Зарплата

Как отражать расходы на осуществление выплат физическим лицам в 2016 году?

В статье приведены разъяснения по применению Указаний № 65н в части отражения расходов, связанных с выплатой заработной платы (денежного довольствия), а также с уплатой страховых взносов и НДФЛ в 2016 году.
Как отражать расходы на осуществление выплат физическим лицам в 2016 году?
Фото Бориса Мальцева, Кублог

В статье приведены разъяснения по применению Указаний № 65н[1] в части отражения расходов, связанных с выплатой заработной платы (денежного довольствия), а также с уплатой страховых взносов и НДФЛ в 2016 году.

В 2014 году Федеральным законом № 311-ФЗ[2] в ст. 18, 20, 21, 23 БК РФ были внесены существенные изменения, которые затронули структуру кодов бюджетной классификации и порядок применения КОСГУ.

Особо необходимо отметить поправки, которые были внесены в ст. 18 БК РФ. В соответствии с новой редакцией данной статьи бюджетная классификация является:

  • группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов;
  • группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, применяемой для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.

Таким образом, как следует из вышеизложенного, коды КОСГУ в настоящее время применяются только для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления бюджетной и иной финансовой отчетности.

С учетом всех корректировок, внесенных в БК РФ, финансовым ведомством были подготовлены приказы от 08.06.2015 № 90н, от 01.12.2015 № 190н о внесении изменений в Указания № 65н. Так, начиная с 2016 года виды расходов детализируют направления финансового обеспечения расходов государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, органов местной администрации, казенных учреждений, иных организаций, осуществляющих полномочия получателей бюджетных средств, по целевым статьям классификации расходов, а также расходов государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.

Общие принципы отражения расходов бюджетов

Прежде чем перейти к вопросу отражения расходов бюджета в части выплат, производимых физическим лицам в виде оплаты труда, социальных пособий, страховых взносов и «зарплатных» налогов, необходимо рассмотреть структуру кода классификации расходов бюджета.

В соответствии с п. 1 ст. 21 БК РФ код классификации расходов бюджета состоит:

  • из кода главного распорядителя бюджетных средств;
  • из кодов раздела, подраздела, целевой статьи;
  • из кода вида расходов.

Схематично это выглядит следующим образом.

Код расходов бюджета

 

 

 

 

 

Главный распорядитель бюджетных средств

(1 – 3-й разряды кода классификации расходов бюджета)

Раздел

(4 – 5-й разряды кода классификации расходов бюджета)

Подраздел

(6 – 7-й разряды кода классификации расходов бюджета)

Целевая статья

(8 – 17-й разряды кода классификации расходов бюджета)

Вид расходов

(18 – 20-й разряды кода классификации расходов бюджета)

Целевая статья. Основные изменения коснулись структуры кода целевой статьи. Так, в соответствии с разд. 4.1.1 Указаний № 65н с 1 января 2016 года код целевой статьи расходов бюджета состоит из 10 разрядов (ранее он состоял из семи разрядов) и включает:

  • код программной (непрограммной) статьи (8 – 12-й разряды кода классификации расходов бюджета);
  • код направления расходов (13 – 17-й разряды кода классификации расходов бюджета).

Целевая статья

 

 

Программная (непрограммная) статья

(8 – 12-й разряды кода классификации расходов бюджета)

Направление расходов

(13 – 17-й разряды кода классификации расходов бюджета)

Целевые статьи расходов бюджетов обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к государственным (муниципальным) программам и (или) не включенным в государственные (муниципальные) программы по направлениям деятельности государственных органов, органов местного самоуправления (муниципальных органов) наиболее значимым учреждениям науки, образования, культуры и здравоохранения, указанным в ведомственной структуре расходов соответствующего бюджета.

Перечень направлений расходов, применяемых в увязке с программными статьями целевых статей расходов федерального бюджета, непрограммными направлениями расходов федеральных органов государственной власти, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, установлен в п. 4.1.2.4 Указаний № 65н. Так, например, по целевой статье 01 0 00 00000 Государственной программы РФ «Развитие здравоохранения» отражаются расходы федерального бюджета на реализацию данной гос­программы, разработанной в соответствии с Перечнем государственных программ РФ, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 11.11.2010 № 1950-р, по следующим подпрограммам государственной программы:

  • 01 1 00 00000 подпрограмма «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи»;
  • 01 2 00 00000 подпрограмма «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи»;
  • 01 3 00 00000 подпрограмма «Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины»;
  • 01 4 00 00000 подпрограмма «Охрана здоровья матери и ребенка» и др.

Вид расходов. Виды расходов детализируют направления финансового обеспечения расходов государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, органов местной администрации, казенных учреждений, иных организаций, осуществляющих полномочия получателей бюджетных средств, по целевым статьям классификации расходов, а также расходов государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений. Перечень единых для бюджетов бюджетной системы РФ видов расходов (групп, подгрупп, элементов видов расходов) приведен в приложении 3 к Указаниям № 65н. Так, в соответствии с данным приложением общий код вида расходов 110 «Расходы на выплаты персоналу казенных учреждений» включает в себя следующие коды:

  1. 111 «Фонд оплаты труда учреждений»;
  2. 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда»;
  3. 113 «Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда учреждений, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий»;
  4. 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений».

Увязка кодов видов расходов и кодов КОСГУ представлена в приложении 5 к Указаниям № 65н.

Рассмотрим несколько примеров по применению приложения 5.

Пример 1.

Бюджетное учреждение за январь 2016 года совершило операции, связанные с начислением заработной платы, удержанием НДФЛ с доходов физических лиц и начислением страховых взносов.

Как отразить в учете данный вид расходов?

Согласно Указаниям № 65н расходы, связанные с начислением заработной платы и страховых взносов, будут учтены следующим образом:

  • выплата заработной платы работникам и удержание НДФЛ будут отражены по коду вида расходов 111 «Фонд оплаты труда учреждений» и отнесены на подстатью 211 «Заработная плата» КОСГУ;
  • начисление и уплата страховых взносов будут отражены по коду вида расходов 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» и отнесены на подстатью 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ.

Пример 2.

Сотрудница казенного учреждения, работающая по трудовому договору, представила листок нетрудоспособности, в соответствии с которым ей следует выплатить пособие за пять дней.

Как отразить в учете данный вид расходов?

В силу Указаний № 65н расходы казенного учреждения на выплату пособия по временной нетрудоспособности будут учтены так:

  • пособие за первые три дня временной нетрудоспособности, выплачиваемое за счет средств работодателя, будет отражено по коду вида расходов 111 «Фонд оплаты труда учреждений» и отнесено на подстатью 211 «Заработная плата» КОСГУ;
  • пособие за последующие два дня, выплачиваемое за счет средств ФСС,  будет отражено по коду вида расходов 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» и отнесено на подстатью 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ.

Пример 3.

Изменим условия примера 2. Предположим, что сотрудница является государственной служащей и выплата ей пособия осуществляется в соответствии с заключенным с нанимателем контрактом.

Как отразить в учете данный вид расходов?

В соответствии с Указаниями № 65н расходы казенного учреждения на выплату пособия будут отражены в учете следующим образом:

  • пособие за первые три дня временной нетрудоспособности, выплачиваемое за счет средств работодателя, будет отражено по коду вида расходов 121 «Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов» и отнесено на подстатью 211 «Заработная плата» КОСГУ;
  • пособие за последующие два дня, выплачиваемое за счет средств ФСС,  будет отражено по коду вида расходов 129 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов» и отнесено на подстатью 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ.

Пример 4.

Как отразить расходы на выплату компенсации в связи с сокращением за пятый и шестой месяцы со дня увольнения гражданскому служащему, уволенному из государственного органа, расположенного в районах Крайнего Севера? Бывший сотрудник представил справку из службы занятости населения о том, что в данный момент он состоит на учете в центре занятости и не трудоустроен. Выплата указанной компенсации производится за счет средств государственного органа.

На основании Указаний № 65н расходы на выплату компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения гражданскому служащему, уволенному из государственного органа, расположенного в районах Крайнего Севера, подлежат отражению:

  • по коду вида расходов 321 «Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств»;
  • по подстатье 262 «Пособия по социальной помощи населению» КОСГУ.

Существенные требования к отражению расходов

Перечень и правила применения единых групп, подгрупп и элементов видов расходов приведены в подразд. 5.1.2 разд. 5 «Виды расходов» Указаний № 65н.

Существенные требования утвержденной структуры видов расходов установлены в подразд. 5.1.1 данного раздела. В частности, нужно обратить внимание на следующие положения этого документа.

При отражении расходов, связанных с выплатами физическим лицам, важным является их разграничение между элементами видов расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» и 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд», а также видами расходов группы 300 «Социальное обеспечение и иные выплаты населению»:

  • по форме, в которой они осуществляются (денежная или натуральная);
  • по типу получателей (действующие или бывшие работники (служащие), иные категории граждан).

При отражении расходов, связанных с командированием работников, необходимо учитывать, что:

  • выдача командируемым работникам наличных денежных средств (или их перечисление на банковские карты сотрудников) под отчет для приобретения проездных билетов и (или) оплаты найма жилых помещений отражается по соответствующим элементам вида расходов 112;
  • оплата билетов для проезда к месту командировки и обратно и (или) найма жилых помещений для командируемых работников по договорам (контрактам) отражается по коду вида расходов 244.

Рассмотрим несколько примеров по применению положений Указаний № 65н.

Пример 5.

Бюджетное учреждение отправило в командировку сотрудников, числящихся в штате. Их суточные составили 1 000 руб. Расходы на проезд – 5 000 руб. Все расходы приняты к учету на основании авансовых отчетов и отнесены на себестоимость услуг по основному виду деятельности. Расходы на проживание оплачены учреждением по договору с гостиницей в размере 5 000 руб. Суточные перечислены на банковские карты сотрудников. Денежные средства на проезд выданы наличными. Все операции проведены в рамках выполнения государственного задания.

В соответствии с Указаниями № 65н расходы бюджетного учреждения будут отражены в учете следующим образом:

  • на выплату суточных и оплату проезда работников – по коду вида расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» и подстатье 212 «Прочие выплаты» КОСГУ;
  • на оплату проживания в гостинице – по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

В учете бюджетного учреждения согласно Инструкции № 174н[3] данные операции будут отражены так:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Перечислены суточные сотрудникам учреждения

4 210 03 660

4 208 12 560

4 201 11 610

4 210 03 560

1 000

Выданы денежные средства на проезд к месту командировки

4 208 12 560

4 201 34 610

5 000

Перечислена гостинице плата за проживание

4 206 26 560

4 201 11 610

5 000

Отражены услуги проживания в гостинице

4 109 60 226

4 302 26 730

5 000

Произведен зачет аванса за проживание в гостинице

4 302 26 830

4 206 26 660

5 000

Приняты к учету расходы на выплату суточных сотрудникам

4 109 60 212

4 208 12 660

1 000

Приняты к учету расходы на проезд сотрудников

4 109 60 212

4 208 12 660

5 000

Пример 6.

Как отразить расходы органа местного самоуправления городского округа на выплату ежегодной компенсации за лечение муниципальных служащих, а также граждан, уволенных со службы?

В соответствии с Указаниями № 65н расходы на оплату договоров на медицинское обеспечение государственных (муниципальных) гражданских служащих, а также граждан, уволенных со службы, отражаются по видам расходов в следующем порядке:

  • в случае возмещения служащему расходов на оплату медицинских услуг посредством выдачи (перечисления) денежных средств – по коду вида расходов 122 «Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда» и подстатье 212 «Прочие выплаты» КОСГУ;
  • в случае заключения государственным (муниципальным) органом (учреждением) с учреждением здравоохранения контракта на оказание служащим медицинских услуг – по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ;
  • в случае возмещения бывшему служащему расходов на оплату медицинских услуг в учреждении здравоохранения посредством выдачи (перечисления) денежных средств – по коду вида расходов 321 «Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств» и подстатье 262 «Пособия по социальной помощи населению» КОСГУ;
  • в случае заключения контракта на оказание медицинских услуг бывшим работникам (служащим) – по коду вида расходов 323 «Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения» и подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Предположим, что расходы органа местного самоуправления на выплату ежегодной компенсации за лечение муниципальному служащему и бывшему сотруднику составили по 10 500 руб.

Цифры в примере условные.

В соответствии с Инструкцией № 162н[4] данные расходы будут отражены в учете следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислена ежегодная компенсация муниципальному служащему

1 401 20 212

1 302 12 730

10 500

Выдана из кассы учреждения компенсация за лечение муниципальному служащему

1 302 12 830

1 201 34 610

10 500

Начислена ежегодная компенсация бывшему сотруднику

1 401 20 262

1 302 62 730

10 500

Выдана из кассы учреждения компенсация за лечение бывшему сотруднику

1 302 62 830

1 201 34 610

10 500

Пример 7.

Автономное учреждение направило сотрудника в командировку. Из кассы учреждения работнику выданы железнодорожные билеты, приобретенные ранее по безналичному расчету на сумму 10 500 руб. за счет средств, полученных от оказания платных услуг.

Как отразить в учете данную операцию?

В силу Указаний № 65н оплата билетов для проезда к месту командировки и обратно для командируемых работников по договорам (контрактам) отражается по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и подстатье 222 «Транспортные услуги» КОСГУ.

Приобретенные проездные билеты подлежат учету в составе денежных документов на счете 0 201 35 000 (п. 169 Инструкции № 157н[5]). Их выдача из кассы подотчетному лицу отражается на основании расходных кассовых ордеров (ф. 0310002) с проставлением на них записи «Фондовый» по кредиту данного счета (п. 90 Инструкции № 183н[6]).

В соответствии с Инструкцией № 183н в бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Перечислены денежные средства РЖД за билеты по безналичному расчету

2 206 22 000

2 201 11 000

10 500

Поступили железнодорожные билеты в кассу учреждения

2 201 35 000

2 302 22 000

10 500

Произведен зачет аванса

2 302 22 000

2 206 22 000

10 500

Выданы билеты из кассы подотчетному лицу

2 208 22 000

2 201 35 000

10 500

Работником сдан авансовый отчет

2 109 80 222

2 208 22 000

10 500

* * *

В заключение обобщим вышесказанное.

Начиная с 2016 года виды расходов детализируют направления финансового обеспечения расходов государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, органов местной администрации, казенных учреждений, иных организаций, осуществляющих полномочия получателей бюджетных средств, по целевым статьям классификации расходов, а также расходов государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.

Коды КОСГУ в настоящее время применяются при отражении операций в бухгалтерском учете и данных учета в бухгалтерской отчетности.


[1] Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

[2] Федеральный закон от 22.10.2014 № 311-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации».

[3] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

[4] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

[5] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само­управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[6] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Источник: Журнал "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение"

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию