Налог на имущество

Налог на имущество физических лиц с 2015 года

Начиная с 01.01.2015г. вступят в силу поправки, внесенные в Налоговый кодекс Федеральным законом №284-ФЗ от 04.10.2014г. «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц».

Начиная с 01.01.2015г. вступят в силу поправки, внесенные в Налоговый кодекс Федеральным законом №284-ФЗ от 04.10.2014г. «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц».

С нового года вторая часть НК РФ пополнится главой 32 «НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ». Одновременно утратит силу закон РФ от 09.12.1991г. №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

Данная глава предусматривает новый порядок расчета налоговой базы  по налогу – начиная с 2015* года, сумма налога рассчитывается исходя из кадастровой стоимости имущества. Рассчитывать сумму налога будут, как и прежде, налоговые органы.

*Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 01.01.2020 г. единую дату начала применения на территории этого субъекта РФ порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

До момента принятия такого Решения налоговая база определяется «по старому» - исходя из инвентаризационной стоимости объектов.

При этом, согласно п.3 ст.3 закона №284-ФЗ, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований (законы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) о введении на территориях соответствующих муниципальных образований (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) с 1 января 2015 года налога на имущество физических лиц должны быть опубликованы не позднее 1 декабря 2014 года.

Напомним, что статья 23 первой части НК РФ дополнена пунктом 2.1., в соответствии с которым, начиная с 1 января 2015 года, налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, обязаны сообщать о наличии у них:

  • объектов недвижимого имущества (а так же - транспортных средств),

признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в ИФНС по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Вышеуказанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сообщение о наличии объекта налогообложения, указанное в абзаце первом настоящего пункта, не представляется в налоговый орган в случаях:

  • если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта,
  • или если не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы.

Соответственно, с 2015 года представлять сообщения в и вышеуказанные документы необходимо будет тем физлицам, которые не получили уведомление по объектам, приобретенным в 2015 г. и позже.

Если имущество было приобретено в 2015 году и уведомлений по нему не поступало, то с 01 января 2016 года до 30 декабря 2016 года (включительно) налогоплательщику необходимо предоставить информацию в ИФНС.

При этом штрафные санкции за не предоставление в срок такой информации ИФНС сможет применить только с 2017 года. Именно с 1 января 2017 года начнет действовать пункт 3 ст.129 НК РФ.

Согласно данному пункту неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком - физическим лицом налоговому органу сообщения, предусмотренного пунктом 2.1 статьи 23 НК РФ, влечет взыскание штрафа:

  • в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, по которым не представлено (несвоевременно представлено) сообщение, предусмотренное пунктом 2.1 статьи 23 настоящего Кодекса.

В статье мы рассмотрим основные положения новой главы НК РФ – порядок определения налоговой базы по налогу, налоговые ставки и льготы по налогу на имущество физических лиц.

Налогоплательщики и объекты налогообложения

Налогоплательщиками по налогу на физических лиц, как и прежде, признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Объектом налогообложения согласно ст.401 НК РФ, признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:

  1. жилой дом;
  2. жилое помещение (квартира, комната);
  3. гараж, машино-место;
  4. единый недвижимый комплекс;
  5. объект незавершенного строительства;
  6. иные здание, строение, сооружение, помещение.

В целях настоящей главы жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

В составе объектов налогообложения не поименованы доли в праве общей собственности на имущество, как в Законе №2003-1 от 09.12.1991г. Однако, в ст.408 НК РФ приводится механизм расчета налога на имущество, находящееся в долевой/общей совместной собственности.

В случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения.

В случае, если объект налогообложения находится в общей совместной собственности, налог исчисляется для каждого из участников совместной собственности в равных долях.

Налоговая база

Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости. Исключением из этого правила являются те объекты, по которым субъектом РФ не утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов.

Объекты, включенные в Перечень недвижимого имущества, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ*, облагаются налогом по кадастровой стоимости.

*К таким объектам относятся:

  • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  • нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

Порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом РФ в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ (за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта РФ порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом*.

*Налоговым периодом, как и прежде, признается календарный год (ст.405 НК РФ).

В отношении объекта, образованного в течение налогового периода, налоговая база в этом налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет.

Изменение кадастровой стоимости в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев:

1.     Изменения кадастровой стоимости вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет.

В этом случае новая стоимость учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка.

2.     Изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения такой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Налоговая база, определяемая по кадастровой стоимости

Налоговая база в отношении квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры.

Налоговая база в отношении комнаты определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 10 квадратных метров площади этой комнаты.

Налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома.

Налоговая база в отношении единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на один миллион рублей.

Органы муниципальных образований (органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе увеличивать размеры налоговых вычетов.

В случае, если при применении налоговых вычетов налоговая база принимает отрицательное значение, в целях исчисления налога такая налоговая база принимается равной нулю.

Налоговая база, определяемая по инвентаризационной стоимости

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются законодательными актами органов муниципальных образований (законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

При определении налоговой базы по кадастровой стоимости налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих (п.2 ст.406 НК РФ):

1.     0,1% в отношении:

  • жилых домов, жилых помещений;
  • объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;
  • единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом);
  • гаражей и машино-мест;
  • хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

2.     2% в отношении объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п.7 ст.378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым п.10 ст.378.2 НК РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;

3.     0,5% в отношении прочих объектов налогообложения.

Налоговые ставки 0,1% и 2% могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза. При определении налоговой базы по инвентаризационной стоимости, налоговые ставки устанавливаются на основе суммарной инвентаризационной стоимости объектов умноженной на коэффициент-дефлятор, в следующих пределах (п.4 ст.406 НК РФ):

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов)

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов)

Ставка налога

До 300 000 рублей включительно

До 0,1 % включительно

Свыше 300 000 до 500 000 рублей включительно

Свыше 0,1 до 0,3 % включительно

Свыше 500 000 рублей

Свыше 0,3 до 2,0 % включительно

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:

1)     кадастровой стоимости объекта налогообложения (инвентаризационной стоимости с учетом коэффициента);

2)     вида объекта налогообложения;

3)     места нахождения объекта налогообложения;

4)     видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.

Если налоговые ставки не определены нормативными актами муниципалитетов (законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится:

1) в случае определения базы по кадастровой стоимости - по ставкам, указанным в п.2 ст.406 НК РФ;

2) в случае определения базы по инвентаризационной стоимости:

- по ставке 0,1% в отношении объектов с инвентаризационной стоимостью, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), до 500 000 рублей включительно,

- по ставке 0,3% в отношении остальных объектов.

Налоговые льготы

Статьей 407 НК РФ предусмотрен перечень льгот, практически ничем не отличающийся от действующего сейчас.

Согласно положениям ст.407 НК РФ, право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:

1) Герои СССР и Герои РФ, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

2) инвалиды I и II групп инвалидности;

3) инвалиды с детства;

4) участники гражданской войны и ВОВ, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;

5) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

6) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с законами:

  • №1244-1 от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
  • №175-ФЗ от 26.11.1998г. "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"
  • №2-ФЗ от 10.01.2002г. "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

7) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

8) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

9) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;

10) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством РФ выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

11) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

12) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

13) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

14) физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, - в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых помещений, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, - на период такого их использования;

15) физические лица - в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Налоговая льгота предоставляется в размере суммы налога подлежащей уплате. Льгота распространяется на имущество, находящееся в собственности налогоплательщика и не использующееся им в предпринимательской деятельности (п.3 ст.407 НК РФ).

При определении суммы налога, льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения (п.4 ст.407 НК РФ):

  1. квартира или комната;
  2. жилой дом;
  3. помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи;
  4. хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи;
  5. гараж или машино-место.

Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в пп.2 п.2 ст.406 НК РФ, облагаемых по ставке 2% (п.5 ст.407 НК РФ).

Для получения льготы необходимо предоставить заявление о ее предоставлении и документы, подтверждающие право на льготу, в ИФНС по своему выбору (п.6 ст.407 НК РФ)*.

*Если по состоянию на 31.12.2014г. льгота уже была предоставлено, заново подавать заявление и документы не требуется.

Согласно п.7 ст.407 НК РФ, налогоплательщик должен уведомить ИФНС о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых он хочет получить льготу.

Уведомление* необходимо подать в ИФНС до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого применяется налоговая льгота.

Налогоплательщик, представивший в налоговый орган такое уведомление, не вправе после 1 ноября представлять уточненное уведомление с изменением объекта налогообложения.

Если налогоплательщик не уведомляет налоговую инспекцию о выбранном для льготы имуществе, льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

*Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Комментарии

1
  • Над. К
    учитывается и кадастровая стоимость имущества и также суммарная инвентаризационная стоимость имущества за 2014 г.

    Так не бывает. Налог считается либо от одной базы, либо от другой. Зависит от регионального законодательства. В Санкт-Петербурге, например, налог за 2015 год считался от инвентаризационной стоимости, а в Москве от кадастровой.

    И наличие или отсутствие льгот в 2015 году не зависит от того, от какой базы считается налог.