Бюджетный учет

Нормативные затраты на услугу: рассчитываем по-новому

Вскоре после издания в октябре 2014 года рекомендаций по установлению общих требований к порядку расчета объема субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания Минфин сделал следующий шаг по внедрению в практику единых нормативов затрат. Финансовое ведомство предложило органам власти примеры расчета нормативов на оказание услуг и тем самым наглядно продемонстрировало, как многочисленные формулы превращаются в деньги.

Вскоре после издания в октябре 2014 года рекомендаций по установлению общих требований к порядку расчета объема субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания[1] Минфин сделал следующий шаг по внедрению в практику единых нормативов затрат. Финансовое ведомство предложило органам власти примеры расчета нормативов на оказание услуг и тем самым наглядно продемонстрировало, как многочисленные формулы превращаются в деньги.

Рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, включенных в базовые перечни, опубликованы на официальном сайте Минфина[2]. Примеры приведены в отношении пяти услуг, предоставляемых учреждениями различных профилей деятельности. По итогам расчетов становится ясно, из чего конкретно складывается годовая стоимость услуги – обслуживания одного пользователя библиотеки, обучения одного ребенка в музыкальной школе, получения одним студентом среднего профессионального образования, содержания одного проживающего в доме-интернате для престарелых и инвалидов, подготовки одного спортсмена-пловца на этапе высшего спортивного мастерства.

Методическая помощь, оказываемая Минфином, призвана облегчить федеральным органам исполнительной власти работу по подготовке в своих сферах регулирования общих требований к порядку определения нормативных затрат (в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 69.2 БК РФ). Кроме того, данные рекомендации пригодятся органам-учредителям, которые должны будут, опираясь на новые правила, определить нормативные затраты на оказание услуг и содержание имущества для подведомственной сети, а также самим учреждениям, принимающим участие в расчете нормативов.

По замыслу Минфина, общий порядок определения нормативных затрат, предусмотренный п. 4 ст. 69.2 БК РФ и разъясненный в Рекомендациях № 02-01-09/49180, позволит обеспечить предоставление населению услуг установленного качества независимо от места их получения. При этом нормативная стоимость таких услуг для однотипных учреждений должна быть одинаковой, а отраслевая и региональная специфика, различия в материально-техническом и кадровом обеспечении учреждений могут быть учтены посредством применения к установленным нормативам корректирующих коэффициентов.

Рассмотрим подробнее, каким образом финансовое ведомство предлагает формировать норматив на оказание услуги.

Основная формула расчета

Согласно п. 4 Рекомендаций № 02-01-09/49180 при определении нормативных затрат на оказание государственной или муниципальной услуги надо учитывать несколько составляющих. Все они рассчитываются с помощью большого количества формул и исходных данных, однако общий алгоритм расчета сводится к следующему.

Норматив на оказание услуги

Нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги:

1) на оплату труда персонала, занятого в предоставлении услуги;

2) на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания услуги;

3) иные нормативные затраты, связанные с оказанием услуги

Нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением учитываемых в составе затрат на содержание имущества):

1) на коммунальные услуги;

2) на содержание недвижимого имущества, эксплуатируемого в процессе оказания услуги;

3) на содержание эксплуатируемого особо ценного движимого имущества;

4) на приобретение услуг связи;

5) на приобретение транспортных услуг;

6) на оплату труда персонала, не занятого в предоставлении услуги;

7) на прочие общехозяйственные нужды

Как пояснено в Рекомендациях № 02-01-09/49180, в качестве исходных данных следует брать нормы, установленные федеральными законами и иными правовыми актами, ГОСТами, СНиПами, СанПиНами, федеральными стандартами и регламентами оказания государственных (муниципальных) услуг. В частности, образовательным учреждениям нужно опираться на ФГОСы, утвержденные Минобрнауки для соответствующего уровня образования, а учреждениям физкультуры и спорта – на федеральные стандарты спортивной подготовки по соответствующему виду спорта, утвержденные Минспортом. В свою очередь, библиотеки могут черпать информацию в том числе из Межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках, принятых Постановлением Минтруда РФ от 03.02.1997 № 6.

Впрочем, нормативные затраты на оказание услуги можно определить и в отсутствие утвержденных стандартов и регламентов. Приведенные в Рекомендациях № 02-01-09/49180 формулы позволяют сделать это.

Остановимся на некоторых расчетных процедурах. Но прежде отметим, что Минфин в подготовленных примерах использует условные расчеты: ими охвачены далеко не все расходы учреждений на оплату труда (включены не все штатные единицы, необходимые для оказания той или иной услуги), приобретение материальных запасов, коммунальных услуг и др. Поэтому в действительности итоговые цифры могут быть больше.

Затраты на непосредственное оказание услуги

Первая из трех частей данного норматива – нормативные затраты на оплату труда работников, непосредственно связанных с оказанием услуги. Расчет таких затрат приведем в отношении услуги по подготовке спортсмена на этапе высшего спортивного мастерства.

Как рекомендует Минфин, сначала необходимо определить нормы штатных единиц работников учреждения, непосредственно связанных с оказанием услуги спортивной подготовки по плаванию.

Наименование ресурса (штатной единицы)

Норма ресурса (на единицу услуги)

Нормативное количество ресурса

Нормативное количество услуг

Комментарий

1

2 = 3 / 4

3

4

5

Тренер

0,25

1

4

Численность группы спортсменов в соответствии с федеральным стандартом спортивной подготовки по плаванию на этапе высшего спортивного мастерства – 4 человека. На группу предусмотрен 1 тренер

Инструктор-методист

0,05

1

20

В силу федерального стандарта спортивной подготовки по плаванию 1 методист предусмотрен на 5 тренеров или 20 спортсменов

Далее рассчитываются нормативные затраты на оплату труда:

Наименование ресурса (штатной единицы)

Норма ресурса (на единицу услуги)

Цена единицы ресурса, руб.

Нормативные затраты (на единицу услуги), руб. в год

Комментарий

1

2

3

4 = 2 х 3

5

Тренер

0,25

590 000

147 500

В качестве цены единицы ресурса взят годовой ФОТ работника, включая страховые взносы, а также взносы на травматизм

Инструктор-методист

0,05

470 000

23 500

Итого

171 000

Вторая составляющая прямых затрат на услугу – нормативные затраты на приобретение материальных запасов. Расчет продемонстрируем на примере услуги по обучению в музыкальной школе.

Как и в предыдущем случае, сначала определяются нормы материальных запасов на оказание единицы услуги.

Наименование ресурса (материальный запас)

Норма ресурса (на единицу услуги)

Нормативное количество ресурса

Нормативное количество услуг

Комментарий

1

2 = 3 / 4

3

4

5

Комплект таблиц по музыкальным инструментам

0,01

1

10

Предусмотрено по 1 комплекту на 1 группу из 10 человек

Комплект ударно-шумовых народных инструментов

0,01

1

10

Синтезатор с подставкой (комплект)

0,01

1

10

Затем определяются нормативные затраты на приобретение материальных запасов:

Наименование ресурса (материальный запас)

Норма ресурса (на единицу услуги)

Срок использования ресурса (лет)

Цена единицы ресурса, руб.

Нормативные затраты (на единицу услуги), руб. в год

Комментарий

1

2

3

4

5 = 2 х 4 / 3

6

Комплект таблиц по музыкальным инструментам

0,1

5

1 000

20

В качестве цены единицы ресурса используется его закупочная стоимость на момент планирования, скорректированная на индексы-дефляторы по группам товаров

Комплект ударно-шумовых народных инструментов

0,1

3

4 000

133,3

Синтезатор с подставкой (комплект)

0,1

5

10 000

200

Итого

1 148

Иные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги, рассчитываются аналогичным образом. В их состав входят, например, обслуживание информационно-справочной системы библиотеки, приобретение учебной литературы в музыкальной школе, повышение квалификации педагогического персонала в учреждении СПО, организация питания в доме-интернате, проведение учебно-тренировочных сборов для спортсменов.

В данную группу также могут включаться затраты учреждения по договорам, заключенным со сторонними специалистами (например, на медицинское обслуживание). Если соответствующий стандарт оказания услуги предусматривает такое обслуживание, а в штате учреждения нет нужного специалиста, эти расходы при расчете нормативов, непосредственно связанных с оказанием услуги, включаются в группу иных затрат.

Затраты на общехозяйственные нужды

В свою очередь, при определении данного вида затрат суммируется семь детализированных групп. Поскольку принципы расчета во всех этих случаях практически одинаковы, приведем лишь два примера.

Так, расчет нормативных затрат на содержание объектов недвижимого имущества, эксплуатируемых в процессе предоставления услуги, продемонстрируем на примере учреждения среднего профессионального образования. Для этого потребуется установить сумму плановых расходов на содержание недвижимости (подчеркнем, что при их оценке финансовое ведомство учло не все составляющие затрат, поэтому стоимость использования имущества в примерах занижена).

Пример 1

Плановые затраты на вывоз твердых бытовых отходов, техническое обслуживание и ремонт охранной сигнализации, содержание прилегающих территорий составляют 1,3 млн руб. в год.

Для дальнейших расчетов необходимо определить два параметра:

1. Общее полезное время использования имущественного комплекса в год на оказание услуги. Данный параметр определяется так.

Имущественный комплекс (образовательное учреждение) осуществляет услугу в течение 225 дней (45 учебных недель в год при пятидневной рабочей неделе). Нормативное количество обучающихся составляет 100 человек (нормативное количество групп – 10, число человек в группе – 10). Таким образом, общее полезное время работы образовательного учреждения равняется 22 500 человеко-дням (225 дней х 100 чел.).

2. Норма времени использования имущественного комплекса на оказание услуги. В соответствии с требованиями к образовательной нагрузке среднего профессионального образования этот показатель составляет 225 дней в году.

Теперь на основе полученных данных рассчитаем стоимость единицы времени использования (аренды) имущественного комплекса учреждения на оказание услуги в части затрат на содержание недвижимого  имущества: 1 300 000 / 22 500 = 57,77 (руб. в день на единицу услуги).

Далее определяются нормативные затраты на содержание недвижимого имущества: 1 300 000 / 22 500 х 225 = 13 000 (руб. в год на единицу услуги).

Обратите внимание, что два указанных параметра применяются при расчете всех нормативных затрат, участвующих в формировании норматива на общехозяйственные нужды. В частности, общее полезное время использования имущественного комплекса необходимо для того, чтобы правильно рассчитать величину затрат на общехозяйственные нужды, которые должны включаться в стоимость услуги. То есть использование названных параметров как раз и отражает суть нормативного метода: благодаря им можно высчитать, сколько реально стоит содержание имущественного комплекса в единицу времени и на единицу услуги. В противном случае все расходы на содержание учреждения были бы распределены между услугами вне зависимости от интенсивности использования имущества и загруженности учреждения.

Наконец, нормативные затраты на оплату труда административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала рассчитаем на примере услуги проживания в доме-интернате.

Пример 2

Плановые затраты на оплату труда директора учреждения и его заместителя (с начислениями) составляют 1,2 млн руб. в год. Имущественный комплекс (дом-интернат) функционирует круглосуточно 365 дней в году, в учреждении 720 койко-мест.

Рассчитаем общее полезное время использования имущественного комплекса в год на оказание услуги: 365 дн. х 720 койко-мест = 262 800 койко-дней.

В силу требований к содержанию граждан пожилого возраста и инвалидов в домах-интернатах норма времени использования имущественного комплекса на оказание услуги – 365 дней в году.

Стоимость единицы времени использования (аренды) имущественного комплекса учреждения на оказание услуги в части затрат на персонал, не задействованный в непосредственном предоставлении услуги: 1 200 000 / 262 800 = 4,6 (руб. в день на единицу услуги).

Далее рассчитываем нормативные затраты на указанный персонал: 1 200 000 / 262 800 х 365 = 1 667 (руб. в год на единицу услуги).

Использование результатов расчетов

Как известно, применять нормативные затраты на оказание услуг и содержание имущества органы власти, осуществляющие полномочия учредителя, должны будут при формировании субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий, выдаваемых учреждениям на 2016 год (на 2016 год и плановый период). А это значит, что учредителям и подведомственным учреждениям необходимо уже в ближайшем будущем приступить к расчетам нормативных затрат по новым правилам.

Но что делать, если исходя из полученных нормативов размер субсидии для учреждения оказался существенно выше либо ниже прежнего финансирования? В этом случае финансовое ведомство рекомендует проверить корректность расчетов по следующим позициям:

  1. стоимость ресурсов, указанных в расчетах (например, может быть выбран самый дорогой или самый дешевый ресурс);
  2. нормы использования ресурсов – учтена ли возможность их использования одновременно несколькими получателями услуг (например, педагог проводит занятие для группы обучающихся, бассейн одновременно используется несколькими спортсменами);
  3. сроки использования ресурса;
  4. затраты на эксплуатацию имущественного комплекса (все ли учитывается при распределении затрат на одну услугу?).

По мнению Минфина, объективные исходные данные и корректные расчеты позволяют получить при использовании предложенной методики нормативные затраты, адекватные реальной ситуации в учреждениях.


[1] Письмо Минфина РФ от 01.10.2014 № 02-01-09/49180 (далее – Рекомендации № 02-01-09/49180).

[2] Раздел «Бюджет», подраздел «Нормативные затраты. Методологическая поддержка ФОИВ».

Источник: Журнал "Руководитель автономного учреждения"

Криптовалюта

С 1 ноября 2024 года в России введены новые нормы для майнинга криптовалют

Цифровая валюта будет рассматриваться как имущество для целей налогообложения.

Комментарии

1
  • Miramia

    Аноним, Вы писали:
    "При расчете нормативных затрат на оплату труда работников, непосредственно связанных с оказанием услуги, возникают трудности с персоналом, который частично задействован при оказании услуг. Куда его включать - во вспомогательный или в основной?
    "

    А как он у вас в штатке стоит?