ЭДО

Внедрение межкорпоративного обмена электронными юридически значимыми документами

Если вы твердо решили отказаться от печати бумажных документов и перейти на электронный документооборот со своими контрагентами, то вам придется, в первую очередь, ответить себе на некоторые вопросы.
Внедрение межкорпоративного обмена электронными юридически значимыми документами
Фото Петра Васиного, Кублог

Если вы твердо решили отказаться от печати бумажных документов и перейти на электронный документооборот со своими контрагентами, то вам придется, в первую очередь, ответить себе на следующие вопросы:

  • С каким/с какими операторами работать?
  • Как передавать документы оператору – через его универсальный интерфейс или из рабочего места ERP-системы?
  • Где и как хранить ЮЗД?
  • Как применять ЭП – на сервере или рабочем месте сотрудника?
  • Как внедрять – самостоятельно или с помощью интегратора?

От ответов на эти вопросы зависит и архитектура целевой системы, и состав мероприятий по подготовке к ее внедрению.

Выбор оператора

Сегодня в России действующим законодательством предусмотрено обязательное использование информационных каналов провайдеров или операторов ЭДО для передачи электронных счетов-фактуры. Всего по стране услуги по передаче электронных документов осуществляют более ста операторов. Программное обеспечение каждого оператора, даже при соблюдении определенных стандартов, имеет свою специфику.

Получается, что для осуществления приема/передачи документов вам придется использовать не только каналы, но и программное обеспечение выбранного оператора. Для этого каждый оператор предусматривает передачу своим пользователям соответствующего клиентского обеспечения для установки в его вычислительной сети, или на сервере оператора. Фактически речь идет об облачной модели использования программного обеспечения оператора.

Но даже облачная модель, не говоря уже о клиентской, не всегда устраивает крупный бизнес, и без того перегруженный использованием целого «зоопарка» приложений и систем. Появление нового приложения означает дополнительные затраты на его сопровождение, поддержку и обучение пользователей. А если придется устанавливать и использовать интерфейсы сразу нескольких операторов, то очевидно, что ни к чему хорошему, кроме возрастания количества ошибок и снижению эффективности работы организации, это не приведет.

Кроме того, вы сможете обмениваться документами только с теми контрагентами, которые также являются абонентами этого оператора. И это в наибольшей степени не устраивает крупный бизнес, производителей товаров народного потребления и других пользователей, которые нуждаются в более широком охвате контрагентов. Рассмотренная ситуация является прямым следствием существующей операторской схемы работы, однако пока никаких изменений в этой области не предусматривается.

Передача документов: интерфейс оператора или ERP-системы?

Вне зависимости от того, будете ли вы работать с одним оператором или несколькими, немаловажен вопрос о выборе рабочего места пользователя. Понятно, что вся необходимая информация для ЮЗД находится в ERP-системе и должна быть оттуда извлечена перед формированием документа, равно как и загружена в систему после его получения.

Однако работа через интерфейсы оператора (как было рассмотрено выше) предполагает, что обмен документами между ERP-системой и интерфейсом оператора будет происходить в ручном режиме, что в корне противоречит идее автоматизации. Крупные компании, естественно, предпочтут встраивание функций ЮЗД в интерфейс ERP.

Возможно, принятие решения будет еще более непростым, если окажется, что у вас в компании учет ведется в нескольких системах, в т. ч. устаревших и/или нестандартных и разработанных самостоятельно.

Наличие нескольких учетных систем в организации создает дополнительные сложности при их интеграции с ПО оператора, поскольку возникают риски повторной обработки входящих документов. Чтобы избежать дублирования, интегратор должен позаботиться о диспетчеризации потоков документов между системами, что не очень просто, особенно если разработчик не имеет опыта подобной работы.

Что, где и как хранить?

В приказе Министерства Финансов РФ от 25.04.2011 № 50н «Об утверждении порядка выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи» сказано: «Участники электронного документооборота обеспечивают хранение документов, подписанных электронной цифровой подписью, составление и выставление которых предусмотрено настоящим Порядком, совместно с применявшимся для формирования электронной цифровой подписи указанных документов сертификатом ключа подписи в течение срока, установленного для хранения счетов-фактур» (п. 1.13).

Следовательно, ваша компания должна обеспечить надежное, долговременное ведение архива электронных документов. Для учета и последующего контроля необходимо хранить весь пакет документов, сопровождающий выставление и получение электронного счета-фактуры (сам xml-файл, электронную подпись, а также технологические документы со своими электронными подписями). Важно помнить, что электронные документы представлены в формате xml, их визуальное восприятие невозможно, поэтому обычно эти документы сохраняются в электронном архиве в двух форматах: исходном, xml-формате, а также в формате PDF, который вторичен по отношению к исходному и полностью дублирует его содержание. Он очень полезен для обеспечения привычного восприятия документа бизнес-пользователем, а также будет очень востребован при аудиторских проверках. Добавим к этому списку акты, накладные и неформализованные документы, сопровождающие сделку. Таким образом, основываясь на опыте внедрений компании TerraLink, средний объем документов по одной транзакции составит около 1,5 Mб. При пересчете на 100 000 документов в год для хранения документов понадобится около 1,5 Tб дискового пространства.

Также будет не лишним задуматься о том, как обеспечить безопасность, надежность и управляемость подобного хранилища.

Применение ЭП: на сервере или на рабочем месте сотрудника

Одно из важнейших с точки обеспечения юридической значимости решений, которое вам придется принять при переходе на межкорпоративный обмен электронными документами, это выбор между серверным и локальным подписанием документов.

При выборе локального подписания на каждом рабочем месте потребуется установить средство криптографии (например, «КриптоПро CSP»), корневые сертификаты удостоверяющего центра, набор драйверов для носителей электронных подписей, дополнительные библиотеки, открыть нужные порты и т. д. Кроме того, важно вести информацию о сроках действия всех сертификатов и средств шифрования, чтобы исключить необходимость обновления сертификатов и средств шифрования в критические для бухгалтерии моменты – при закрытии учетных периодов, когда обмен электронными документами между компаниями, а также между компаниями и контролирующими органами резко возрастает.

Серверное подписание менее привычно, но также допустимо. При серверном подписании все несколько проще: администрирование криптосредств происходит централизованно, электронная подпись привязана к учетной записи пользователя в системе, нет необходимости в приобретении носителей для электронных подписей и т. д.

Перед выбором метода подписания обязательно проконсультируйтесь с представителями вашей службы безопасности: им можно доверить принятие итогового решения по этому вопросу.

Как внедрять: самим или с помощью интегратора?

Если вы используете систему «1С» и/или у вас относительно небольшой оборот документов, то, возможно, внедрение ЮЗД своими силами не составит большого труда. Очень много возможностей в «1С» уже встроено. Однако если у вас SAP ERP, то вы должны заранее внимательно проанализировать ее встроенные средства для обмена ЮЗД. Как правило, их недостаточно для полноценной работы бизнес-пользователей.

Наиболее востребованные функции: поддержка работы с несколькими операторами, ведение электронного архива, применение криптосредств, отчетность, аналитика и другие сервисы – отсутствуют, и их придется дорабатывать самостоятельно. Еще более сложным будет вопрос в случае применения иных и/или нескольких учетных систем, особенно малораспространенных или разработанных самостоятельно.

Во многих случаях при принятии решения о переходе к обмену ЮЗД будет полезно рассмотреть вариант применения универсального решения – продукта TerraLink xDE, который может работать с ERP-системами разных типов, и вообще с произвольными источниками/приемниками информации, а также поддерживает многооператорский режим работы. Преимуществом такого подхода является то, что при стандартных конфигурациях вашей системы количество пользовательских интерфейсов не увеличивается, администрирование и поддержка приложения происходят централизованно. Все это сокращает затраты на его сопровождение и развитие.

Кроме того, в ходе внедрения вы получите не только квалифицированные рекомендации по подготовке вашей инфраструктуры с учетом ее особенностей, но и гарантии поддержки и сопровождения системы при развитии ПО операторов, включая более чем реальные изменения форматов электронных документов в соответствии с законодательством. 

Источник: группа компаний TerraLink

Комментарии

4
  • Елена
    это пошаговая инструкция? Совершенно бестолковая статья
  • TerraLink

    Уважаемый Olaf, Вы писали:
    "и ни слова про фактическое отсутствие роуминга"
    Почему же? Мы написали об этом следующее: "Кроме того, вы сможете обмениваться документами только с теми контрагентами, которые также являются абонентами этого оператора. И это в наибольшей степени не устраивает крупный бизнес, производителей товаров народного потребления и других пользователей, которые нуждаются в более широком охвате контрагентов. Рассмотренная ситуация является прямым следствием существующей операторской схемы работы, однако пока никаких изменений в этой области не предусматривается."
    Кстати, на эту тему очень интересный набор данных предоставлен на сайте РОСЭУ (http://roseu.org/roaming) и на сайте СКБ Контур (http://www.diadoc.ru/roaming).

Розыгрыш налоговых льгот для пожилых, НДФЛ при уступке по ДДУ, снижение акциза на табак в обзоре

Налоговые события за день

ФНС есть дело до всего. Теперь налоговики будут помогать Роспотребнадзору находить нелегальный общепит. 🌭«Ночной бухгалтер» № 1727

Налоговики стали проникать буквально во все сферы деятельности бизнеса и взаимодействовать с кучей разных ведомств. Теперь они будут передавать информацию в РПН, чтобы тот своевременно выявлял предприятия общепита, не сообщившие о начале своей деятельности. Например, ФНС будет передавать данные о регистрации на новых точках ККТ и пробитии первого чека.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Бесплатно с Отчетность

Формы и сроки сдачи отчетности за полугодие 2024 года

Чтобы ничего не потерять и вовремя отчитаться за полугодие, собрали всю полезную информацию в одной таблице.

Формы и сроки сдачи отчетности за полугодие 2024 года
3

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Общество

Врачи в новых регионах дополнительно получат до 2 млн рублей

Медицинский персонал получит компенсации за переезд на работу в новые регионы, на Дальний Восток, Крайний Север и в Арктическую зону.

Экономика России

В июне инфляция выросла до 8,59%

В 62 регионах России ускорился рост цен на большинство товаров и услуг.

Социальный вычет

💊 Соцвычет по НДФЛ можно получить на покупку любых лекарств

По расходам на покупку лекарств, назначенных лечащим врачом и приобретаемых за счет собственных средств, предусмотрен социальный налоговый вычет по НДФЛ.

1
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

В РФ прошел первый эксперимент по маркировке в открытом океане

Компания «Доброфлот» приняла участие в эксперименте по маркировке консервов в Тихом океане.

ФТС собрала за полгода больше 3 трлн рублей

Время типового досмотра грузового транспорта на границе сократится до 10 минут.

Мошенничество

Мошенники добрались до домовых чатов: новые схемы обмана

МВД сообщило, что мошенники активно осваивают новые площадки. И одна из них — чаты жильцов многоквартирных домов.

Бесплатно с 6-НДФЛ

Как в 1С заполнить 6-НДФЛ за 1 полугодие 2024 года: пошаговая инструкция

В 2024 году форма и порядок заполнения расчета 6-НДФЛ в очередной раз претерпели изменения. Рассказываем, как заполнить в 1С 6-НДФЛ за первое полугодие по правилам 2024 года, на что обратить внимание.

Как в 1С заполнить 6-НДФЛ за 1 полугодие 2024 года: пошаговая инструкция

Как работодателю учесть выплаты по договорам ГПХ

Договоры ГПХ часто оказываются под пристальным вниманием контролирующих органов. Чтобы не давать им повода для штрафов и доначислений, проверьте, все ли у вас правильно. Рассказываем про особенности бухгалтерского учета и налогообложения при расчетах по договорам ГПХ.

Как работодателю учесть выплаты по договорам ГПХ
Зарплата

После смены работы доход россиян увеличился на 20%

Те, кто решились поменять место работы в 2023 году, сейчас зарабатывают на 20% больше.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: мигрантам ограничат места работы, в США создали автоматизированную домашнюю пивоварню, а хакеры украли криптовалюту на 235 млн долларов

Подготовили обзор главных событий дня — 18 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

РСВ

После увольнения всех работников ИП сдает зарплатные отчеты до конца года

РСВ, ЕФС-1 и персонифицированные сведения о физлицах ИП сдают, только если они являются работодателями.

Трудовое право

Вышла новая версия Методических рекомендаций по созданию первичной профсоюзной организации

Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) обновила методичку по созданию профсоюзной ячейки в организации.

Разбираемся в 1С: основные аспекты и подбор конфигурации для вашего бизнеса

Чтобы выбрать программное обеспечение, которое эффективно справится с поставленными целями — важно понимать особенности решений 1С и какие процессы в бизнесе требуют автоматизации.

Разбираемся в 1С: основные аспекты и подбор конфигурации для вашего бизнеса
Мошенничество

Мошенники не могут украсть недвижимость на Госуслугах

Решения по сделкам с недвижимостью принимает Росреестр. Даже если к мошенникам попадет смартфон жертвы, они не смогут перерегистрировать право собственности.

Профсоюзы рекомендуют в жару уходить с работы домой

При плохом самочувствии из-за жары нужно сообщить об этом работодателю, остановить работу и покинуть рабочее место.

Миграционный учет

Как белорусу получить ВНЖ и гражданство РФ в 2024 году

Получение вида на жительство (ВНЖ) и гражданства Российской Федерации — важный вопрос для белорусов. В 2024 году процесс стал проще благодаря межгосударственным соглашениям, предоставляющим льготные условия.

Интересные материалы

Проверки

Минфин утвердил 8 индикаторов риска для контроля за рынком табака

С 20 июля 2024 года индикаторы риска закреплены приказом Министерства финансов от 11.06.2024 № 87н.