ПРОБЛЕМА: выбирая банк, любая фирма надеется на длительное сотрудничество. Но риски все равно остаются. Лицензия банка может быть приостановлена или отозвана. Вследствие чего организация не сможет пользоваться денежными средствами, которые находятся на расчетном счете. Из-за этого перед бухгалтером возникает задача - когда и как учесть потери. А главное - как правильно отражать активы организации при длительной процедуре банкротства банков. Ведь это первое, на что обращают внимание при анализе финансового состояния предприятия, например при получении кредитов в других банках.
УЧЕТ
Основанием для списания денежных средств со счета 51 «Расчетный счет» будет являться только выписка из Единого государственного реестра юридических лиц о том, что банк ликвидирован. Такого же мнения придерживаются специалисты Минфина России в письме от 17.01.06 № 03-03-04/1/26. Только после этого сумму денежных средств на расчетном счете в проблемном банке можно считать безнадежным долгом.
Долги, нереальные для взыскания, в бухгалтерском учете являются внереализационными расходами (п. 12 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Таким образом, после завершения процесса ликвидации и исключения банка из ЕГРЮЛ можно списать денежные средства на прочие расходы:
Дебет 91-2 Кредит 51
- списаны деньги, числящиеся на счете в банке;
Дебет 007
- списанный долг учтен на забалансовом счете.
На забалансовом счете эта задолженность должна учитываться в течение пяти лет с момента списания.
Из-за того, что процесс ликвидации происходит достаточно долго, у бухгалтера может возникнуть следующая проблема. По строке бухгалтерского баланса «Денежные средства» отражаются все деньги на расчетных счетах и в кассе организации (приказ Минфина России от 22.07.03 № 67н). При этом, на наш взгляд, складывать остатки денежных средств на счетах в проблемных банках с действительно полноценными активами нельзя. В противном случае будет нарушен принцип достоверности бухгалтерской отчетности (п. 6 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»). Выход из этой ситуации нам подсказали специалисты Минфина России.
Официальная позиция
Источник «УНП» в отделе методологии Минфина России: «Действительно, списать безнадежные долги можно только после окончания процедуры ликвидации. Но при составлении финансовых отчетов организация обязательно должна раскрыть состав своих денежных средств в пояснительной записке. Статья бухгалтерского баланса, к которой даются пояснения, должна иметь указание на такое раскрытие (п. 28 ПБУ 4/99). В исключительных случаях форма бухгалтерского баланса может быть изменена (п. 9 ПБУ 4/99). Приведенная ситуация как раз и является таким случаем, поскольку это существенное изменение в финансовом положении организации. Здесь состав отражаемых денежных средств раскрывается в балансе путем добавления дополнительной строки для расшифровки».
НАЛОГИ
Убытки от списания безнадежных долгов уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ). Такими долгами признаются те задолженности, по которым обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения из-за ликвидации организации (п. 2 ст. 266 НК РФ). В налоговом учете такие расходы относятся к внереализационным. При этом суммы безнадежного долга можно учесть в том отчетном периоде, в котором в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации банка (письма УФНС России по г. Москве от 19.05.05 № 20-12/36141, Минфина России от 15.11.05 № 03-03-04/2/116).
ПРАВО
Главная задача организации, чьи деньги зависли в банке, - добиться признания своих требований и включить их в специальный реестр. Ведет этот реестр временная администрация кредитной организации (ст. 22 Федерального закона от 25.02.99 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»). Именно на основании данных реестра будет впоследствии распределяться имущество банкрота. Во время же банкротства реестр используется для расчета количества голосов, принадлежащих организации на собраниях кредиторов. Поэтому, чтобы влиять на ход процедуры, кредитору обязательно надо попасть в этот реестр.
Чтобы попасть в реестр, надо подготовить заявление, в котором подробно указать основания и дату возникновения долга, его размер, а также срок погашения. Также в заявлении нужно обязательно дать сведения об организации (наименование, местонахождение, банковские реквизиты). К заявлению надо приложить документы, подтверждающие долг. Это могут быть судебные акты, исполнительные листы, договоры и т. д.
Весь пакет документов отправляется во временную администрацию банка. При этом у организации должен остаться документ, подтверждающий факт и дату передачи документов, а также их состав.
В течение 30 дней с момента получения заявления временная администрация должна его рассмотреть и вынести решение о включении требований в реестр кредиторов либо об отказе в этом. В обязанности временной администрации также входит направление кредитору соответствующего уведомления (п. 10 ст. 22 закона № 40-ФЗ).
Ирина Якимович, эксперт «УНП»
Начать дискуссию