В прошлом номере журнала системе «Платон» были посвящены сразу две статьи[1]. В данном материале рассмотрим вопрос о необходимости (либо отсутствии такой необходимости) обложения НДС сумм, внесенных в качестве платы в счет возмещения вреда федеральным трассам, если уплаченную сумму торговое предприятие перевыставляет покупателю товаров.
Согласно ст. 510 ГК РФ доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях.
Предположим торговое предприятие самостоятельно доставляет на 12-тоннике проданный товар до склада покупателя, при этом условием договора поставки установлено, что покупатель компенсирует поставщику стоимость доставки. Целесообразно ли поставщику включать в отгрузочные документы отдельную строку «Возмещение стоимости платы, внесенной по системе «Платон»? Облагаются ли данные суммы НДС?
Общие правила
По общим правилам операции по реализации транспортных услуг на территории РФ признаются объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Налоговики нередко признают поступившие поставщику денежные средства, уплаченные покупателем в качестве компенсации за доставку товаров, выручкой поставщика, полученной от реализации транспортных услуг, образующей объект обложения НДС.
Кроме названной нормы интерес представляет положение, содержащееся в пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ: налоговая база по НДС, определенная в соответствии со ст. 153 – 158 НК РФ, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
В данной статье мы не рассматриваем ситуацию, когда в договоре присутствуют условия, свидетельствующие о существовании между поставщиком и покупателем агентских отношений в части организации доставки товаров.
Чиновники так комментируют анализируемую ситуацию (Письмо Минфина РФ от 22.10.2013 № 03‑07‑09/44156): денежные средства, полученные продавцом товаров от покупателя в качестве возмещения расходов на услуги по транспортировке товаров, подлежат включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость у продавца товаров на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ. При этом в соответствии с п. 18 Приложения № 5 «Форма книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, и правила ее ведения» к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 получателем вышеуказанных средств в книге продаж регистрируются счета-фактуры, составленные в одном экземпляре. Аналогичное мнение высказано в Письме Минфина РФ от 06.02.2013 № 03‑07‑11/2568.
Таким образом, если следовать позиции Минфина, в случае если в отгрузочных документах торговое предприятие отдельной строкой указывает наименование услуги «Транспортные услуги», данные услуги должны облагаться НДС у поставщика в полном объеме. По мнению налогового органа и чиновников, выставление в адрес покупателей актов без выделения НДС создает условия получения необоснованной налоговой выгоды и уклонения от уплаты НДС с оказанных транспортных услуг.
Плата в счет возмещения вреда автодорогам
Новая обязанность по внесению платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам, возложенная на владельцев 12-тонников, подтолкнула владельцев ТС искать способы компенсировать свои расходы. Один из вариантов: сумму, уплаченную оператору, обеспечивающему функционирование системы «Платон», «предъявить» покупателю товаров (если стороны договорились, что доставка осуществляется поставщиком, но за счет покупателя). В связи с этим у предприятий торговли – владельцев ТС возникает вопрос: подлежат ли включению в налоговую базу по НДС указанные суммы?
На сегодняшний день по вопросу применения НДС при перечислении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, Минфин высказался лишь однажды: смотрите Письмо от 06.10.2015 № 03‑11‑11/57133. Приведем его в обозначенной части:
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав.
Кроме того, пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ установлено, что налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Таким образом, перечисление оплаты в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, не связано с определением налоговой базы по НДС.
Что имели в виду чиновники, давая вышеприведенную рекомендацию, однозначно сказать сложно. Из буквального прочтения абз. 3 выходит, что речь в ней идет именно о факте внесения владельцем ТС платы в счет возмещения вреда автомобильным дорогам. Таким образом, к нашей ситуации это письмо не применимо, хотя и не совсем понятно, зачем чиновники в нем привели ссылки на ст. 146 и 162 НК РФ.
С чем же можно сравнить анализируемую ситуацию? Предлагаем прочесть выдержки из двух писем Минфина:
Реквизиты письма |
Содержание письма |
Письмо от 19.08.2015 № 03‑07‑11/47815
|
Налоговая база по НДС при оказании услуг по перевозке грузов, цена которых формируется с учетом стоимости специального разрешения на право проезда по платным автомобильным дорогам, определяется как договорная цена этих услуг. По отдельным составляющим договорной цены налог не исчисляется |
Письмо от 11.11.2015 № 03‑07‑11/64840
|
Налоговая база по НДС в отношении оказываемых арендодателем услуг, цена которых формируется с учетом затрат арендодателя, связанных с оплатой земельного налога, определяется как договорная цена этих услуг. По отдельным составляющим договорной цены налог не исчисляется |
Обратите внимание, в письмах речь идет о формировании цены услуги (в первом случае – с учетом стоимости специального разрешения на право проезда по платным автомобильным дорогам, во втором – с учетом затрат, связанных с оплатой земельного налога). Мы считаем, что можно провести аналогию между вышеприведенными рекомендациями чиновников и рассматриваемой в статье ситуацией.
Итак, цена транспортной услуги, подлежащая компенсации покупателем, может быть сформирована исходя из стоимости ГСМ, зарплаты водителя, амортизации ТС, а также с учетом сумм, уплаченных по системе «Платон». Чиновники полагают, что налоговая база по НДС определяется в данном случае как договорная цена этих услуг.
Но, пожалуй, самой сакраментальной фразой в письмах является последняя – по отдельным составляющим договорной цены налог не исчисляется. О каких именно составляющих договорной цены идет речь и как применять данную рекомендацию на практике, в письмах не разъясняется.
Делаем выводы
По нашему мнению, а также с учетом непростой экономической ситуации в стране (в том числе реализации налоговиками комплекса мер, направленных на собираемость налогов), будет безопаснее величину платы, внесенной в счет возмещения вреда автомобильным дорогам, причиненного большегрузами, и предъявленной покупателю товаров (указанную в отгрузочных документах отдельной статьей), включать в налоговую базу по НДС.
Отметим также, что в ситуации, когда услуги по доставке товаров возмещаются покупателем, расходы в виде такой платы учитывать при налогообложении прибыли в составе прочих расходов у торговой организации оснований нет.
[1] Смотрите статьи С. В. Маноховой «Как работает система «Платон»?» и А. О. Егоровой «Об учете платы, взимаемой с большегрузов».
Источник: Журнал "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение"
Начать дискуссию