ЭДО

Внедрение межкорпоративного обмена электронными юридически значимыми документами

Если вы твердо решили отказаться от печати бумажных документов и перейти на электронный документооборот со своими контрагентами, то вам придется, в первую очередь, ответить себе на некоторые вопросы.
Внедрение межкорпоративного обмена электронными юридически значимыми документами
Фото Петра Васиного, Кублог

Если вы твердо решили отказаться от печати бумажных документов и перейти на электронный документооборот со своими контрагентами, то вам придется, в первую очередь, ответить себе на следующие вопросы:

  • С каким/с какими операторами работать?
  • Как передавать документы оператору – через его универсальный интерфейс или из рабочего места ERP-системы?
  • Где и как хранить ЮЗД?
  • Как применять ЭП – на сервере или рабочем месте сотрудника?
  • Как внедрять – самостоятельно или с помощью интегратора?

От ответов на эти вопросы зависит и архитектура целевой системы, и состав мероприятий по подготовке к ее внедрению.

Выбор оператора

Сегодня в России действующим законодательством предусмотрено обязательное использование информационных каналов провайдеров или операторов ЭДО для передачи электронных счетов-фактуры. Всего по стране услуги по передаче электронных документов осуществляют более ста операторов. Программное обеспечение каждого оператора, даже при соблюдении определенных стандартов, имеет свою специфику.

Получается, что для осуществления приема/передачи документов вам придется использовать не только каналы, но и программное обеспечение выбранного оператора. Для этого каждый оператор предусматривает передачу своим пользователям соответствующего клиентского обеспечения для установки в его вычислительной сети, или на сервере оператора. Фактически речь идет об облачной модели использования программного обеспечения оператора.

Но даже облачная модель, не говоря уже о клиентской, не всегда устраивает крупный бизнес, и без того перегруженный использованием целого «зоопарка» приложений и систем. Появление нового приложения означает дополнительные затраты на его сопровождение, поддержку и обучение пользователей. А если придется устанавливать и использовать интерфейсы сразу нескольких операторов, то очевидно, что ни к чему хорошему, кроме возрастания количества ошибок и снижению эффективности работы организации, это не приведет.

Кроме того, вы сможете обмениваться документами только с теми контрагентами, которые также являются абонентами этого оператора. И это в наибольшей степени не устраивает крупный бизнес, производителей товаров народного потребления и других пользователей, которые нуждаются в более широком охвате контрагентов. Рассмотренная ситуация является прямым следствием существующей операторской схемы работы, однако пока никаких изменений в этой области не предусматривается.

Передача документов: интерфейс оператора или ERP-системы?

Вне зависимости от того, будете ли вы работать с одним оператором или несколькими, немаловажен вопрос о выборе рабочего места пользователя. Понятно, что вся необходимая информация для ЮЗД находится в ERP-системе и должна быть оттуда извлечена перед формированием документа, равно как и загружена в систему после его получения.

Однако работа через интерфейсы оператора (как было рассмотрено выше) предполагает, что обмен документами между ERP-системой и интерфейсом оператора будет происходить в ручном режиме, что в корне противоречит идее автоматизации. Крупные компании, естественно, предпочтут встраивание функций ЮЗД в интерфейс ERP.

Возможно, принятие решения будет еще более непростым, если окажется, что у вас в компании учет ведется в нескольких системах, в т. ч. устаревших и/или нестандартных и разработанных самостоятельно.

Наличие нескольких учетных систем в организации создает дополнительные сложности при их интеграции с ПО оператора, поскольку возникают риски повторной обработки входящих документов. Чтобы избежать дублирования, интегратор должен позаботиться о диспетчеризации потоков документов между системами, что не очень просто, особенно если разработчик не имеет опыта подобной работы.

Что, где и как хранить?

В приказе Министерства Финансов РФ от 25.04.2011 № 50н «Об утверждении порядка выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи» сказано: «Участники электронного документооборота обеспечивают хранение документов, подписанных электронной цифровой подписью, составление и выставление которых предусмотрено настоящим Порядком, совместно с применявшимся для формирования электронной цифровой подписи указанных документов сертификатом ключа подписи в течение срока, установленного для хранения счетов-фактур» (п. 1.13).

Следовательно, ваша компания должна обеспечить надежное, долговременное ведение архива электронных документов. Для учета и последующего контроля необходимо хранить весь пакет документов, сопровождающий выставление и получение электронного счета-фактуры (сам xml-файл, электронную подпись, а также технологические документы со своими электронными подписями). Важно помнить, что электронные документы представлены в формате xml, их визуальное восприятие невозможно, поэтому обычно эти документы сохраняются в электронном архиве в двух форматах: исходном, xml-формате, а также в формате PDF, который вторичен по отношению к исходному и полностью дублирует его содержание. Он очень полезен для обеспечения привычного восприятия документа бизнес-пользователем, а также будет очень востребован при аудиторских проверках. Добавим к этому списку акты, накладные и неформализованные документы, сопровождающие сделку. Таким образом, основываясь на опыте внедрений компании TerraLink, средний объем документов по одной транзакции составит около 1,5 Mб. При пересчете на 100 000 документов в год для хранения документов понадобится около 1,5 Tб дискового пространства.

Также будет не лишним задуматься о том, как обеспечить безопасность, надежность и управляемость подобного хранилища.

Применение ЭП: на сервере или на рабочем месте сотрудника

Одно из важнейших с точки обеспечения юридической значимости решений, которое вам придется принять при переходе на межкорпоративный обмен электронными документами, это выбор между серверным и локальным подписанием документов.

При выборе локального подписания на каждом рабочем месте потребуется установить средство криптографии (например, «КриптоПро CSP»), корневые сертификаты удостоверяющего центра, набор драйверов для носителей электронных подписей, дополнительные библиотеки, открыть нужные порты и т. д. Кроме того, важно вести информацию о сроках действия всех сертификатов и средств шифрования, чтобы исключить необходимость обновления сертификатов и средств шифрования в критические для бухгалтерии моменты – при закрытии учетных периодов, когда обмен электронными документами между компаниями, а также между компаниями и контролирующими органами резко возрастает.

Серверное подписание менее привычно, но также допустимо. При серверном подписании все несколько проще: администрирование криптосредств происходит централизованно, электронная подпись привязана к учетной записи пользователя в системе, нет необходимости в приобретении носителей для электронных подписей и т. д.

Перед выбором метода подписания обязательно проконсультируйтесь с представителями вашей службы безопасности: им можно доверить принятие итогового решения по этому вопросу.

Как внедрять: самим или с помощью интегратора?

Если вы используете систему «1С» и/или у вас относительно небольшой оборот документов, то, возможно, внедрение ЮЗД своими силами не составит большого труда. Очень много возможностей в «1С» уже встроено. Однако если у вас SAP ERP, то вы должны заранее внимательно проанализировать ее встроенные средства для обмена ЮЗД. Как правило, их недостаточно для полноценной работы бизнес-пользователей.

Наиболее востребованные функции: поддержка работы с несколькими операторами, ведение электронного архива, применение криптосредств, отчетность, аналитика и другие сервисы – отсутствуют, и их придется дорабатывать самостоятельно. Еще более сложным будет вопрос в случае применения иных и/или нескольких учетных систем, особенно малораспространенных или разработанных самостоятельно.

Во многих случаях при принятии решения о переходе к обмену ЮЗД будет полезно рассмотреть вариант применения универсального решения – продукта TerraLink xDE, который может работать с ERP-системами разных типов, и вообще с произвольными источниками/приемниками информации, а также поддерживает многооператорский режим работы. Преимуществом такого подхода является то, что при стандартных конфигурациях вашей системы количество пользовательских интерфейсов не увеличивается, администрирование и поддержка приложения происходят централизованно. Все это сокращает затраты на его сопровождение и развитие.

Кроме того, в ходе внедрения вы получите не только квалифицированные рекомендации по подготовке вашей инфраструктуры с учетом ее особенностей, но и гарантии поддержки и сопровождения системы при развитии ПО операторов, включая более чем реальные изменения форматов электронных документов в соответствии с законодательством. 

Источник: группа компаний TerraLink

Комментарии

4
  • Елена
    это пошаговая инструкция? Совершенно бестолковая статья
  • TerraLink

    Уважаемый Olaf, Вы писали:
    "и ни слова про фактическое отсутствие роуминга"
    Почему же? Мы написали об этом следующее: "Кроме того, вы сможете обмениваться документами только с теми контрагентами, которые также являются абонентами этого оператора. И это в наибольшей степени не устраивает крупный бизнес, производителей товаров народного потребления и других пользователей, которые нуждаются в более широком охвате контрагентов. Рассмотренная ситуация является прямым следствием существующей операторской схемы работы, однако пока никаких изменений в этой области не предусматривается."
    Кстати, на эту тему очень интересный набор данных предоставлен на сайте РОСЭУ (http://roseu.org/roaming) и на сайте СКБ Контур (http://www.diadoc.ru/roaming).

🔥 Акция «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей до 20 мая

Мы предлагаем самые выгодные цены на онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, ФСБУ и бухгалтерии с нуля. Только до 20 мая их можно купить за 4 290 рублей!

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Трудовые отношения

Сверхурочные в 2024 году: как оплачивать по новым правилам

Порядок оплаты сверхурочных работ закреплен в обновленной ст. 152 ТК во исполнение поручения, которое дал законодателям КС в постановлении от 27.06.2023 № 35-П. Теперь при оплате сверхурочной работы необходим принимать во внимание все компенсационные и стимулирующие выплаты.

Сверхурочные в 2024 году: как оплачивать по новым правилам
Бесплатно с Налоговые проверки

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики

Если организация продает самортизированные активы по низкой цене взаимозависимым лицам, ей доначислят налоги. Разбираем судебную практику.

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики
Лучшие спикеры, новый каждый день

Что будет с интернетом, мобильной связью, Почтой России, электронными услугами, ИТ: заявления Минцифры

Максут Шадаев перед утверждением на должность министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ назвал основные направления работы и какие вызовы стоят перед Минцифры.

Новое приложение «Ситидрайва» удалили из App Store

Уже установленные приложения будут работать на iOS. Пользователям рекомендуют отключить функцию «Сгружать неиспользуемые».

Платись, платись большая и маленькая: независимо от размера зарплату нужно платить два раза в месяц! 💰«Ночной бухгалтер» № 1684

Даже если ваш сотрудник на неполной ставке получает зарплату размером в несколько тысяч рублей, ее нельзя платить один раз. Даже сотрудник просит. Так Роструд сказал.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Расценки на техобслуживание газового оборудования, возможно, будет устанавливать государство

Регионы предлагают ввести государственное регулирование стоимости услуг по техобслуживанию газового оборудования.

Обменники крипты: как выбрать подходящий

Сегодня купить и продать криптовалюту* в России можно несколькими способами: через криптовалютные биржи, P2P-сервисы, криптоматы и обменники, работающие онлайн и офлайн. Последний вариант позволяет проводить сделки анонимно – без отправки своих персональных данных и платежных реквизитов.

Обменники крипты: как выбрать подходящий

Можно ли выдать за раз маленькую зарплату, как оплачивать переработку в командировке, на ГПД положен стандартный вычет. 3 важных разъяснения для бухгалтеров по зарплате

Собрали полезные разъяснения Роструда и Минфина по расчетам с работниками.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Приобретение лицом из недружественного государства доли (акций) в российской компании (ООО или АО) в 2024 году

Необходимо ли получать разрешение подкомиссии, если лицо из недружественного государства хочет стать участником (акционером) российской компании (ООО или АО). Какие требования предъявляются к данным сделкам (операциям).

Зарплата

Выделено финансирование на увеличенные выплаты педагогам

Правительство направит более 8 млрд рублей на увеличенные выплаты классным руководителям и кураторам.

IT-компании

Нидерландская компания Yandex сменит свое название до 31 июля

До 31 июля иностранная организация продаст остаток акций, перестанет использовать бренды российской компании «Яндекс» и сменит название.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Проверки ФАС

ФАС рассказала, как, где и на что контролирует цены

Контроль ценообразования на социально значимых рынках остается для Федеральной антимонопольной службы приоритетной задачей.

В России нашли фейковый магазин приложений Play Market

Специалисты по изучению киберпреступлений предупредили об опасном магазине приложений для смартфона. В файлах содержатся вирусы, которые могут украсть личные данные и деньги.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: искусственный интеллект защитит смартфон от кражи, в Петербурге будут следить за курильщиками, а в TikTok появятся часовые видео

Подготовили обзор главных событий дня — 17 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Малый бизнес получил 130 млрд рублей по программе «1764»

По льготной ставке 13,4% годовых финансирование привлекли представители МСП из сферы гостиничных услуг, обрабатывающих производств, сельского хозяйства, а также транспортные компании и склады.

С 2025 года социальный заказ будет работать во всех регионах

Экспериментальный механизм социального заказа оказался успешным, поэтому Минфин утвердит его на постоянной основе. К участию присоединятся все регионы РФ.

Модульбанк запустил оценку юридического риск-профиля клиентов

Модульбанк запустил новый сервис по оценке юридического риск-профиля бизнеса на базе направления Модульюрист. Сервис подойдет для продавцов на маркетплейсах, производственных компаний и других типов бизнеса.

Экономика России

Росимуществу передали две рыбопромышленные компании

Суд национализировал две компании из Владивостока по добыче рыбы. Их договоры с Росрыболовством признали недействительными.

Интересные материалы

Когда сотрудник не хочет уходить: как уволить скандального работника

Увольняя сотрудника за прогулы, хамство и пьянство, вы всегда рискуете. Он может добиться возвращения по суду, и вам придется выплатить штраф — а сотрудник и дальше будет вести себя так же. Разбираемся, как обосновать увольнение и правильно оформить документы.

Когда сотрудник не хочет уходить: как уволить скандального работника