Права потребителей

Фейсом не вышел

Администрация развлекательных заведений должна обеспечивать комфорт и безопасность посетителей. Одним из способов обеспечения этого является установление на входе в заведение так называемого фейсконтроля.
Фейсом не вышел
Чермен Дзотов, генеральный директор компании «Найдем Адвоката», основатель международного клуба адвокатов «КАНА». Фото предоставлено автором

Администрация развлекательных заведений должна обеспечивать комфорт и безопасность посетителей. Одним из способов обеспечения этого является установление на входе в заведение так называемого фейсконтроля - выборочного отказа в обслуживании лиц, не удовлетворяющих каким-то определенным критериям. Законно ли это? Что делать посетителю, если его не пускают в ночной клуб? 

Итак, ситуация следующая. В нашем законодательстве отсутствуют четкое определения организаций, осуществляющих деятельность в сфере развлечений (досуга), а также специализированных правил оказания ими соответствующих услуг.  Это и порождает нарушение прав потребителей.

Но действующим законодательством РФ предусмотрены различные виды договоров, в том числе и регулирующие сферу проведения досуга в ночном клубе. С каждым посетителем развлекательного учреждения должен быть заключен публичный договор, причем на условиях, которые будут одинаковы для всех.

Большинство ночных клубов можно разделить на две группы:

  1. Закрытые клубы проводят мероприятия для строго определенного круга лиц. Члены такого клуба должны платить членские взносы, иметь в наличии членскую карту, что будет являться основанием для прохода в этот клуб. То есть клуб имеет право ограничивать вход граждан, только если он официально работает в «закрытом» режиме, а все его посетители платят членские взносы. При этом, фейсконтроль в таких заведениях не будет являться нарушением гражданского законодательства.
  2. Открытые клубы не определяют персональный круг посетителей. Здесь в правоотношениях между клубом и посетителями применяются нормы Гражданского кодекса о публичных договорах и Закона РФ « О защите прав потребителей».

Посетитель имеет право на получение всей необходимой информации о клубе, в том числе и об условиях прохода в клуб. Если перед входом в клуб правила посещения и требования к внешнему виду (дресс-код) посетителей не размещены, не опубликованы на сайте заведения, на афишах и т.п., а при фейсконтроле охранник руководствуется лишь собственными убеждениями или указаниями администрации, то данные действия являются незаконными, необоснованными и нарушают права потребителей. Есть все законные основания на обжалование действий клуба в судебном порядке.

С правовой точки зрения между клубом и посетителем заключается договор оказания развлекательных услуг, где одна сторона (клуб) обязуется создать условия для отдыха, а другая сторона (посетитель) - оплатить эти услуги.

Следовательно, учитывая публичный характер договора, грамотно сформулированные правила посещения клуба смогут помочь избежать конфликтов, поскольку такие правила становятся частью условий договора. В свою очередь, недопуск в клуб лиц по причине, не закрепленной в правилах, будет прямым нарушением закона и может привести к судебному разбирательству.

Однако существуют некоторые сложности. Так, фейсконтроль безопасности заключается в том, что в заведение не допускаются лица, не достигшие 18 лет, лица с агрессивным поведением, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Данное правило полностью соответствует действующему законодательству и обеспечивает безопасность других клиентов и сохранность имущества организации. Сложность заключается в том, что диагноз "наркотическое опьянение" или "алкогольное опьянение" имеет право ставить только врач-нарколог, а при осуществлении отказа во входе агрессивно настроенным лицам требуется присутствие полиции. 

Значит, лицо, которому было отказано в оказании услуг клубом по вышеназванным основаниям в отсутствии врача - нарколога или полиции, вправе обратиться в орган по надзору за соблюдением прав потребителей или в суд с требованием о привлечении администрации клуба к ответственности за нарушение его прав.

А немотивированный фейсконтроль - отказ гражданам в оказании услуг без объяснения причин - можно вообще рассматривать, как уклонение от заключения договора. По действующему же гражданскому законодательству, если сторона, для которой заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Ну и, конечно же, никому не захочется еще раз пойти в заведение, куда его один раз не пустили. А настроение, испорченное сложившейся ситуацией, - это моральный вред. Если посетитель – принципиальный гражданин, и в клуб пришел в компании (т.е. имел свидетелей), а его не пустили без объяснения причин, то можно обратиться в суд и потребовать компенсации морального вреда. Желательно запастись свидетелями, сфотографировать вывеску клуба и вход на предмет фиксации наличия либо отсутствия правил посещения, сфотографироваться на фоне клуба самому, чтобы потом в суде можно было доказать, что вы выглядели вполне нормально и в заведение вас не пускали по прихоти охраны.

В большинстве случаев администрация клуба полагает, что посетители не станут обращаться в суд с просьбой заключить договор в принудительном порядке. Действительно, обычно люди такие случаи считают недоразумением и в суд не обращаются. Да и возмещение морального вреда, если выиграть суд, прямо скажем, небольшое. Однако я всегда советую активнее защищать свои права в данном вопросе и обращаться в суды. Тем более, что практика по такого рода делам складывается не в пользу клубов.

Случалось ли вам не пройти фейсконтроль в развлекательном заведении?

Проголосовал 31 человек

Комментарии

14
  • Цитата:
    "Однако я всегда советую активнее защищать свои права в данном вопросе и обращаться в суды. "

    Зачем, если

    Цитата:
    "возмещение морального вреда, если выиграть суд, прямо скажем, небольшое. "

    Просто посудиться?

    Статья - скрытая реклама.

  • alenata
    Господа, вот пример: http://uralpolit.ru/news/sverdl/17-07-2015/63623
  • alenata

    KateK, Вы писали:
    Статья - скрытая реклама.

    можно пояснить, что мы рекламируем на сей раз?:)