Бюджетный учет

Надзор в области защиты населения и территорий от ЧС

Одной из основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) является создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Контроль над накоплением, хранением и использованием запасов, а также организационно-методическое руководство осуществляется МЧС в соответствии с Административным регламентом № 359.

Одной из основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) является создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Контроль над накоплением, хранением и использованием запасов, а также организационно-методическое руководство осуществляется МЧС в соответствии с Административным регламентом № 359[1]. В статье рассмотрен порядок проведения организаций на предмет проверок соблюдения законодательства о гражданской обороне.

В силу ст. 1, 2, 6 Федерального закона № 28-ФЗ[2] гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты (СИЗ).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 28-ФЗ порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств определяет Правительство РФ. В настоящее время они утверждены постановлениями от 29.11.1999 № 1309, 27.04.2000 № 379.

На организации в рамках мероприятий по гражданской обороне возлагаются обязанности по созданию и содержанию в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ).

На основании ст. 13 Федерального закона № 28-ФЗ, указов Президента РФ от 11.07.2004 № 868, от 30.09.2011 № 1265 контроль и надзор за соблюдением законодательства о гражданской обороне возложены на МЧС.

Что является предметом государственного надзора, осуществляемого МЧС?

Согласно ст. 4 Административного регламента № 359 предмет государственного надзора – проверка выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, установленных нормативными правовыми актами РФ.

Так, организация обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (СИЗ) регламентирована Приказом МЧС РФ от 01.10.2014 № 543. Данный документ вступил в силу с 16.03.2015, до него действовал аналогичный – Приказ МЧС РФ от 21.12.2005 № 993. В соответствии с вышеприведенными документами обеспечению СИЗ подлежит население, проживающее на территориях в пределах границ зон:

  • защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;
  • возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов.

Приобретение СИЗ должно осуществляться посредством создания материальных резервов защитных средств. Федеральные органы исполнительной власти формируют указанный резерв для работников данных органов и организаций, находящихся в их ведении. Органы исполнительной власти субъектов РФ создают резерв СИЗ для работников этих органов, работников органов местного самоуправления и организаций, находящихся в их ведении соответственно, а также неработающего населения соответствующего субъекта РФ, проживающего на территориях в пределах границ вышеперечисленных выше зон. Организации закупают СИЗ для работников названных организаций.

Накопление СИЗ осуществляется заблаговременно в мирное время в запасах материально-технических средств и резервах материальных ресурсов для ликвидации ЧС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций

В Приказе МЧС РФ № 543 приведены нормативы обеспеченности СИЗ. Так, в документе установлено, что накопление запасов (резервов) СИЗ органов дыхания осуществляется для работников организаций и отдельных категорий населения, работающих (проживающих) на территориях в пределах границ зон возможного химического заражения из расчета на 100% их общей численности. Количество запасов (резервов) противогазов фильтрующих увеличивается на 5% от их потребности для обеспечения подбора по размерам и замены неисправных. Аналогичные нормы были регламентированы ранее действовавшим Приказом МЧС РФ № 993.

Как указали арбитры в Постановлении ФАС ЗСО от 09.08.2012 по делу № А67-4826/2011, несоблюдение данного требования является нарушением законодательства о гражданской обороне.

В отношении каких субъектов осуществляются проверки МЧС?

Законодательство о гражданской обороне устанавливает определенные требования и обязанности в отношении федеральных органов исполнительной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан. Так, в соответствии с п. 9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны[3] органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления на соответствующих территориях должны осуществлять контроль над созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию. Поскольку в отношении данных субъектов установлены определенные требования и обязанности, должностные лица территориальных органов ГУ МЧС вправе в пределах своих полномочий осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны как органами исполнительной власти субъектов РФ, так и органами местного самоуправления.

В качестве примера приведем Постановление Томского областного суда от 29.09.2014 № 4а-376/2014, в котором к ответственности по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ было привлечено Росимущество за несоблюдение законодательство о гражданской обороне.

Исходя из п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

В соответствии с п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны[4] данные правила должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении ЧС природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны – убежищ и противорадиационных укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.

Согласно п. 3.2.1 указанных правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться:

  • требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений;
  • условия, необходимые для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Признавая Росимущество виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, суд исходил из того, что обязанность по контролю за распоряжением, использованием по назначению, сохранностью объектов гражданской обороны возложена на данное юридическое лицо. Названные объекты находятся в федеральной собственности, не передавались в оперативное управление, хозяйственное ведение или в пользование в целях сохранения объекта и имущества гражданской обороны каким-либо организациям, следовательно, Росимущество было обязано исполнять свои обязанности по их сохранности. Юридическим лицом не были обеспечены своевременное техническое обслуживание и ремонт, содержание в состоянии, пригодном к использованию по предназначению в соответствии с требованиями нормативных технических документов защитных сооружений гражданской обороны.

Доводы о том, что предметом проверки могло быть только имущество, принадлежащее Росимуществу в субъекте РФ на праве оперативного управления, и о неверном применении ст. 210 ГК РФ судом были отклонены.

На основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, являются имуществом учреждения, финансирование которого осуществляется из республиканского бюджета, и такие объекты относятся исключительно к федеральной собственности.

Какой срок установлен для проверок, проводимых МЧС?

Административный регламент № 359, в соответствии с которым осуществляются проверки, проводимые территориальными органами ГУ МЧС, разработан на основании положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно ст. 13 Федерального закона № 294-ФЗ срок проверок (документарных и выездных) не может превышать 20 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки в год не может превышать 50 часов – для малого предприятия и 15 – для микропредприятия.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированных предложений должностных лиц надзорных органов, проводящих плановую выездную проверку, срок проведения плановой выездной проверки может быть продлен руководителем надзорного органа, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий – не более чем на 15 часов.

Срок проведения документарной и выездной проверок в отношении юридического лица, осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней.

Аналогичные нормы приведены в п. 20 – 22 Административного регламента № 359.

Что является предметом документарной проверки?

В соответствии с п. 60 Административного регламента № 359 предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах проверяемых организаций и учреждений, устанавливающие их организационно-правовую форму, права и обязанности по гражданской обороне, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, исполнением предписаний надзорных органов.

Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется по месту нахождения территориального органа ГУ МЧС.

В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении МЧС, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение организацией обязательных требований в области гражданской обороны, надзорный орган направляет в адрес субъекта надзора мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения руководителя органа надзора или его заместителя о проведении проверки.

Обратите внимание

В течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в надзорный орган указанные в запросе документы (п. 63 Административного регламента № 359).

В каких случаях проводится внеплановая проверка МЧС?

В силу ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных законодательством по гражданской обороне:

  • в целях предотвращения причинения вреда жизни, здоровью граждан;
  • по обеспечению безопасности государства;
  • по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Так, исходя из п. 55 Административного регламента № 359 внеплановые проверки проводятся, в частности, на основании:

  • распоряжения руководителя надзорного органа, изданного в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ;
  • требования прокурора по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

В качестве примера одного из оснований для проведения внеплановой проверки рассмотрим Постановление ФАС УО от 11.11.2013 № Ф09-9787/13. Так, на рассмотрение суда был вынесен анализ результатов проведения контрольного мероприятия проводимого в администрации сельского поселения одного из субъектов РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 17.07.2012 № 1015 «О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия – наводнения в Краснодарском крае» во всех зонах возможного затопления (подтопления) на территории РФ было рекомендовано в установленный срок проверить наличие средств, предназначенных и выделяемых для эвакуационных мероприятий и ликвидации ЧС. В ходе проверки было выявлено 47 нарушений законодательства о гражданской обороне. Приведем некоторые из них. Администрацией сельского поселения:

  • не создано содержание и не организована деятельность аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;
  • не организованы накопление, освежение СИЗ;
  • не проведены комплексные учения (тренировки) по действиям при возникновении ЧС;
  • не обеспечены работники органа местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений дополнительными патронами к противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ на 40% от их общей численности.

Суд отметил, что администрация сельского поселения была уведомлена о проведении внеплановой выездной проверки в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ. Акт проверки вручен учреждению в день составления, что подтверждается входящей отметкой заявителя на акте. Поскольку доказательств соблюдения требований законодательства о гражданской обороне администрацией сельского поселения не было представлено, учреждение было привлечено к административной ответственности.

Каковы размеры штрафов за выявленные нарушения?

Обращаем внимание читателей, что невыполнение установленных законодательством РФ специальных правил, касающихся эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны влечет наложение административного штрафа (ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ):

  • на должностных лиц – в размере от 5 000 до 10 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб.

Невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет наложение административного штрафа (ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ):

  • на должностных лиц – в размере от 10 000 до 20 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 100 000 до 200 000 руб.

Необходимо отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если установлено:

  • что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность;
  • что данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доводы о том, что у юридического лица отсутствуют денежные средства (бюджетное финансирование) для исполнения требований законодательства о гражданской обороне, не являются убедительным фактом в суде для того, чтобы избежать привлечения к административной ответственности в виде наложения штрафных санкций.

В качестве примера приведем Постановление ВС РФ от 17.10.2014 № 11-АД14-23, в котором Государственная инспекция труда по субъекту РФ (далее – инспекция) была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Вменяемое ей нарушение состояло в том, что работники инспекции не обеспечены СИЗ , медицинскими средствами индивидуальной защиты. Как уже было отмечено выше, к числу основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению убежищ и средств индивидуальной защиты, относится обеспечение выдачи населению СИЗ и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки.

В качестве обоснования суду было предъявлен факт того, что у учреждения не было возможности исполнить все предписания МЧС в виду отсутствия необходимого количества денежных средств на приобретение СИЗ.

При рассмотрении спора, вынесенного на рассмотрение Верховного Суда, было установлено, что Инспекция в субъекте РФ является государственным органом, находящимся в подчинении Роструда. Финансирование расходов на ее содержание осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете, в соответствии с бюджетной сметой, утверждаемой Рострудом. Как следует из представленных Рострудом документов, для инспекции было выделено дополнительное финансирование на приобретение СИЗ для сотрудников учреждения. Однако в полном объеме работники инспекции такими средствами не были обеспечены. Повторных обращений по вопросу выделения денежных средств на приобретение СИЗ в Роструд со стороны инспекции не поступало.

При данных обстоятельствах судебными инстанциями обоснованно было признано, что принятые инспекцией меры не являлись исчерпывающими, в связи с чем она была привлечена к административной ответственности виде наложения штрафных санкций.

* * *

Кратко сформулируем основные выводы:

  1. Требования, установленные законодательством РФ по гражданской обороне, являются обязательными для исполнения не только государственными (муниципальными) учреждениями, но и федеральными органами исполнительной власти РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
  2. В целях защиты населения от чрезвычайных ситуаций создаются и используются соответствующие материальные резервы. К таковым, в частности, относятся приобретение СИЗ для работников учреждений. Финансирование расходов, связанных с их созданием, хранением и обслуживанием, осуществляется счет средств, имеющихся у учреждения на ведения их деятельности
  3. Контроль и надзор за соблюдением законодательства о гражданской обороне возложен на МЧС. Должностные лица территориальных органов ГУ МЧС вправе в пределах своих полномочий осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны как федеральных органов исполнительной власти РФ, так и обычных учреждений вне зависимости от их сферы деятельности.
  4. За невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны ст. 20.7 КоАП РФ установлена административная ответственность.

[1] Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утв. Приказом МЧС РФ от 26.06.2012 № 359.

[2] Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

[3] Утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309.

[4] Утверждены Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583.

Источник: Журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений"

Начать дискуссию

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024

Объявлены проекты-номинанты премии Best Office Awards 2024. Награждение победителей премии состоится 31 мая в MTC Live Hall финале форума

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Алексей Иванов рассказал как блог на Клерке помог компании «Мое дело» выйти из кризиса. В костюме фирмы Adidas

Стратегии монетизации контента на платформе «Клерк» с использованием вебинаров, рассылок и лит-магнитов.

Банки

Покупка жилья в кредит станет более быстрой

Чтобы застройщики быстрее получали финансирование, а участники долевого строительства тратили меньше времени на посещение банков, депутаты предложили разрешить при покупке жилья открывать эскроу-счета удаленно.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Инвестиции

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня

«Можем повторить!» — сказали ребята из «А класс капитал» и решили, что пора выводить на биржу новый фонд. С названием долго не думали. Был ПНК-Рентал для всех, а будет Рентал ПРО для квалифицированных инвесторов. Был фонд с пассивным управлением, а будет фонд с активным управлением. Собрал известную информацию и свои мысли по новому фонду.

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня
Мошенничество

В сервис заказа такси встроили азартные игры

Злоумышленники использовали агрегатор такси и проводили через него незаконные операции, связанные с выигрышами на ставках и в онлайн-казино.

Криптовалюта

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция

Биткоин, Эфир, USDT и другие криптовалюты – отличный способ инвестировать в 2024 году. Сегодня ими пользуются не только крипотрейдеры, но и новички. Многие считают, что купить криптовалюту сложно и непонятно, поэтому отказываются от вложений. К счастью, это не так, и сегодня купить криптовалюту в России так же просто, как обменять рубли на доллары или евро!

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Трудовое право

Роструд назвал основные правовые особенности сезонной работы

По Трудовому кодексу есть особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах.

Банки

Исламский банкинг будет интересен 90 тысячам компаний

По оценкам Сбера, к 2030 году 30% населения будут составлять мусульмане. Услуги банка, которые не противоречат нормам шариата, заинтересуют 5 млн человек.

Вопросы официального трудоустройства иностранных специалистов. Общая методичка

В рамках указанной статьи вы сможете узнать об основных этапах и нюансах, связанных с официальным трудоустройством иностранных специалистов.

Кабмин направит на поддержку Запорожской и Херсонской областей 4,4 млрд рублей

Деньги пойдут на выплату зарплат сотрудников бюджетных учреждений.

Госзакупки

Самые интересные споры по госзакупкам за 1 квартал 2024 года

ФАС привела обзор судебной практики в сфере госзакупок за 1 квартал 2024 года.

🔥 Акция «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей до 20 мая

Мы предлагаем самые выгодные цены на онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, ФСБУ и бухгалтерии с нуля. Только до 20 мая их можно купить за 4 290 рублей!

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Инвестиции

Святой рандом мая. PIKK — акции ПИК

Продолжаю третий сезон святого рандома с покупкой российских акций. Каждый месяц я выбираю одну рандомную акцию из индекса Мосбиржи. Ну как я, делает это святой рандом, он же генератор случайных чисел. Я её потом просто покупаю. Почему? Да потому что какой смысл ручками выбирать акции, если рынок ведет себя непредсказуемо ¯\_(ツ)_/¯

Святой рандом мая. PIKK — акции ПИК
Бесплатно с Трудовые отношения

Сверхурочные в 2024 году: как оплачивать по новым правилам

Порядок оплаты сверхурочных работ закреплен в обновленной ст. 152 ТК во исполнение поручения, которое дал законодателям КС в постановлении от 27.06.2023 № 35-П. Теперь при оплате сверхурочной работы необходим принимать во внимание все компенсационные и стимулирующие выплаты.

Сверхурочные в 2024 году: как оплачивать по новым правилам
Бесплатно с Налоговые проверки

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики

Если организация продает самортизированные активы по низкой цене взаимозависимым лицам, ей доначислят налоги. Разбираем судебную практику.

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики

Что будет с интернетом, мобильной связью, Почтой России, электронными услугами, ИТ: заявления Минцифры

Максут Шадаев перед утверждением на должность министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ назвал основные направления работы и какие вызовы стоят перед Минцифры.

Новое приложение «Ситидрайва» удалили из App Store

Уже установленные приложения будут работать на iOS. Пользователям рекомендуют отключить функцию «Сгружать неиспользуемые».

Платись, платись большая и маленькая: независимо от размера зарплату нужно платить два раза в месяц! 💰«Ночной бухгалтер» № 1684

Даже если ваш сотрудник на неполной ставке получает зарплату размером в несколько тысяч рублей, ее нельзя платить один раз. Даже сотрудник просит. Так Роструд сказал.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Расценки на техобслуживание газового оборудования, возможно, будет устанавливать государство

Регионы предлагают ввести государственное регулирование стоимости услуг по техобслуживанию газового оборудования.

Интересные материалы

Обменники крипты: как выбрать подходящий

Сегодня купить и продать криптовалюту* в России можно несколькими способами: через криптовалютные биржи, P2P-сервисы, криптоматы и обменники, работающие онлайн и офлайн. Последний вариант позволяет проводить сделки анонимно – без отправки своих персональных данных и платежных реквизитов.

Обменники крипты: как выбрать подходящий