Законопроекты

Шаурма, шаурма, шаурма – от тебя мы без ума

В мае Госдума приняла в первом чтении поправки к закону о торговле. Ко второму чтению документ пополнится новым большим блоком: Минпромторг разработал отдельный законопроект, регулирующий сферу нестационарной торговли. Хозяевам киосков и лотков хотят дать столько прав, что оппоненты предлагают задуматься, не слишком ли велика эта свобода.
Шаурма, шаурма, шаурма – от тебя мы без ума
Фото Бориса Мальцева. Кублог

В мае Госдума приняла в первом чтении поправки к закону о торговле. Ко второму чтению документ пополнится новым большим блоком: Минпромторг разработал отдельный законопроект, регулирующий сферу нестационарной торговли. Хозяевам киосков и лотков предлагается дать столько прав, что оппоненты предлагают задуматься, не слишком ли велика эта свобода.

Дайте им столько свободы, сколько унесут

«Мы хотим установить единые правила игры для всех муниципалитетов, - объяснил на «нулевых слушаниях» законопроекта в Общественной палате замдиректора департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка Минпромторга Евгений Кузнецов. - Основная мысль в том, что нестационарный торговый  бизнес не должен планироваться на какой-то срок. Он вообще не может быть прекращен, если владелец не допускает грубых нарушений закона. И если возникает необходимость в интересах города торговый объект переместить (ну на то он и нестационарный), то администрация должна в обязательном порядке предоставить бизнесмену компенсационное место. Чиновники вообще не должны решать, какой торговли и сколько должно быть в их населенном пункте. Это решают потребитель и предприниматель. Если объект работает и не нарушает противопожарных, санитарных и прочих требований, значит, он априори нужен в этом месте».

И действительно, в законопроекте прямо говорится, что использование схемы размещения для регулирования количества объектов и видов их специализаций не допускается. Достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов также не может служить основанием для отказа во включении в схему. Требования к местам допустимого размещения объектов устанавливаются исключительно исходя из противопожарной безопасности, санитарно-гигиенического благополучия населения, охраны объектов культурного наследия и охраны природы.

Изменение требований не может служить основанием для пересмотра мест объектов, уже включенных в схему до этого.

Киоски – но не все

Законопроект распространяется на нестационарные (не связанные прочно с земельным участком) объекты торговли, общепита и бытового обслуживания. Киоски и лотки, установленные внутри стационарных объектов (например, торговых или офисных центров), под его действие не подпадают.

Порядок рассмотрения заявлений

Заявление предпринимателя, претендующего на установку лотка, киоска или павильона проходит следующие этапы:

Орган местного самоуправления рассматривает его в срок не более 30 календарных дней.

Орган, осуществляющий полномочия собственника имущества, в свою очередь, рассматривает заявление органа местного самоуправления, и в течение 15 календарных дней либо согласовывает включение места в схему размещения, либо отказывает в этом.

Оснований для отказа всего два: несоответствие испрашиваемого места требованиям, оговоренным в законе о торговле, и тот факт, что испрашиваемое место входит в состав земельного участка, предоставленного другому лицу (а тот, в свою очередь, не давал письменного согласия на размещение).

Не допускается отказ от включения в схему (или исключение из нее) по мотивам наличия, открытия либо планирования открытия иных торговых объектов вблизи предполагаемого места размещения.

Два вида договора

Поскольку в 2014 году в Земельный кодекс РФ были внесены изменения, по которым отдельные виды торговых объектов могут регистрироваться без оформления земельных отношений, в законопроекте предусмотрены два вида договора. Возведение новых павильонов общей площадью более 100 м2 или выше одного этажа должно сопровождаться заключением договора аренды земельного участка. Для всех остальных нестационарных торговых объектов достаточно будет так называемого договора на размещение и эксплуатацию. Форму такого договора должны утвердить власти субъекта РФ по итогам публичного обсуждения с профессиональными объединениями и союзами.

Порядок оформления прав на размещение нестационарных торговых объектов

Если места в схему добавляет сам муниципалитет, они должны быть предоставлены предпринимателям через торги (в форме конкурса или аукциона).

Если схема дополняется местами по инициативе хозяйствующего субъекта, то порядок оформления договора на размещение (не путать с договором аренды земельного участка) таков. Орган местного самоуправления в течение 10 дней публикует информацию о новых местах, и если за следующие 10 дней не возникает иных претендентов на них, то инициатору отдают место без торгов. Если заявления же поступают, то в течение 30 дней проводятся торги.

Что касается договоров аренды земельных участков, то их предоставление осуществляется с предварительным согласованием в порядке, определенным Земельным кодексом РФ.

Плата по договору на размещение устанавливается в виде ежеквартальных платежей (кроме объектов сезонного или временного размещения). Размер платы определяется нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований. При этом размер платы за размещение не может превышать установленного для данного места размера арендной платы за земельный участок для соответствующего вида деятельности.

В случае проведения торгов начальные (стартовые) цены составляют  80% от ставок, по которым соответствующие места размещения распределяются без торгов.

Размер платы за размещение подлежит пересмотру не чаще одного раза в год с предварительной,  не менее чем за 3 месяца, публикацией изменений на официальном сайте местной администрации.

Договор аренды участка или договор на размещение объекта заключается не менее чем 7 лет с возможностью продления его неограниченное количество раз на новый срок без проведения торгов. В продлении договора на размещение может быть отказано в случае задолженности оплаты на момент подачи заявления на срок более одного квартала.

Договор на размещение расторгается по решению суда, если:

Обнаружено грубое несоответствие объекта требованиям к внешнему виду и техническому состоянию, и владелец дважды не исполнил предписание уполномоченного органа местного самоуправления об устранении нарушений.

Объект не функционирует более 3 месяцев подряд.

Владелец задолжал оплату более чем за два квартала.

Владелец несанкционированно увеличил площадь объекта или его этажность.

Требования к внешнему виду объектов могут меняться не чаще чем раз в 7 лет, но за несоблюдение уже действующих требований, как видим, можно легко лишиться бизнеса.

Если место размещения объекта планируется использовать для государственных и муниципальных нужд, то муниципальные власти обязаны без торгов предоставить владельцу компенсационное место, равноценное по привлекательности. До тех пор, пока такое место не предоставлено, собственник имеет право продолжать работу.

Договоры, заключенные до вступления в силу настоящего закона, продолжают действовать до момента их окончания, если владелец объекта не пожелает сам изменить их на документы нового образца. К ним также применяются положения закона о продлении договоров на новый срок без торгов и предоставлении компенсационных мест.

Объекты, по состоянию на 1 января 2015 года легально функционировавшие больше года, подлежат включению в схему в безусловном порядке, а в случае невозможности размещения объекта собственнику должно быть предоставлено компенсационное место.

Льготы

Согласно законопроекту, каждый индивидуальный предприниматель или член крестьянского (фермерского) хозяйства будет наделен право без торгов получить место под размещение объекта площадью до 20 м2 – по месту своей постоянной регистрации.

Если у ИП уже есть лотки или киоски, места под которые получены без торгов, это не лишает его вышеуказанного права.

Кроме того, предполагается, что местные власти должны предоставить определенные льготы социально значимой нестационарной торговле. Таковой признается торговля, в ассортименте которой 80% и более товаров относятся к одной или нескольким группам:

Мясо и мясная продукция, молоко и молочная продукция, овощи, фрукты, ягоды и иная сельхозпродукция, хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия, рыба, иные водные биоресурсы и изделиями из них, мороженое, безалкогольные прохладительные напитки. А также печатная продукция, изделия народных художественных и иных промыслов, ремесленничества, сувениры, одежда, обувь и изделия легкой промышленности отечественного производства.

***

Пожалуй, если концепция законопроекта к моменту принятия сохранится, это будет означать маленькую революцию. Это слово сейчас многих пугает, но честное слово, это та революция, которая очень нужна, особенно в провинции, и именно сегодня. 

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию