числа кандидатов и выбора лучших из них, обеспечения оперативности заполнения вакансий.
Указанные функции выполняет редакция ССОиСМИ путем производства и обеспечения трансляции телерадиопрограмм, которая осуществляется на территории:
- вахтовых поселков, в которых проживают и трудятся работники общества;
- муниципальных образований, в которых проживают и трудятся работники общества (по отдельным договорам предоставления эфирного времени).
Расходы по содержанию редакции радио и телевидения в настоящее время не учитываются обществом для целей налогообложения прибыли и включаются в состав прочих расходов для целей бухгалтерского учета.
Помимо исполнения функций редакции радио и телевидения ССОиСМИ отвечает за выпуск корпоративной газеты, затраты на содержание которой принимаются в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль как прочие расходы (ст. 264 Налогового кодекса РФ), связанные с производством и реализацией (на основании позиции Минфина России, выраженной в письме от 15 августа 2013 г. № 03-03-06/1/33241, и арбитражной практики).
Вопросы
- Возможно ли включать затраты по содержанию ССОиСМИ в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль?
- Каков налоговый риск включения в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу, расходов по содержанию ССОиСМИ (высокий, средний, низкий)?
- Какие могут быть способы минимизации налогового риска?
- Возможно ли отнесение расходов по содержанию ССОиСМИ в состав общехозяйственных расходов для целей бухгалтерского учета?
Ответ
В соответствии с требованиями ПБУ 10/99[1]расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются:
- на расходы по обычным видам деятельности (расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ и оказанием услуг);
- прочие расходы (расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности).
В рассматриваемой ситуации основными задачами редакции являются:
- улучшение имиджа, в том числе деловой репутации, формирование в СМИ объективного образа общества и положительного общественного мнения о его деятельности;
- всестороннее, объективное и оперативное информирование работников общества о социально-экономическом, общественно-политическом развитии и перспективах общества.
Фактически распространение информации происходит путем:
- организации и проведения съемок телесюжетов и радиопрограмм и передачи их в эфир;
- размещения информационных сообщений и телематериалов в программах сторонних СМИ, на интернет-сайте общества;
- информационного сопровождения брифингов, пресс-конференций, встреч руководителей общества с трудовым коллективом, представителями СМИ, а также годовых собраний акционеров, благотворительных мероприятий и т.п.
Следовательно, результаты деятельности редакции ориентированы:
- на собственных работников общества — в целях регулярного доведения до них информации о событиях, происходящих в обществе;
- на круг лиц, для которых информация о деятельности общества может повлиять на принятие управленческого решения, связанного с сотрудничеством с обществом.
Таким образом, расходы по содержанию ССОиСМИ являются расходами по обычным видам деятельности, поскольку отвечают требованиям Раздела II ПБУ 10/99.
Расходы по содержанию ССОиСМИ в соответствии с требованиями Плана счетов[2] могут быть отражены на следующих балансовых счетах бухгалтерского учета: 23 «Вспомогательное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».
Отметим, что расходы на содержание редакции ССОиСМИ целесообразно отражать:
- на счете 29, поскольку его применение позволит провести следующее распределение указанных расходов:
- в случае распространения некоммерческой информации о событиях и работниках общества и обеспечения коммуникаций — списание соответствующей доли расходов в дебет счета 26,
- в случае распространения материалов СМИ на коммерческой основе — списание соответствующей доли расходов в дебет счета 90 «Продажи» или 91 «Прочие расходы»,
- при наличии материалов рекламного характера[3] — списание соответствующей доли расходов в дебет счетов затрат по соответствующей статье;
- на счете 26, только если распространение информации не осуществляется на коммерческой основе и размещаемые материалы не носят рекламного характера.
На счете 23 «Вспомогательное производство» расходы на содержание редакции ССОиСМИ отражать нецелесообразно, поскольку указанная деятельность не является вспомогательной для основного производства общества.
[1]Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.
[2]План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н.
[3]Согласно п. 1—2 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; при этом объект рекламирования — товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Начать дискуссию