Кассовые аппараты без фискальной памяти исключены из госсреестра. Правда, такой техникой можно пользоваться до окончания срока полезного использования. А если старый кассовый аппарат оснастить фискальным регистром, можно ли тогда установить новый срок эксплуатации и использовать машину далее? Как классифицировать эти расходы? Причем эти вопросы актуальны как для фирм, работающих на общем режиме, так и для «упрощенцев».
Для усиления контроля за наличными расчетами с 2003 года велено применять кассовую технику только с электронной контрольной лентой защищенной (ЭКЛЗ). Для этих целей с 1 июля 2004 года кассы без фискальных регистраторов исключили из государственного реестра (протокол заседания ГМЭК от 12 марта 2004 года 1/77-2004).
Но расставаться со старыми ККТ пока рано. Исключенную из реестра кассовую технику можно использовать до окончания срока полезного использования. Но и после наступления часа «Х» есть шанс продолжить работать на родном кассовом аппарате.
Для этого контрольно-кассовые машины нужно оснастить ЭКЛЗ. Специалисты центра технического обслуживания (ЦТО) называют это "переосвидетельствованием ККТ". На обновленный кассовый аппарат центры выдают специальный паспорт версии. Он удостоверяет, что новая версия старой ККТ соответствует версии, зарегистрированной в реестре. С этим паспортом, карточкой регистрации и всеми остальными документами на кассовый аппарат надо идти в налоговую инспекцию. Там кассу перерегистрируют и выдадут новую карточку.
Нужно модернизировать…
Итак, когда все формальности соблюдены, возникает вопрос. Как же быть с расходами на переоборудование старой кассы? Поскольку без внедрения фискальной памяти машина обречена на выброс после окончания установленного для нее срока использования, есть все основания отнести такие расходы к модернизации.
И вот здесь возникает вопрос об учете произведенных затрат. В общем случае, расходы на модернизацию увеличивают первоначальную стоимость основных средств. Причем как в бухгалтерском (п. 27 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»), так и в налоговом учете (п. 2 ст. 257 НК РФ).
Если организацию это устраивает, она вполне может пойти по пути увеличения срока полезного использования ККТ. В бухгалтерском учете это позволяет сделать пункт 20 ПБУ 6/01, в налоговом - пункт 1 статьи 258 НК РФ. Следовательно, амортизировать кассовый аппарат нужно будет уже с учетом расходов на модернизацию и нового срока полезного использования.
В налоговом учете срок амортизации не может превышать 7 лет с момента ввода в эксплуатацию (Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1). Целесообразно и в бухгалтерском учете установить такой же срок. Это позволит избежать разниц по ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».
…а мы учтем сразу
Однако расходы на установку ЭКЛЗ вполне можно учесть в текущем периоде. В бухучете это позволяет сделать пункт 28 ПБУ 6/01. Если основное средство имеет несколько частей с разным сроком полезного использования, замена каждой такой части учитывается как выбытие и приобретение самостоятельного инвентарного объекта.
Срок полезного использования ЭКЛЗ устанавливается производителем (п. 4.7.1. протокола заседания ГМЭК от 25.06.02 № 4/69-2002). Поскольку средняя стоимость ЭКЛЗ на сегодняшний день составляет в среднем 4000 рублей, затраты на ее приобретение можно сразу списать в расход в периоде приобретения и установки. Правда, налоговые органы могут возражать против такого решения. В этом случае можно сослаться на Классификацию основных средств, относящую кассовую технику и ЭКЛЗ к разным амортизационным группам.
Согласно Классификации основных средств "системы хранения данных" (а ЭКЛЗ относится именно к ним) относятся к электронно-вычислительной технике. Они включаются в третью амортизационную группу со сроком полезного использования свыше 3 до 5 лет включительно. Тогда как сами кассовые аппараты относятся к четвертой амортизационной группе имущества со сроком полезного использования свыше 5 до 7 лет включительно.
Все эти положения вполне позволяют учитывать пресловутую ЭКЗЛ отдельно от кассового аппарата, как отдельный инвентарный объект. И если ее стоимость (с установкой) не превышает 10 000 руб., затраты на ее приобретение можно списать на расходы текущего периода.
Менять только на новую
Но рано или поздно наступит момент, когда ЭКЛЗ нужно будет заменить (п. 3.6. протокола заседания ГМЭК от 25.06.02 № 4/69-2002). Это может произойти, когда она будет полностью заполнена, истечет установленный срок ее эксплуатации, при перерегистрации ККТ или при обнаружении неисправности самого модуля памяти.
Причем заполненная информацией или просто вышедшая из строя ЭКЛЗ меняется на аналогичную, только новую, поскольку ремонту эти "фискальные чудеса" не подлежат. (п 3.11 Приложения 4 к Протоколу ГМЭК от 25.06.02 № 4/69-2002). Следовательно, если она учтена в стоимости ККТ, то расходы на замену вышедшей из строя детали будут расценены как обычный ремонт. Ведь все характеристики, и сроки полезного использования ККМ останутся без изменений. Поэтому, все дальнейшие замены ЭКЛЗ – ремонт, а не модернизация. Если же ЭКЗЛ является самостоятельным основным средством, то негодный модуль памяти подлежит списанию. А новый же будет учтен, как отдельный объект.
Таким образом учитываются расходы на внедрение и замену ЭКЛЗ. Причем не имеет значение, амортизируется кассовая техника или затраты на ее покупку учтены в момент приобретения. Ведь если расходы уже списаны, это не означает, что ККТ перестает быть основным средством. Кассовый аппарат все равно числится в бухгалтерском учете как отдельный инвентарный объект только в нулевой оценке.
Имплантант для упрощенца
Что касается учета расходов на оснащение кассового аппарата ЭКЛЗ для организаций, применяющих «упрощенку», то здесь ситуация неоднозначна. Дело в том, что в статье 346.16 НК РФ затраты на модернизацию не предусмотрены. Это также подтверждают и налоговые органы (письмо МНС России от 26.01.04 № 22-1-14/111), и Минфин России (письмо от 19.04.04 № 04-02-05/2/15).
Однако эти расходы учесть можно. Для этого надо потребовать у ЦТО, которое будет модернизировать кассовый аппарат, два отдельных документа. Один на стоимость самой встраиваемой ЭКЛЗ, и другой на услуги по ее установке.
Тем самым, организация получит отдельные документы на объект основных средств. Им, как раз, и будет ЭКЛЗ. И учитывать ее надо как основное средство. Это позволяет сделать пункт 28 ПБУ 6/01. Ведь организации, применяющие «упрощенку» хоть и не обязаны вести бухучет, однако от учета основных средств их никто не освобождал (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). А оплата услуг по установке фискальной памяти учитываются как материальные расходы (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Для «упрощенцев» они принимаются по статье 254 НК РФ. В ней, как раз, предусмотрены расходы на приобретение работ или услуг производственного характера (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Источник материала: «УЧЕТ НАЛОГИ ПРАВО» № 31
Комментарии
2