Отчетность

Основные понятия, используемые при составлении финансовой отчетности

Каждый год предприятие составляет итоговую финансовую отчетность — бухгалтерский баланс и счет прибылей и убытков. Финансовая отчетность предприятия предоставляет информацию о текущем финансовом положении предприятия, а также об эффективности деятельности предприятия за истекший период. Финансовая отчетность предприятия позволяет наметить основные плановые показатели. Важно уметь читать и понимать смысл этих отчетов.

Каждый год предприятие составляет итоговую финансовую отчетность — бухгалтерский баланс и счет прибылей и убытков. Важно уметь читать и понимать смысл этих отчетов.

1. Бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс содержит информацию о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятия на определенный момент времени. Из бухгалтерского баланса можно узнать, откуда поступили вложенные в данный бизнес средства и куда они были размещены на момент составления баланса.

Бухгалтерский баланс отражает все операции, производимые в ходе хозяйственной деятельности предприятия.

2. Активы

Активы — это все материальные ресурсы, имеющие денежную стоимость и находящиеся в распоряжении предприятия. Активы подразделяются на материальные и нематериальные активы. Материальные активы — это имущество предприятия (например, здания, оборудование, машины, автомобили, запасы сырья). Под нематериальными активами понимается владение каким-либо правом (например, патентом или правом на получение прибыли в будущем).

Все включенные в бухгалтерский баланс активы имеют денежную оценку. Однако такие важные факторы, как управленческие способности персонала, хорошие производственные отношения и моральное состояние, нельзя включить в бухгалтерский баланс.

Внеоборотные активы имеют достаточно высокую стоимость и длительный срок использования предприятием (здания, сооружения, земля, машины, оборудование, транспортные средства и т. д.) Из-за того, что стоимость внеоборотных активов очень высока, ее не вычитают из прибыли в год приобретения, а распределяют на ожидаемый срок эксплуатации в виде амортизационных отчислений.

Оборотные активы — это денежная наличность и статьи баланса, которые можно быстро и легко перевести в наличные средства. Примером оборотных активов являются запасы готовой продукции и дебиторская задолженность (задолженность клиентов перед предприятием).

3. Пассивы

Пассивы — это финансовые обязательства предприятия. Они возникают при использовании кредитов или ссуд. В зависимости от срока погашения различают краткосрочные и долгосрочные обязательства.

Краткосрочные обязательства — это кредиторская задолженность, подлежащая погашению в течение одного года (задолженность торговым кредиторам, банковский овердрафт).

Долгосрочные обязательства — это кредиторская задолженность, подлежащая погашению более чем через один год. К долгосрочным обязательствам относятся банковские кредиты (но не банковский овердрафт, погашение которого производится по первому требованию) и невыплаченные суммы по лизингу.

4. Собственный капитал

Собственный капитал — это стоимость всего имущества предприятия после уплаты всех долгов.

В основе бухгалтерского баланса лежит следующее уравнение бухгалтерского баланса:

собственный капитал = суммарные активы — суммарные пассивы = внеоборотные активы + оборотные активы — краткосрочные обязательства — долгосрочные обязательства

Собственный капитал предприятия на конкретную дату можно посчитать и иначе:

собственный капитал = первоначальные инвестиции + нераспределенная прибыль

где нераспределенная прибыль — это прибыль, реинвестированная в процессе хозяйственной деятельности.

Нераспределенная прибыль представляет собой остаток прибыли после налогообложения, выплаты процентов и дивидендов. Как правило, она составляет значительную часть финансирования новых капиталовложений.

5. Отчет о движении денежных средств

Бухгалтерский баланс содержит информацию о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятия на определенный момент времени. А вот в отчете о движении денежных средств отражены потоки денежных средств, то есть фактические физические перемещения денежных средств из одних рук в другие в виде поступлений и платежей, имеющих место в процессе хозяйственной деятельности предприятия.

Поступления — это денежные средства, полученные предприятием. Платежи — это денежные средства, отданные предприятием.

Каждый раз, когда предприятие выписывает чек, образуется платеж денежных средств. Если же чек выписывается на предприятие, то возникает поступление денежных средств. Поэтому существует мало возможностей для искажения реального состояния дел на предприятии.

Увеличение пассивов предприятия — это источник денежных средств. Уменьшение пассивов предприятия говорит об использовании денежных средств.

Уменьшение активов предприятия — это источник денежных средств. Увеличение активов предприятия говорит об использовании денежных средств.

Отчет о движении денежных средств отражает изменения в кассовой позиции за некоторый период времени. Сальдо на начало периода — это размер денежной наличности предприятия на начало периода. Сальдо на конец периода — это размер денежной наличности предприятия на конец периода.

Расчет движения денежных средств производится по следующей формуле:

сальдо на начало периода + поступления — платежи = сальдо на конец периода

Отчет о движении денежных средств не лишен недостатков. Он отражает уже сложившуюся ситуацию и носит исторический характер. Для инвестора, интересующегося платежеспособностью предприятия, более полезным был бы прогноз движения денежных средств предприятия.

6. Счет прибылей и убытков

Счет прибылей и убытков показывает доходы и расходы предприятия от операций между двумя соседними датами составления бухгалтерского баланса. Из него видны результаты работы предприятия за этот период: получило ли оно прибыль или понесло убытки.

При составлении счета прибылей и убытков доходы и расходы признаются не тогда, когда они оплачены деньгами, а тогда, когда они начислены. Например, реализация товаров считается совершившимся фактом, когда продавец выполнил условия договора купли-продажи, а не когда за товар получены деньги. Доход признается полученным, если его можно объективно оценить и обоснованно предположить поступление средств в будущем.

Счет прибылей и убытков строится по принципу начисления, который точнее сопоставляет полученные доходы и понесенные расходы за рассматриваемый период. Это позволяет определить фактические значения доходов и расходов, но многие перемещения денежных средств не показываются.

Счет прибылей и убытков отражает далеко не все, что произошло на предприятии за отчетный период. Он не содержит сведений о фактах, которые не поддаются достаточно точной оценке (например, прием на работу нового сотрудника). Также счет прибылей и убытков не отражает операций, не связанных с реализацией (например, выпуск новых акций).

Манипулировать данными счета прибылей и убытков гораздо легче, чем данными отчета о движении денежных средств. Зато счет прибылей и убытков позволяет, например, однозначно разграничить плату за потребленную в прошлом месяце электроэнергию и плату за здание, которое предприятие будет арендовать ближайшие 15 лет.

7. Расчет прибыли

Объем продаж — это доход от продажи продукции. Себестоимость проданной продукции показывает, во сколько обошлось предприятию приобретение или изготовление товаров. Валовая прибыль вычисляется по следующей формуле:

валовая прибыль = объем продаж — себестоимость проданной продукции

Под расходами будем понимать накладные расходы, понесенные в ходе осуществления продаж за определенный период времени. Чистая прибыль вычисляется по следующей формуле:

чистая прибыль = валовая прибыль — расходы

Пример. В апреле объем продаж составил 200000 руб. Себестоимость проданной продукции равна 90000 руб., а расходы (арендная плата, зарплата и т. д.) — 30000 руб. Определим валовую прибыль и чистую прибыль.

Валовая прибыль = объем продаж — себестоимость проданной продукции = 200000 — 90000 = 110000 руб.

Чистая прибыль = валовая прибыль — расходы = 110000 — 30000 = 80000 руб.

Прибыль предприятия может зависеть от целого ряда факторов искусственного характера. Например, при слиянии предприятия с другим предприятием совокупная прибыль станет больше. Следует помнить, что прибыль и наличные деньги — это не одно и то же.

Счет прибылей и убытков отражает доходы и расходы за определенный период времени. Но некоторые расходы (арендная плата, страхование и т. д.) могут осуществляться предоплатой.

Прибыль — это лишь один из показателей. Поэтому при анализе результатов деятельности предприятия нужно ориентироваться не только и не столько на прибыль, сколько на совокупность показателей, характеризующих финансовый и имущественный потенциалы предприятия.

8. Пояснения к финансовой отчетности

Предприятие сопровождает свою финансовую отчетность пояснениями. Эти пояснения содержат:

  1. сведения об используемых методах учета (способ начисления амортизации, метод оценки запасов товарно-материальных ценностей и т. д.);
  2. подробное описание некоторых статей активов и пассивов (условия и сроки погашения задолженности, условия выплаты арендной платы и т. д.);
  3. информацию о структуре акционерного капитала предприятия (условия владения акциями и т. д.);
  4. сведения об основных операциях (приобретение другого предприятия, отделение ранее присоединенного предприятия и т. д.);
  5. внебалансовые статьи (форвардные контракты, свопы, опционы и т. д.)

Нередко пояснения к финансовой отчетности дают больше информации об истинном финансовом состоянии предприятия, чем сами отчеты.

Финансовая отчетность предприятия предоставляет информацию о текущем финансовом положении предприятия, а также об эффективности деятельности предприятия за истекший период. На основе финансовой отчетности создаются модели, используемые в финансовом планировании. Финансовая отчетность предприятия позволяет наметить основные плановые показатели.

9. Можно ли доверять финансовой отчетности?

Информация, содержащаяся в финансовой отчетности, позволяет оценить прибыльность предприятия. Если уровень прибыльности предприятия окажется ниже требуемого, то более полный анализ ситуации позволит выявить причины отклонений. Поэтому информация должна давать возможность получателю своевременно отреагировать на эту информацию.

Неверная информация часто хуже, чем отсутствие информации, так как может вызвать действия, которые только ухудшат ситуацию. Насколько можно ли доверять финансовой отчетности?

Предполагается, что бухгалтерский учет на предприятии ведут честные, компетентные люди, которые в своей работе не делают ошибок. В реальной жизни это не так.

Бухгалтеры, как и все люди, допускают ошибки. Использование технических средств в расчетах позволяет избежать арифметических ошибок. А вот методические ошибки (дублирование или пропуск записей, регистрация факта хозяйственной жизни предприятия не на тех счетах и т. д.) вполне возможны.

Бухгалтерская отчетность может быть искажена из-за невысоких технических навыков лиц, составляющих отчет. Если заработок бухгалтера зависит от финансовых показателей предприятия, то может возникнуть неправильное желание приукрасить отчетность.

Бухгалтерский баланс содержит информацию о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятия на определенный момент времени. Уже на следующий день показатели баланса изменятся. Руководство предприятия заинтересовано в придании балансу как можно более убедительного вида с помощью ряда трюков.

В последние несколько недель отчетного периода предприятие пытается отсрочить платежи поставщикам. Но уже в первые дни нового финансового года денежные средства начнут убывать, вознаграждая кредиторов за терпение.

Бухгалтерия всегда работает «с запасом». В учетных журналах всегда можно найти какие-нибудь затраты, способные уменьшить показатель прибыли. Можно списать чуть больше запасов, внеоборотных активов, безнадежных долгов или несколько завысить переоценку запасов. Потерять какую-то часть прибыли всегда легче, чем нарастить.

Правила и инструкции, касающиеся финансовой отчетности, не всегда четки и однозначны. Отдельные формулировки оставляют простор для «творческой интерпретации» при подготовке финансовой отчетности.

Правила финансового учета требуют отражения всех операций по первоначальной стоимости. Бухгалтерский баланс отражает активы и обязательства, приобретенные или взятые на себя предприятием в различное время. Поэтому затраты на приобретение активов, указанные в балансе, могут и не отражать текущей экономической стоимости этих активов. Колебания валютных курсов также могут исказить данные баланса, если у предприятия есть активы и пассивы в иностранной валюте.

Из всего вышесказанного следует, что в оценке предприятия не стоит целиком полагаться на финансовую отчетность. Это лишь часть доступной информации, хотя и важная часть. Среди других источников информации можно отметить финансовые издания, местную прессу, клиентов и конкурентов предприятия, сотрудников предприятия.

Комментарии

1
  • Константин Петров
    Прикольно вытащить из пассивов (по автору №3) капитал (по автору №4) ;-)