Менеджмент

Зачем вам аутсорсинг?

Если вы уже знакомы с преимуществами аутсорсинга учетных функций и согласны с тем, что передача непрофильных бизнес-процессов в ведение профессионалов может принести пользу развитию вашего бизнеса, то чтение этой статьи не является обязательным – хотя вполне вероятно, что в ходе ознакомления с ней вы почерпнете какие-то новые сведения и аргументы в пользу использования аутсорсинга.
Зачем вам аутсорсинг?
Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру

Если вы уже знакомы с преимуществами аутсорсинга учетных функций  и согласны с тем, что передача непрофильных бизнес-процессов в ведение профессионалов может принести пользу развитию вашего бизнеса, то чтение этой статьи не является обязательным – хотя вполне вероятно, что в ходе ознакомления с ней вы почерпнете какие-то новые сведения и аргументы в пользу использования аутсорсинга.

Основными же адресатами нашей статьи являются, прежде всего, те бизнесмены, кто придерживается альтернативной точки зрения – т.е., выступает против использования аутсорсинга, и хотел бы получить больше аргументов в пользу своей точки зрения.

В последние год или даже два популярность аутсорсинга учетных функций как способа уменьшения рисков и снижения затрат возросла - компании всерьез озабочены поиском возможных способов экономии и оптимизации затрат. Аутсорсеры рассказывают о том, почему всем компаниям выгодно использовать аутсорсинг ведения бухгалтерского учета, их потенциальные клиенты кивают, соглашаясь, - но на аутсорсинг не переходят. Собственники компаний понимают свою выгоду от использования аутсорсинга – и  рекомендуют этот вариант ведения учета менеджерам; руководители компаний, прислушиваясь к мнению собственников бизнеса, заключают договор с аутсорсинговой компанией, но поскольку чаще всего решение принимается в пользу аутсорсера, предлагающего наименьшую стоимость услуг, закономерным финалом такого выбора становится полная непредсказуемость конечного результата – причем, в такой важной и не терпящей вольностей и безалаберности сфере, как бухгалтерский и налоговый учет.

Мы работаем на рынке аутсорсинга почти 10 лет и решили пойти от обратного – и написать несколько статей в помощь противникам аутсорсинга.  Вы узнаете, почему, прочитав все статьи этой серии. Первая из них находится сейчас на Вашем экране.

Вам это нужно?

Если вдруг ваш руководитель или собственник компании озаботился переводом на аутсорсинг процесса расчета заработной платы вашей компании и поручил вам найти компанию-поставщика этой услуги, то для начала попробуйте проанализировать, а так ли уж нужен аутсорсинг именно вашей компании. Будет ли выигрыш в деньгах или удобстве?  Компания, предлагающие услуги расчета заработной платы, конечно, скажут: «Да, это – выгодно», но для начала вам самим нужно определиться с тем, зачем это нужно именно вам.

Подходите ли вы аутсорсеру?

Начнем с простого вопроса: численности сотрудников в вашей компании. Если она составляет менее 50 человек, то аутсорсинг учетных функций и, прежде всего, аутсорсинг заработной платы – это решение для вас. Как показывает исследование, проведенное порталом HeadHunter, более 40% компаний со штатом до 50 человек используют аутсорсинг для осуществления расчетов с персоналом.

Объясняется это просто: в компаниях такого размера всеми участками бухгалтерского учета занят, как правило, один сотрудник – главный бухгалтер.  Чтобы разгрузить главбуха и высвободить ему время на ведение более сложных участков бухгалтерского учета и решение вопросов по оптимизации налогообложения, часть учетных функций нужно передать на сторону. Расчет заработной платы выделить из общей массы участков бухучета легче всего – вот его и отдают внешнему поставщику.

Если вы работаете в компании с иностранными владельцами, то вы тоже – потенциальный клиент аутсорсинговой компании.  Иностранцы предпочитают аутсорсить расчет зарплаты по нескольким причинам:

  1. Они знают, что расчет заработной платы требует детальных знаний законодательства, которое постоянно меняется – следовательно, расчетчик заработной платы должен быть, что называется, «в теме», а это предполагает регулярное посещение семинаров, обучения и курсов повышения квалификации. Всего этого можно не делать, если расчет заработной платы выполняется аутсорсинговой компанией.
  2. Суммы выплат руководителям компании обычно сильно отличаются от сумм выплат другим ее сотрудникам – и передача на аутсорсинг расчета заработной платы позволяет обеспечить должную конфиденциальность этой информации.
  3. Бухгалтер по расчету заработной платы компании-аутсорсера не ходит в отпуск, не болеет и внезапно не увольняется.

Компании с большей численностью сотрудников – от 100 до 500 – тоже пользуются услугами расчета заработной платы, хотя, как показывает исследование HeadHunter, таких компаний немногим более 10% от числа опрошенных. Чаще всего при наличии такого штата руководители компании вполне могут себе позволить иметь в бухгалтерии сотрудника, занимающегося исключительно расчетом зарплаты.

А вот когда численность персонала превышает 500 человек, аутсорсинг заработной платы снова становится популярным: такой штат компании подразумевает наличие в бухгалтерии как минимум двух человек, занятых только расчетом зарплаты – и тогда руководители компаний снова обращаются к аутсорсингу. 

Кому выгодно не переходить на аутсорсинг?

Теперь, когда вы определились с тем, в какую категорию попадает ваша компания, важно понять, какую выгоду от аутсорсинга ожидаете вы и ваше руководство.

Самый главный бенефициар аутсорсинга – владелец компании и генеральный директор, поскольку ответственность за правильность расчетов и достоверность результатов несет третья сторона в лице поставщика услуги расчета заработной. Владелец не всегда может плотно контролировать финансовые показатели – и аутсорсер в этом случае служит своего рода гарантом правильности расчета зарплаты и налогов.

В списках противников аутсорсинга чаще всего можно видеть главных бухгалтеров компаний, которые не хотят пускать в «свой огород» чужака, и аргументируют это тем, что не могут и не хотят нести ответственность за результаты работы третьей стороны.  Иногда дружно выступить «против» перехода на аутсорсинг может вся команда топ-менеджеров компании.  Если такое случается, то это является поводом для владельца компании задаться вопросом: «Почему?»

Идем дальше. В вашей компании главным сторонником перехода на аутсорсинг является владелец, а главным противником такого перехода – главный бухгалтер, а может быть, и вы сами.

Откроем секрет: если противники аутсорсинга имеют серьезное влияние в компании, то аутсорсингу не быть. В нашей практике мы не раз сталкивались с ситуациями, когда у потенциального заказчика шла подковерная борьба за власть, и передача на аутсорсинг учетных функций была частью тактического плана руководства, чтобы снизить зависимость от бухгалтера. И, кстати, не всегда в этой борьбе побеждали сторонники аутсорсинга.  Так что, если вы «против» и имеете достаточное влияние на руководителя, который выступает за передачу на аутсорсинг заработной платы, у вас есть шанс отстоять «свою территорию». Здесь сразу отметим, что у вас есть шанс и на то, чтобы потерять свое влияние в компании, если собственник или руководитель рассматривают переход на аутсорсинг серьезно и прицельно.

Пять причин против аутсорсинга

  1. Аутсорсинг заработной платы для компаний до 200 человек будет стоить дороже, чем зарплата  одного штатного расчетчика.
  2. У вас в компании принята сложная схема расчета бонусов сотрудникам, и аутсорсер может делать ошибки, а значит, кто-то у вас в компании должен считать бонус и передавать уже готовые цифры аутсорсеру. Или, наоборот,  расчет зарплаты в компании крайне простой – и нет никакой необходимости платить высокую цену за такую работу.
  3. Ваш расчетчик справляется отлично, а если он заболеет, то его сможет заменить другой сотрудник бухгалтерии или вы сами, если вы главный  бухгалтер.
  4. Если аутсорсер сделает ошибку в расчете и налоговая начислит штраф, то платить придется вашей компании, и, хотя у большинства аутсорсеров прописана в договоре финансовая ответственность за качество оказания услуг, велик шанс, что компания-поставщик оправдается и не станет ничего компенсировать.
  5. Ссылаясь на опрос, HeadHunter можно сказать, что многие компании вашего размера не используют аутсорсинг.

Теперь немного о том, почему мы написали рекомендации для тех, кто не хочет переходить на аутсорсинг. Дело в том, что аутсорсинговым компаниям так называемый «клиент по принуждению»  тоже не интересен. Поэтому если потенциальный клиент не хочет использовать аутсорсинг, то самым эффективным и простым для обеих сторон решением будет еще на стадии переговоров озвучить свою аргументированную позицию о нежелании перехода на аутсорсинг. Диалог всегда лучше, чем молчаливое противодействие.

Пользуясь услугами по расчету заработной платы, клиент, по существу, вступает в партнерские отношения с поставщиком. Партнерство всегда предполагает взаимное доверие. Если вы – тот, кто будет в постоянном контакте с поставщиком, и при этом ему не доверяете, то лучше такое партнерство и не начинать: убедить человека в надежности партнера невозможно, если сам человек этого не хочет.

Можно смело сказать, что такие клиенты аутсорсерам не нужны. Напрямую аутсорсеры, конечно, не откажут вам в обслуживании, но в процессе переговоров, например, не пойдут на компромисс по ценам – им нужно обезопасить себя и покрыть риски появления дополнительных временных затрат на общение с придирчивым и настроенным с предубеждением клиентом.

Решение за вами

Если ваш руководитель хочет  передать на аутсорсинг расчет заработной платы, и вы решили не сопротивляться, а стать частью решения, а не проблемы, то читайте наши следующие статьи. Мы поделимся с вами различными подходами в вопросах выбора надежного аутсорсера, а заодно поясним «странности» в поведении поставщиков на этапе как переговоров, так и оказания услуг.

Если вы все-таки решили, что аутсорсинг – не для вас, то наши последующие статьи вам будут неинтересны.

Команда «Норд Аутсорсинг»

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию