Торговый сбор

О введении торгового сбора и его налоговом учете

Законом N 382-ФЗ установлены особые правила для введения торгового сбора. Москва, Питер и Севастополь могут ввести этот платеж не ранее чем со второго полугодия 2015 года. Чтобы взимать торговый сбор с 01.07.2015, они должны опубликовать закон о нем не позднее 31.05.2015.

Законом N 382-ФЗ установлены особые правила для введения торгового сбора. Москва, Питер и Севастополь могут ввести этот платеж не ранее чем со второго полугодия 2015 года. Чтобы взимать торговый сбор с 01.07.2015, они должны опубликовать закон о нем не позднее 31.05.2015.

А вот остальным муниципальным образованиям, не входящим в состав этих городов, для того чтобы ввести торговый сбор, надо дождаться принятия отдельного федерального закона, в терминологии Закона N 382-ФЗ - "соответствующего федерального закона". Когда появится этот закон, неизвестно...

Так что пока готовиться к уплате торгового сбора надо только тем, кто торгует в любом из городов федерального значения.

Сумма торгового сбора не будет увеличивать налоговые расходы, а будет вычитаться из налога. Плательщики налога на прибыль на сумму сбора смогут уменьшить сумму авансового платежа и налога, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, где уплачен сбор. Напомню, это строка 070 подраздела 1.1 раздела 1 листа 01 декларации по налогу на прибыль.

Авансовый платеж и налог можно будет уменьшать только на сбор, уплаченный до даты уплаты налога. Допустим, вы уплатите торговый сбор в сумме 30 000 рублей:

  • за III квартал 2015 года - 26.10.2015 (25.10.2015 - это воскресенье);
  • за IV квартал 2015 года - 25.01.2016.

На сумму сбора, уплаченную за III квартал, вы можете уменьшить авансовый платеж по налогу на прибыль за III квартал, который надо уплатить не позднее 28.10.2015. А на сумму сбора за IV квартал можно уменьшить налог к уплате за 2015 год, который перечисляется не позднее 28.03.2016. Если авансовый платеж за III квартал оказался равен нулю, но по итогам 2015 года получена прибыль, то сумму налога можно уменьшить на сбор, уплаченный и за III, и за IV кварталы.

Однако, как вы понимаете, если прибыли у вас нет, то и уменьшать вам нечего. Таким образом, не получив от вас налог на прибыль, бюджет получит торговый сбор. А может быть, придется уплатить и сбор, и налог. Так произойдет с теми, кто не представит в ИФНС уведомление о постановке на учет в качестве плательщика сбора, а сбор уплатит по требованию инспекции.

В аналогичном порядке должны бы учитывать сбор и упрощенцы. Но и тут без вопросов не обошлось. В новом пункте 8 статьи 346.21 НК написано следующее. Упрощенцы при ведении облагаемой сбором деятельности "в дополнение к суммам уменьшения", указанным в пункте 3.1 этой статьи, вправе уменьшить налог (авансовый платеж), исчисленный по итогам налогового (отчетного) периода "по объекту налогообложения от указанного вида деятельности", на сумму сбора, уплаченного в течение этого налогового (отчетного) периода.

Вопросов не возникает только по двум моментам. Первый - у упрощенцев нет ограничения по уменьшаемой сумме аванса и налога, связанного с распределением налога между бюджетами. Ведь несмотря на то, что налог при УСНО - федеральный, он целиком зачисляется в бюджет субъекта РФ. Второй - налог к уплате за год или авансовый платеж к уплате за отчетный период можно уменьшить только на сбор, уплаченный в этом периоде. Например, на сумму сбора, уплаченную 26.10.2015 за III квартал 2015 года, можно уменьшить налог за 2015 год. А на сбор, уплаченный в январе 2016 года за IV квартал 2015 года, - авансовый платеж за I квартал 2016 года.

А дальше сплошные вопросы - и все без ответов.

Вопрос первый: вправе ли упрощенцы с объектом "доходы минус расходы" уменьшать налог на уплаченный торговый сбор? Смотрите, нам сказали, что сбор уменьшает налог в дополнение к суммам уменьшения, установленным пунктом 3.1 статьи 346.21 НК. В этом пункте перечислены, в частности, взносы на обязательное социальное страхование и пособия по больничным, выплачиваемые за счет работодателя. Но упрощенцы с объектом "доходы минус расходы" не уменьшают налог на эти суммы, а учитывают их в расходах. Следовательно, они не могут уменьшить налог на сумму сбора в дополнение к обязательным взносам и пособиям. 

С упрощенцами-"доходниками" все тоже неоднозначно. Как вы помните, они уменьшают налог на взносы и пособия в сумме, не превышающей 50 процентов суммы исчисленного налога. Отсюда вопрос второй: распространяется ли это ограничение на торговый сбор, если он уменьшает налог в дополнение к взносам и пособиям?

Ну а третий вопрос актуален для всех упрощенцев независимо от объекта налогообложения. Поскольку на сумму сбора нам разрешили уменьшать только налог, исчисленный по объекту налогообложения от деятельности, облагаемой сбором! Но объект налогообложения при УСНО устанавливается для всей деятельности упрощенца в целом. И если у меня есть магазин и парикмахерская, по которым я не переходила на ЕНВД, то я плачу налог при УСНО по всей своей деятельности сразу. Означает ли это, что нужно каким-то образом высчитать, какая часть налога приходится именно на торговую деятельность, и только эту часть и уменьшать на сумму сбора?

Кстати, в связи с таким оригинальным порядком учета торгового сбора общережимниками и упрощенцами, думаю, в скором времени нам нужно ждать очередного изменения форм деклараций по налогу на прибыль и налогу при УСНО. Поскольку пока они не предусматривают возможности уменьшения исчисленного налога на сумму сбора.

Хотя форму декларации по налогу при УСНО только-только изменили. Приказ ФНС от 04.07.2014 N ММВ-7-3/352@, утвердивший новую форму декларации, пока официально не опубликован, но отчитываться по новой форме упрощенцам придется уже за этот год.

Полный текст семинара читайте в журнале "Главная книга. Конференц-зал" 2015, № 01

Комментарии

4
  • nekltat

    Котообъект, Вы писали:
    "Ну и зачем он нужен, этот торговый сбор??!!"

    Очень денег хоцца)))

  • Над. К
    Там, где будет торговый сбор, не будет ЕНВД по розничной торговле.