Бюджетный учет

Комментарий к Письму Минфина РФ от 20.05.2015 № 02 07 07/28998

В конце 2014 года Приказом Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н в Единый план счетов, применяемый в государственных (муниципальных) учреждениях, введен счет 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов».

В конце 2014 года Приказом Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н в Единый план счетов, применяемый в государственных (муниципальных) учреждениях[1], введен счет 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов». На нем учитываются суммы, зарезервированные в целях равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждения, по не определенным по величине и (или) времени исполнения:

  • обязательствам, возникающим вследствие принятия иного обязательства (сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение учреждения, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств);
  • обязательствам на предстоящую оплату отпусков за фактически отработанное время или выплату компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения;
  • обязательствам на ремонт основных средств;
  • обязательствам предстоящей оплаты по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки;
  • обязательствам предстоящей оплаты, возникающим при принятии решения о реструктуризации деятельности учреждения, в том числе создании, изменении структуры (состава) обособленных подразделений учреждения и (или) изменении видов деятельности учреждения, а также при принятии решения о реорганизации либо ликвидации учреждения;
  • обязательствам предстоящей оплаты, возникающим из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий, в размере сумм предъявленных к учреждению штрафных санкций (пеней), иных компенсаций по причиненному ущербу (убыткам), в том числе вытекающих из условий гражданско-правовых договоров (контрактов), в случае предъявления претензий (исков) к публично-правовому образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту, а также ожидаемых судебных расходов (издержек), в случае предъявления учреждению согласно законодательству РФ претензий (исков), иных аналогичных ожидаемых расходов;
  • иным обязательствам в случаях, предусмотренных актом учреждения, принятым при формировании его учетной политики.

Такие обязательства учреждения еще называются отложенными. При принятии к учету зарезервированных сумм на счете 0 401 60 000 они одновременно отражаются на счете 0 502 90 000 «Отложенные обязательства».

В настоящее время в Инструкции № 157н порядок отражения данных операций не разъяснен. Согласно п. 302.1 этой инструкции порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках учетной политики.

В Письме Минфина РФ от 20.05.2015 № 02‑07‑07/28998 поясняется, что резервы создаются в целях формирования полной и достоверной информации об обязательствах учреждения по методу начисления, предусматривающему отражение расходов в том периоде, к которому они относятся, независимо от того, когда выплачены денежные средства, а также для равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждения, в том числе для расчета налога на прибыль организаций.

В письме приведены пример детализации плана счетов по счету 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» (приложение 1), бухгалтерские записи по отражению в учете операций по формированию и использованию резервов (приложение 2), пример определения оценочного значения по отложенным обязательствам по оплате отпусков (приложение 3).

Необходимо отметить, что создание резервов предстоящих расходов для казенных учреждений (как и для других типов учреждений) не является обязательным. Учреждения самостоятельно определяют, будут они использовать в своей деятельности принцип резервирования или нет.

Таким образом, при принятии в казенном учреждении решения о создании резервов предстоящих расходов в учетной политике нужно предусмотреть детализацию счета 0 401 06 000, соответствующие корреспонденции счетов бюджетного учета, а также порядок создания (порядок определения оценочного значения) в отношении каждого вида формируемого резерва. Если учреждение примет решение не создавать резервы предстоящих расходов, то и вводить данный счет в рабочий план счетов нет необходимости.


[1] Утвержден Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Источник: Журнал "Казенные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера"

Начать дискуссию