Бюджетный учет

Классификация доходов бюджетов – 2016

Приказами Минфина РФ от 08.06.2015 № 90н и от 01.12.2015 № 190н внесены корректировки в Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее – Указания № 65н). Согласно внесенным изменениям из структуры кода классификации доходов бюджетов был удален код КОСГУ и код подвида доходов был изменен.
Классификация доходов бюджетов – 2016
Фото Всеволода Альшанского, Кублог

Какую структуру имеет код классификации доходов бюджетов с 1 января 2016 года?

Двадцатизначный код классификации доходов бюджетов с 1 января 2016 года состоит из следующих частей:

  • кода главного администратора доходов бюджета (1 – 3-й разряды);
  • кода вида доходов бюджетов (4 – 13-й разряды);
  • кода подвида доходов бюджетов (14 – 20-й разряды).

Обоснование. Приказами Минфина РФ от 08.06.2015 № 90н и от 01.12.2015 № 190н внесены корректировки в Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее – Указания № 65н). Согласно внесенным изменениям из структуры кода классификации доходов бюджетов был удален код КОСГУ и код подвида доходов был изменен.

В соответствии со ст. 20 БК РФ код подвида доходов применяется для детализации поступлений по кодам классификации доходов. В настоящее время код подвида доходов включает в себя семь последних разрядов счета, в том числе:

  • группу подвида доходов бюджетов (14 – 17-й разряды кода классификации доходов бюджетов);
  • аналитическую группу подвида доходов бюджетов (18 – 20-й разряды кода классификации доходов бюджетов).

2016 год

Код подвида доходов бюджетов

Группа подвида доходов бюджета

Аналитическая группа подвида доходов бюджета

14

15

16

17

18

19

20

             

В силу разъяснений, изложенных в Указаниях № 65н, Минфин утверждает коды аналитической группы подвида доходов бюджетов по видам доходов бюджетов, обязательные для применения всеми уровнями бюджетов бюджетной системы РФ.

Коды аналитической группы подвида доходов бюджетов по видам доходов бюджетов (приложение 11 к Указаниям № 65н) обязательны для применения всеми уровнями бюджетов бюджетной системы РФ.

Аналитическая группа подвида доходов является группировкой доходов по виду финансовых операций, относящихся к доходам, и состоит из следующих групп:

  1. 100 «Доходы» (детализирована статьями 110 – 180, в рамках группировки операций, относящихся к доходам);
  2. 400 «Выбытие нефинансовых активов» (детализирована статьями 410 – 440, группируются операции по выбытию нефинансовых активов, в том числе при их реализации, в части кассовых поступлений и выбытий).

Данные группы, статьи и подстатьи аналитической группы подвида доходов очень близки к пунктам, статьям и подстатьям КОСГУ, относящимся к доходам бюджетов. Отметим, что внешне код классификации доходов бюджетов в 2016 году имеет сходство с кодом 2015 года. Так, например, прочие доходы, полученные от компенсации затрат федерального бюджета (средства, поступающие от деятельности прочих учреждений), отражаются по коду доходов 000 1 13 02991 01 0300 130.

По какому коду доходов следует уплачивать в 2016 году страховые взносы?

При уплате страховых взносов во внебюджетные фонды следует указать:

1) код главного администратора доходов бюджетов:

  • 392 – Пенсионный фонд (взносы в ПФР и ФФОМС);
  • 393 – Фонд социального страхования (взносы в ФСС);

2) код вида доходов бюджетов:

  • 1 02 02010 06 – взносы в ПФР в рамках установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов;
  • 1 02 02101 08 – взносы в ФФОМС;
  • 1 02 02090 07 – взносы в ФСС;
  • 1 02 02050 07 – взносы в ФСС на страхование от травматизма;

3) код подвида доходов бюджетов:

  • группа подвида доходов бюджета 1000 – сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу), который может быть детализирован;
  • аналитическая группа подвида доходов бюджета 160 «Страховые взносы на обязательное социальное страхование.

Обоснование. В соответствии с Указаниями № 65н код классификации доходов бюджетов состоит из 20 разрядов. Поэтому при отражении кода дохода бюджетов для перечисления страховых взносов во внебюджетные фонды необходимо правильно указать три главных составляющих:

  • код главного администратора доходов бюджета (1 – 3-й разряды);
  • код вида доходов бюджетов (4 – 13-й разряды);
  • код подвида доходов бюджетов (14 – 20-й разряды).

Код главного администратора доходов бюджетов устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете. Данные коды федеральных государственных органов, Банка России, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ приведены в приложении 7 к Указаниям № 65н. Администраторам по налогам, сборам и страховым взносам присвоены следующие коды:

  • 182 – Федеральной налоговой службе;
  • 392 – Пенсионному фонду;
  • 393 – Фонду социального страхования.

Код вида доходов бюджетов является единым для бюджетов бюджетной системы РФ. Он состоит из 10 разрядов и включает:

  • группу доходов – 4-й разряд кода классификации доходов бюджетов;
  • подгруппу доходов – 5-й и 6-й разряды кода;
  • статью доходов – 7-й и 8-й разряды;
  • подстатью доходов – 9-й, 10-й и 11-й разряды кода;
  • элемент доходов – 12-й и 13-й разряды.

В группу доходов входят группы «Налоговые и неналоговые доходы» и «Безвозмездные поступления». Группа «Налоговые и неналоговые доходы» содержит, в частности, подгруппу доходов 102 «Страховые взносы на обязательное социальное страхование».

Таким образом, при перечислении страховых взносов в ПФР и ФФОМС в первых шести разрядах КБК должно быть указано 392 1 02, а при направлении их в ФСС – 393 1 02.

Код вида доходов бюджетов для уплаты страховых взносов имеет один из кодов элемента доходов, в частности:

  • 06 – бюджет Пенсионного фонда;
  • 07 – бюджет Фонда социального страхования;
  • 08 – бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Для детализации поступлений по кодам вида доходов бюджетов применяется код подвида доходов бюджетов. Он включает:

  • группу подвида доходов бюджетов (с 14-го по 17-й разряды);
  • аналитическую группу подвида доходов бюджетов (с 18-го по 20-й разряды).

Перечень кодов доходов бюджетов бюджетной системы РФ, главными администраторами которых являются федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ, по соответствующему подвиду доходов приведен в приложении 11 к Указаниям № 65н.

Необходимо отметить, что администрирование налогов, сборов, а также доходов, полученных от поступления страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов, в целях раздельного учета обязательного платежа, пеней и процентов, денежных взысканий (штрафов) по данному платежу осуществляется с применением следующих кодов подвида доходов бюджетов:

  • 1000 – сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу);
  • 2000 – пени и проценты по соответствующему платежу;
  • 3000 – суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству РФ.

Аналитическая группа подвида доходов является группировкой доходов по виду финансовых операций, относящихся к доходам. В нее, в частности, входит группа 100 «Доходы». Данная группа детализирована статьями 110 – 180, в рамках которых группируются операции, относящиеся к доходам. Так, на статью 160 «Страховые взносы на обязательное социальное страхование» относятся доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов, полученные от страховых взносов, а также недоимки, пени и денежные взыскания (штрафы) по этим страховым взносам, поступления в погашение задолженности по отмененным страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Таким образом, с 1 января 2016 года при уплате некоторых страховых взносов и пеней по взносам в платежных поручениях нужно будет указывать новые коды бюджетной классификации. В частности, для ПФР необходимо отражать следующие коды:

  • 392 1 02 02010 06 1100 160 – страховые взносы по основным и пониженным тарифам, начисленные с выплат, не превышающих предельную базу;
  • 392 1 02 02010 06 1200 160 – страховые взносы, начисленные с выплат, превышающих предельную базу.

Как отражать расходы на осуществление деятельности бюджетного учреждения по закупке товаров, работ, услуг в 2016 году?

В соответствии с п. 3.1 разд. 3 «Разделы, подразделы» Указаний № 65н расходы на финансовое обеспечение выполнения функций (оказание услуг) федеральными государственными учреждениями, в том числе в форме субсидий, отражаются по соответствующим разделам и подразделам классификации расходов бюджетов исходя из осуществляемых указанными учреждениями функций (оказываемых услуг). При реализации учреждением, в том числе его структурными подразделениями, различных функций (услуг, относящихся к отдельным функциям) (например, в сфере высшего образования и оказания стационарной медицинской помощи населению) расходы на обеспечение деятельности (функций) данного учреждения (его подразделений) отражаются по соответствующим разделам (подразделам) классификации расходов бюджетов (п. 2 Приказа Минфина РФ № 190н).

Обоснование. В соответствии с Указаниями № 65н виды расходов детализируют направления финансового обеспечения расходов государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, органов местной администрации, казенных учреждений, иных организаций, осуществляющих полномочия получателей бюджетных средств, по целевым статьям классификации расходов, а также расходов государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений. Начиная с 2017 года при составлении планов финансово-хозяйственной деятельности необходимо будет указывать коды видов расходов (Приказ Минфина РФ от 24.09.2015 № 140н).

Перечень и правила применения единых групп, подгрупп и элементов видов расходов приведены в подразд. 5.1.2 разд. 5 «Виды расходов» Указаний № 65н. Существенные требования утвержденной структуры видов расходов установлены в подразд. 5.1.1 разд. 5 «Виды расходов» Указаний № 65н. Ими являются:

1) разграничение выплат физическим лицам между элементами видов расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» и 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд», а также видами расходов группы 300 «Социальное обеспечение и иные выплаты населению»:

  • по форме, в которой они осуществляются (денежной или натуральной);
  • по типу получателей (действующие или бывшие работники (служащие), иные категории граждан);

2) отражение расходов, связанных с командированием работников:

  • выдача командируемым работникам (сотрудникам) наличных денежных средств (или перечисление на банковскую карту) под отчет для приобретения проездных билетов и (или) оплаты найма жилых помещений отражается по соответствующим элементам видов расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда»;
  • оплата билетов для проезда к месту командировки и обратно и (или) найма жилых помещений для командируемых работников по договорам (контрактам) отражается по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд»;

3) расходы на приобретение объектов, аналогичных включаемым в сферу ИКТ[1] с учетом монтажа, закупаемым в рамках капитальных вложений в объекты государственной или муниципальной собственности[2]. Они осуществляются по соответствующим элементам подгруппы вида расходов 410 «Бюджетные инвестиции»;

4) расходы на оплату договоров на пересылку (доставку) получателям выплат, относящиеся к публичным нормативным (публичным) обязательствам. Они производятся по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд»;

5) расходы на уплату задолженности (недоимки) по налогам (включаемым в состав расходов) и сборам, в том числе организацией-правопреемником. Они отражаются по соответствующим видам расходов 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога» и 852 «Уплата прочих налогов, сборов».

Перечень единых видов расходов (групп, подгрупп, элементов видов расходов) приведен в приложении 3 к Указаниям № 65н. Увязка кодов видов расходов и кодов классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) представлена в приложении 5 к Указаниям № 65н. Так, например, расходы бюджетного учреждения по отправке почтовой корреспонденции будут отражены:

  • по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд»;
  • по подстатье 221 «Услуги связи» КОСГУ.

Как отразить расходы на выплату стипендии студентам высшего образовательного заведения?

Расходы бюджетного учреждения на выплату стипендии студенту отражаются по виду расходов 340 «Стипендии» и относятся на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Обоснование. Согласно п. 1 ст. 36 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» стипендией признается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ. Данным законом определены виды стипендий, к ним, в частности, отнесены стипендии обучающимся, назначаемые юридическими лицами или физическими лицами, в том числе направившими их на обучение. Согласно Указаниям № 65н расходы на выплату стипендий нужно учитывать на статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ по виду расходов 340 «Стипендии».

Бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования произвело начисление стипендии за месяц в размере 250 000 руб. Стипендия начислена за счет средств целевой субсидии. Выдача стипендии осуществлена через кассу учреждения.

В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислена стипендия

5 401 20 290

5 302 91 730

250 000

Выдана стипендия из кассы учреждения

5 302 91 830

5 201 34 610

250 000

Как отразить расходы на уплату земельного налога?

Расходы бюджетного учреждения по уплате земельного налога отражаются по виду расходов 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога» и относятся на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Обоснование. Земельный налог устанавливается в соответствии с гл. 31 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) (п. 1 ст. 387 НК РФ). Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ бюджетное учреждение является плательщиком земельного налога, так как оно обладает земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 20 ЗК РФ).

Расходы бюджетного учреждения по уплате земельного налога отражаются по виду расходов 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога» и относятся на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Начисление суммы земельного налога оформляется бухгалтерской записью:

Дебет счета 0 401 20 290 «Прочие расходы»

Кредит счета 0 303 13 730 «Увеличение кредиторской задолженности по земельному налогу»

Как отразить расходы на установку кондиционера для оснащения серверного помещения?

С учетом разъяснений Минфина, ранее приведенных в Письме от 04.06.2014 № 02‑05‑10/26849, расходы на приобретение кондиционера следует отражать:

  • по виду расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий», если его приобретение относится к сфере ИКТ;
  • по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд», если приобретение не относится к сфере ИКТ.

Обоснование. Расходы на реализацию мероприятий по созданию с учетом опытной эксплуатации, развитию, модернизации, эксплуатации государственных информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также расходы на использование ИКТ в деятельности учреждений подлежат отражению по виду расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий».

В то же время описание вида расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» в Указаниях № 65н приведено укрупненно, поскольку определение принадлежности расходов к сфере ИКТ предметом Указаний № 65н не является. Раздел III «Классификация расходов бюджета» содержит положения о том, что отнесение расходов бюджетов к сфере ИКТ осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в названной сфере. Таким органом является Минкомсвязь (п. 1 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.07.2008 № 418).

По нашему мнению, приобретение кондиционера следует отражать по виду расходов 244, поскольку данный вид расходов невозможно отнести к ИКТ вне зависимости от того, что само охлаждающее оборудование является частью оборудования, находящегося в серверном помещении.


[1] Информационно-коммуникационные технологии.

[2] Включенные в сводный сметный расчет стоимости строительства, реконструкции объекта.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию