Сейчас все начали дружно критиковать экономическую и финансовую политику правительства. Забыли и о «великой энергетической державе» (но ведь решили же задачу; правда, теперь это называется «подсесть на нефтяную иглу»). Забыли и об удвоении ВВП (зимняя Олимпиада дала рывок в эту сторону, но проводить каждый год такое мероприятие у нас не получается – даже и без санкций!).
Появилась масса статей, в которых говорится и о бездарно растраченных нефтедолларах (более 2 трлн. долларов только за 2000-2013 гг.), и о сырьевой структуре экспорта, и о прогрессирующем упадке ведущих отраслей машиностроения, и об отставании практически от всех значимых стран мира по развитию инфраструктуры, и о кричащем диспаритете доходов и собственности между бедными и богатыми (так называемый децильный коэффициент у нас, даже по официальным данным, составляет 16, независимые эксперты «поднимают» его до 27; в «остальной» Европе – не более 7 (МК, 07.08.2015)), и еще о многом другом.
Возьмем, к примеру, экспертный материал из МК от 15 августа сего года. В заголовке утверждение – «Реформы в стране назрели». И в тексте: «Единственным надежным антикризисным рецептом является перераспределение национальных доходов и богатств, чтобы с помощью этого простимулировать экономический рост». Да, хороший рецепт, но он у нас уже давно задействован: правящие круги у нас все годы только и занимались как раз «перераспределением»: сначала – денежных накоплений граждан и госсобственности в пользу «особо приближенных» к власти олигархов, а потом – и всей массы валютных доходов государства, «перераспределяя» их в иностранные ценные бумаги и на счета иностранных финансовых институтов. И «экономический рост» у нас тоже есть: есть в Москве, например, есть и в банковском секторе, в военно-промышленном производстве, а также и в численности миллиардеров.
Но это, видимо, не то. Эксперт рекомендует: «Направить целевые средства на создание «точек роста» - промышленных и сельхозпредприятий».
Но есть у нас такие «точки роста» - и «свободные экономические зоны», и «зоны устойчивого развития», и еще даже «зоны преимущественного развития». И денег на них выделялось и выделяется немало, в том числе и «на поддержку промышленности и сельхозпроизводства». Все есть, нет только результатов – нет самого этого роста! Вернее, все же, результаты-то есть – но ими занимаются следственный комитет и прокуратура.
Ладно, мы видим, что у эксперта МК есть не только общие слова, есть и конкретика. Просто перечислим:
- провести реальное импортзамещение,
- вложить деньги в науку, образование, здравоохранение, инфраструктуру,
- контролировать цены и пресекать спекуляции.
«Реальное» - хорошее слово, вообще-то нам все нужно «реальное»: и «развитие» (а не только министерство развития), и «сектор производства», и «уровень жизни», и «безопасность государства», и все остальное. Но как этого добиться – вот в чем вопрос!
«Вложить деньги в науку» - уже даем деньги и Академии наук, и Сколкову, и даже ВШЭ. «Деньги на здравоохранение» - тоже, в общем-то, выделяются, но смертность почему-то растет. «Деньги на образование» - учим детей 15 лет, а потом они работают не по специальности, а самые лучшие - уезжают за рубеж.
«Вложиться в инфраструктуру» - это все наше, мы и скоростную дорогу на Питер строим, и уже построили мост на остров «Русский», планируем переправу в Крым, и в Сочи тоже много уже всего понастроили.
И вот уже в разработке и совсем глобальные проекты сотрудничества в этой области с Китаем. Только, если посмотреть на карту, то видно, что строительство планируемой евразийской магистрали намечено почему-то вести через Казахстан – что, как понятно любому, намертво отсекает от «основной» России большую часть Сибири и весь Дальний Восток. Фактически, это – аналог той же КВЖД, целью которой, напомним, было как раз отсечь Китай от трансконтинентальной торговли. И вот сейчас старая идея возрождается – но уже в китайско-казахском исполнении! Но цель – противоположная, поскольку направлен весь этот новый проект «шелкового пути» прямо против сохранения территориальной целостности РФ.
А предложения «пресекать спекуляции» (купил дешевле – продал дороже) и «контролировать цены» (возродить Госкомцен?) – это как? Что же тогда вообще останется у нас от рыночной экономики?
Да, видим, что все так и есть. «Все эти меры невозможны без введения государственного экономического планирования» - заявляет эксперт МК. Значит, «экономического планирования» по советской модели? А если есть другая, то почему о ней умалчивают? Но, тогда, значит, на всех выгодах и преимуществах частного предпринимательства и свободной торговли в России можно ставить крест?
Читаем дальше: «Нужно сделать так, чтобы правительство меньше зависело от олигархий и корпораций». Ключевое тут слово – «меньше», да, пусть оно, правительство, «зависит», но – «меньше». А «зависеть» от народа, или хотя бы только от парламента – это не обязательно. И опять не достает именно конкретики: а если в правительстве – те же олигархи, или их представители, или прямые ставленники корпораций? Как же они сами от себя должны будут «меньше зависеть»?
Но нет, вот есть и конкретика: «прекратить сверхпотребление элиты, увеличив для нее налоговую нагрузку». А как это сделать? Ведь все у нас дружно - и правительственные круги, и оппозиция – выступают категорически против введения прогрессивного подоходного налога (а если по сути – то у нас и настоящего «сплошного» подоходного налогообложения, как это действует во всех странах мира, до сих пор вообще нет).
Много говорят о налоге на роскошь, но простейший налог на крупные состояния - с необлагаемым минимумом в 1 млн. дол., как это есть в ряде стран Европы – у нас даже и не обсуждается, а при введении налога на недвижимость «в одну кучу» намеренно сваливаются и роскошные особняки элиты, и получаемые бесплатно от государства просторные квартиры чиновников, и построенные целиком «за свои трудовые» жалкие хижины рядовых дачников.
И вот, дальше, наконец, и совсем «конкретные» действия: надо «прекратить вывоз капитала», и для этого:
- ограничить конвертируемость рубля,
- ввести обязательную продажу валютной выручки,
- остановить качели «доллар/евро – рубль.
Но чем «обязательная продажа валютной выручки» мешает вывозу капитала? Особенно, если учесть, что основными «вывозителями» капиталов из РФ являются как раз государство и контролируемые государством банки и корпорации? А что такое - «ограничить конвертируемость рубля»? Как и для кого? Может, просто никого не пускать за границу? И остановить «качели»! Как их остановить, если они крайне выгодны и для ЦБ, и для бюджетных интересов правительства.
И дальше – все в этом роде: «перестроить работу правительства», «перестроить госаппарат». И не просто «перестроить» (у Горбачева это уже было!), а еще и «разделить ответственность за принимаемые решения с населением». Но мы за эти решения уже платим – своими налогами, а теперь еще на нас надо возложить и «ответственность»! Какую – моральную, финансовую, уголовную?
И – апофеоз – «назначить новых министров»! Но у нас все министры – новые! И когда министр «А» садится на место министра «Б», а министр «Б» идет на замену министра А»», то что от этого меняется? Да, президент должен искать и новых людей. И он ищет – и находит: из числа лиц, хорошо знающих, что именно надо делать. Впрочем, это знает и любой из нас: надо развиваться, надо снижать инфляцию, надо повышать спрос, надо бороться с коррупцией – и так далее.
И вот они, эти «новые люди», смело берутся за дело. И – работают, работают, работают… Но надо бы вначале у них спросить: а что у вас, ребята, в рюкзаках? То ли, что нужно Родине?
Только в ВТО вступали 18 лет. Сейчас думаем, зачем вступали. И ладно бы вступили, как нормальные китайцы – в статусе развивающейся страны. Нет, зачем-то потянули на себя статус «промышленно развитой страны» - со всеми вытекающими для России неприятностями и разными ограничениями. И, что, кто-то сказал: «Виноват, ошибся, больше не буду»?
С инфляцией денно и нощно борются 45 тысяч сотрудников Центробанка. И еще и Минфин, и ФАС, и Роспотребнадзор. С коррупцией вообще борются более десятка всяких ведомств, а еще и Счетная палата, и премьер, и сам президент. Загвоздка только в одном – нет результатов. Вернее, результаты – есть, но все, почему-то, негативные.
В чем же причина? А причина – смотри выше. Все наши экономические начальники – и прошлые, и настоящие, и примеряющиеся пока только к власти – все знают и говорят, что «жить надо хорошо». И еще они – по крайней мере, многие из них – «хотят, как лучше». Просто у некоторых из них – не все получается. Но мы-то видим, что не получается все-все – и у всех! А сравнений с другими странами - и с другими результатами государственной работы в этих других странах - они на дух не выносят: «Мы – не Германия, не Япония, не Китай, и даже – не Польша с Финляндией!»
И здесь мы подходим к самому главному, которое заключается в том, что конкретных, целенаправленных и четко ограниченных во времени и пространстве мер и действий, которые можно было проверить «на результат», никто из них – ни будучи во власти, ни временно пребывая в оппозиции - не предлагает! Не знают, не хотят знать – или просто ловко уклоняются от опасной ловушки «персональной ответственности»? И даже «лечь под рельсы» - как грозился когда-то сам Борис Николаевич – никто уже не обещает.
А примеров правильной и результативной экономической политики – и даже без всяких сырьевых подпорок, в мире вполне достаточно. Это – и Германия с Японией, и Южная Корея, и «малые китайские тигры», и сам громадный материковый Китай, и Индия с Бразилией. И «проклятие нефти» почему-то не мешает ни Норвегии, ни Мексике, ни разным Эмиратам.
Кстати, многие из руководителей этих стран говорят, что учились у СССР. Ли Куан-ю, преобразователь Сингапура, неоднократно заявлял, что свою национальную политику он прямо скопировал от «Советов». Политику ускоренной индустриализации СССР тридцатых годов до сих пор изучают как образцовую во многих университетах мира. А современная прагматичная «новая экономическая политика» Китая – просто калька с советского НЭПа!
А эксперт из МК в конце своего материала совершенно справедливо замечает «все больший отрыв власти от реальности». И это – угроза для всех нас, не только для наших экономических и финансовых управленцев.
Выход один – судить надо всех по результатам. Нет результата - нет должности. И результат – не через год, два, пять или пятьдесят лет, а прямо по ходу работы.
А результат всякого правильного хозяйствования легко сразу замечается и его совсем просто контролировать. Это, например, прирост готовой продукции в экспорте, динамика создания новых бизнесов, рост заработанных доходов населения (не пенсий и окладов чиновников), прирост численности экономически самостоятельного среднего класса (но не чиновников!), снижение разрыва в дифференциации доходов, нулевая инфляция, снижение числа лиц, нуждающихся в госпопечении (социальном, пенсионном и ином), и т.д. И не надо нам сказок о раздутом государственными затратами ВВП! Давайте считать, словами Пушкина, «простой продукт»!
Как всего этого добиться? Вот здесь вся загвоздка! Надо, наконец, научиться искать, находить и применять такие меры экономической политики, которые дают реальные, позитивные результаты. И тут, похоже, главная проблема в том, что наши экономические руководители очень заработались и совсем не бывают в других странах. Ну, тогда, надо предложить им оторваться на неделю-другую от своих текущих забот и проехаться по следующим адресам.
Давайте подскажем им, что опыту борьбы с коррупцией надо учиться в Китае и США (в последних уже начали успешно бороться и с нашими «непобедимыми» коррупционерами), опыту защиты местной валюты от колебаний мировой цены на нефть надо учиться в Норвегии, опыту торговли фермерской продукцией – в Германии и Швеции (сетевые магазины КООП, принадлежащие непосредственно фермерским ассоциациям), опыту индустриализации «с нуля» - у южных корейцев и у Китая, опыту правильной, неинфляционной денежной политики – у Японии и Швейцарии, и т.д. И речь идет не об общих идеях и замыслах, а о самых конкретных действиях и мерах.
К примеру, не могут наши финансовые чиновники (как они говорят) обеспечить применение прогрессивного налогообложения доходов – значит, надо пригласить на место налоговых начальников шведов или датчан, которые научились составлять полные декларации о доходах практически для всех граждан своих стран. Не можем обеспечить правильное функционирование «свободных экономических зон» - надо руководящие должности в них отдать китайцам. Не умеем планомерно и организованно развивать автодорожную и ж/д сеть – надо назначить руководителями этого дела немцев или японцев. Не знаем, как контролировать цены и тарифы – пригласим французов или испанцев (которые, к примеру, легко справляются с поддержанием единых по всей стране цен, например, на медикаменты и на периодические издания). И так далее.
Еще В.И. Ленин предостерегал в отношении опасности «великорусского шовинизма». Не справляется с управленческой работой «надменный» великоросс – дать ему в помощь «толкового еврея», советовал вождь мирового пролетариата. Но что делать, если все «толковые евреи» уже уехали из России? Тогда будем брать из «варягов». Как учил великий китайский товарищ председатель Дэн Сяо-пин - «Годится кошка любого цвета – лишь бы она мышей ловила!»
Вот всех этих жизненно необходимых инноваций и кадров, способных их продвигать и реализовывать, нам действительно сильно не хватает.
Однако мы видим, что у наших экономических реформаторов откуда-то появился особый фильтр, который тщательно отбраковывает все полезное и пропускает из зарубежного опыта нововведения исключительно сомнительного свойства. О некоторых усиленно насаждаемых у нас такого рода «инновациях» уже и не помнят, откуда они вообще взялись. А ведь государственные «деньги» изобрели мошенники; фондовые биржи придумали мелкие спекулянты, у которых не было ни денег, ни желания создавать реальные производительные предприятия; задумка о государственных долгах пришла в голову ловким банкирам – для своего обогащения за счет предоставления займов некоторым алчным европейским князьям-разбойникам; а «валютные резервы» придумали англосаксы – для своих колоний, чтобы сбывать им излишки от эмиссии своих фунтов и долларов (и иметь, таким образом, источник бесплатного финансирования своих потребностей).
И если взять государственные пенсии, то они возникли из необходимости содержать солдат-инвалидов - а не как средство обеспечения «всеобщего благоденствия» для тех, кто не заработал сам себе на старость. А лукавый ВВП вообще придумали хитрые статистики - для облегчения своей жизни и по заказу от неудачливых политиков (оказалось, что с расчетами «национального дохода – показателем реального прироста «богатства наций» (А. Смит) - химичить довольно сложно). А кто придумал ЕГЭ, медицинские полисы и разные прочие «деривативы» – попробуйте догадаться сами.
Ну и с высокими технологиями вообще все просто. Есть всего два пути их успешного внедрения. Либо под жестким государственным контролем (сделал – орден, не добился результата – в лагерь), но здесь нужны тогда Сталин и Берия. Нет нужных кандидатов? Тогда нужно другое – полная свобода технического, интеллектуального творчества и предпринимательской деятельности от любого рода государственного контроля (и даже налогового – пока предприятие не стало приносить солидные доходы). Что, где захотел взять – из любой точки мира – просто заплатил и тебе это доставили, что, куда захотел экспортировать – просто упаковал и отправил.
Человек занимается своим делом (как Билл Гейтс в родительском гараже) – что тут делать государственным контролерам? Начал зарабатывать большие деньги – платишь налог с прибыли (один – как в США, а не три – как у нас). А если и всю прибыль реинвестируешь в собственное производство, то и этого одного налога платить не надо. И так сто лет – как американцы, которые подоходный налог ввели только в 1913 г., а НДС не решаются ввести и до сих пор. Или, пусть пока только тридцать лет – как китайцы. А когда народ, в основной своей массе, станет экономически самостоятельным и независимым от социальной поддержки государства, тогда можно будет вернуться и к обсуждению «управляемой демократии» и «периодичности плановых и целевых проверок бизнеса».
Собственно, это – не просто предложение. Ему и альтернативы-то разумной просто нет. Если все пойдет так, как оно сейчас есть, то нынешние предприниматели буквально все Россию за три-четыре-пять лет покинут, а нынешняя молодежь, как мы все видим, в самостоятельный бизнес идти никак не планирует.
И кого тогда будут проверять государственные контролеры? Самих себя?
Правда, наши профессиональные эксперты и советчики полагают, что для России альтернатива все же есть, это – постоянно жизнь в «кризисе», в «стагнации», в «депрессии», и т.д.
Но планета Земля, в ресурсном плане, с каждым годом «сокращается» – как шагреневая кожа. И семь миллиардов землян, думаете, будут равнодушно смотреть, как сто сорок миллионов россиян не могут даже и себя обеспечить, бездарно хозяйствуя на одной шестой части суши и располагая четвертью всех мировых запасов чистой пресной воды?
В.И. Ленин еще как-то сказал, что не будет удачи у нас ни в чем, если мы не добьемся успехов в финансовой политике. И ведь прав он.
Комментарии
2Цитата:
Только вот вода скоро закончится, вместе с Байкалом."располагая четвертью всех мировых запасов чистой пресной воды? "