Санитарно-эпидемиологический контроль предпринимательской деятельности

Санитарно-эпидемиологический контроль осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.Ревизоры вправе проверить любую организацию и любого индивидуального предпринимателя, поскольку все они должны соблюдать санитарное законодательство.

А.И. Иванов, руководитель Экспертного совета Ассоциации поддержки предпринимателей Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга

Предприниматель без образования юридического лица

Санитарно-эпидемиологический контроль осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.Ревизоры вправе проверить любую организацию и любого индивидуального предпринимателя, поскольку все они должны соблюдать санитарное законодательство.

Органы санитарно-эпидемиологической службы действуют на основании Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 № 554, Санитарных правил «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058–01», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10.07.2001 и других нормативных документов.

Основания и сроки проверки

В настоящее время соблюдение санитарных норм и правил контролирует Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и ее территориальные органы. Эта служба действует на основании Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322).

Когда же и на какой срок ревизоры вправе прийти с проверкой?

По общему правилу периодичность проверки не может превышать одного раза в два года (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»).

Но это касается только плановых проверок. Есть еще и внеплановые проверки. И вот с ними контролеры могут посетить организацию когда угодно. Например, когда необходимо проверить, как организация выполняет предписание об устранении нарушений санитарного законодательства. Или когда контролирующий орган получил заявление (жалобу) любого лица, организации.

Причиной внеплановой проверки может стать, к примеру, массовое отравление населения. В таких случаях органы Санэпиднадзора вправе проверить не только организацию, которая виновна в распространении инфекции, но и другие организации и учреждения, занимающиеся аналогичной деятельностью.

И те и другие проверки не могут длиться более одного месяца. При необходимости (для длительных исследований) руководитель (его заместитель) органа Роспотребнадзора вправе увеличить этот срок на один месяц. Если время проверки истекло, а у проверяющих нет мотивированного распоряжения о продлении срока, то организация вправе не впускать контролеров на свою территорию.

Предмет проверки

Первое, что начнут проверять контролеры, — санитарно-эпидемиологические заключения на продукты питания, товары, реализуемые через торговую сеть. Весь перечень продукции, которая должна пройти санитарно-эпидемиологическую экспертизу, можно найти в Приказе Минздрава России от 15.08.2001 № 325.

Потом ревизоры перейдут к проверке того, как организация соблюдает санитарные нормы и правила (СанПиН). Заметим, что их очень много и они весьма разнообразны. При этом каждая организация обязана иметь у себя полный текст СанПиН по своему роду деятельности.

Не забудут ревизоры и о личной гигиене работников. Они обязательно должны иметь медицинские книжки с отметками о медосмотрах. Такое требование распространяется и на практикантов. Кроме того, продавцы продуктов не должны курить на рабочем месте и в подсобных помещениях, хранить сигареты и предметы личной гигиены в карманах спецодежды.

Но и это еще не все, на что вправе обратить свой взор орган санэпиднадзора. Предметом проверки может стать воздух в рабочей зоне (гигиенические нормативы ГН 2.2.5.1313–03), работа и расположение копировально-множительной техники (СанПиН 2.2.2.1332–03). И, конечно же, организация труда на ЭВМ (СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03).

Наконец, итогом проверки станет производственный контроль в организации (СП 1.1.1058–01). Он включает в себя такие мероприятия, как медицинские осмотры работников, их гигиеническое воспитание и аттестация. Также сюда входит внутренний контроль за наличием сертификатов и санитарно-эпидемиологических заключений на товары, дератизация, дезинфекция, дезинсекция. Эти и другие мероприятия, сроки их проведения и ответственных лиц организация должна закрепить в программе производственного контроля. Ее примерную форму можно найти в Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 30.07.2002 № 26.

Оформление результатов проверки

При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право, в соответствии со ст. 50 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, давать индивидуальным предпринимателям предписания, обязательные для исполнения ими в установленные в данном документе сроки:

— об устранении выявленных нарушений санитарных правил;

— о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;

— о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

— о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;

— о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.

В случае наложения штрафа процедура привлечения предпринимателя к административной ответственности производится по правилам, установленным КоАП РФ. При отступлении от этих правил решение о привлечении к ответственности может быть признано судом недействительным — такая возможность прямо предусмотрена КоАП РФ.

Предприниматели вправе обжаловать неправомерные решения органов санитарно-эпидемиологического контроля в суд.

Справка

Статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании которых проверяющие могут привлечь индивидуального предпринимателя* к ответственности:

Статья 6.4. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от 10 до 20 МРОТ; на юридических лиц — от 100 до 200 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 6.6. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от 20 до 30 МРОТ; на юридических лиц — от 200 до 300 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 6.7. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от 20 до 30 МРОТ; на юридических лиц — от 200 до 300 МРОТ.

* Для целей применения КоАП РФ индивидуальные предприниматели приравниваются к должностным лицам, если иное прямо не установлено какой-либо статьей Кодекса.

Начать дискуссию