Отчетность

Комментарий к Постановлению Правления ПФ РФ от 01.02.2016 № 83п

С 1 апреля 2016 года работодатель обязан ежемесячно сообщать в ПФР сведения по каждому физическому лицу, на выплаты и вознаграждения которому начисляются страховые взносы. Напомним, эта обязанность введена Федеральным законом № 385 ФЗ, внесшим соответствующие поправки в Федеральный закон № 27 ФЗ.
Комментарий к Постановлению Правления ПФ РФ от 01.02.2016 № 83п
Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру

С 1 апреля 2016 года работодатель обязан ежемесячно сообщать в ПФР сведения по каждому физическому лицу, на выплаты и вознаграждения которому начисляются страховые взносы. Напомним, эта обязанность введена Федеральным законом № 385‑ФЗ[1], внесшим соответствующие поправки в Федеральный закон № 27‑ФЗ[2]. Появление данного вида отчетности обусловлено изменениями пенсионного законодательства, согласно которым с 1 февраля 2016 года работающие пенсионеры получают страховую пенсию без учета плановых индексаций стоимости пенсионного балла и фиксированной выплаты к страховой пенсии (ст. 26.1 Закона № 400‑ФЗ[3]). В связи с этим и возникла необходимость в установлении работающих пенсионеров (в том числе тех, с кем заключены гражданско-правовые договоры).

Постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 № 83п[4] утверждена форма ежемесячной отчетности в ПФР – сведения о застрахованных лицах.

Данная форма предусматривает указание следующих сведений о застрахованном лице, включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым также начисляются страховые взносы (разд. 4):

  • страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
  • фамилии, имени и отчества;
  • ИНН (отражается при наличии у страхователя сведений об ИНН физического лица).

Сведения в ПФР работодателю необходимо подавать о каждом работающем застрахованном лице (п. 2.2 ст. 11 Федерального закона № 27‑ФЗ). При этом под обозначенную категорию лиц, на наш взгляд, подпадают абсолютно все лица, состоящие в трудовых отношениях со страхователем в отчетном периоде. В утвержденной комментируемым документом форме пояснено, что в отчете указываются данные о застрахованных лицах – работниках, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые договоры, гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Другими словами, все работники независимо от их возраста и наличия у них права на пенсию, включая тех, которым в отчетном месяце не начислялись и не производились никакие выплаты (то есть лица, которые находятся в отпуске без сохранения заработной платы или в отпуске по уходу за детьми, или лица, с которыми заключен гражданско-правовой договор на несколько месяцев, но выплата вознаграждения по нему предусмотрена по окончании его действия).

Обратите внимание

Подаются указанные сведения в подразделения ПФР по месту регистрации страхователя не позднее 10‑го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем (п. 2.2 ст. 11 Федерального закона № 27‑ФЗ). Следовательно, за апрель отчет должен быть подан не позднее 10 мая 2016 года. Если срок сдачи отчета попадает на выходной или праздничный день, то он переносится на ближайший рабочий день.

Разумеется, помимо сведений о застрахованных лицах, в отчете указываются реквизиты самого работодателя (разд. 1):

  • регистрационный номер в ПФР;
  • наименование (краткое);
  • ИНН/КПП.

Отчет может быть подан в трех формах:

  1. исходная – впервые подается страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;
  2. дополняющая – подается с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
  3. отменяющая – подается с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

Соответственно, в разд. 3 указывается один из кодов – «исхд», «доп», «отмн».

Ежемесячный отчет подается в подразделения ПФР по правилам, которые установлены ст. 8 Федерального закона № 27‑ФЗ. Исходя из нее сведения в ПФР по выбору страхователя могут быть представлены в виде электронного документа, на бумажном или магнитном носителе.

При этом не следует забывать о критерии в 25 человек. Если количество работающих застрахованных лиц (включая тех, с кем заключены договоры гражданско-правового характера) составит 25 человек и более – сведения должны быть представлены по каналам ТКС в электронной форме, подписанные ЭП (при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа). Но!

В настоящее время электронная форма нового ежемесячного отчета в ПФР, а также формат ее сдачи по каналам ТКС не утверждены. Значит, до тех пор, пока не будет утвержден электронный формат, работодатели вправе подавать сведения о застрахованных лицах (вне зависимости от их числа!) на бумажном или магнитном носителе.

Обращаем внимание, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. за каждое застрахованное лицо (ч. 4 ст. 17 Федерального закона № 27‑ФЗ). Взыскиваться данный штраф будет в порядке, предусмотренном ст. 19 и 20 Федерального закона № 212‑ФЗ[5], то есть за счет средств на счетах страхователя или иного его имущества.

Словом, в случае любого опоздания с подачей отчетности (даже незначительного – например, на один день) страхователь может быть оштрафован. Например, за опоздание при подаче сведений о 25 застрахованных лиц размер штрафа составит 12 500 руб.
(25 чел. х 500 руб.).

К сведению

В настоящее время из Федерального закона № 212‑ФЗ (в частности, из пп. 4 п. 6 ст. 39) исключены положения о смягчающих обстоятельствах, уменьшающих штраф. Между тем в Постановлении КС РФ от 19.01.2016 № 2‑П указано, что поправки, внесенные в названную норму Федеральным законом от 28.06.2014 № 188‑ФЗ, противоречат Конституции РФ. В связи с этим законодатель теперь обязан предусмотреть порядок уменьшения размера штрафа и определить, какие органы вправе его снизить. Также должны быть закреплены условия для снижения, правила учета отягчающих и смягчающих обстоятельств и минимальная величина назначенной меры ответственности. До тех пор, пока указанные поправки в законодательстве не сделаны, снизить размер санкции страхователь сможет лишь в судебном порядке и в исключительных случаях.


[1] Федеральный закон от 29.12.2015 № 385‑ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий».

[2] Федеральный закон от 01.04.1996 № 27‑ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

[3] Федеральный закон от 28.12.2013 № 400‑ФЗ «О страховых пенсиях».

[4] Документ вступил в силу с 1 апреля 2016 года.

[5] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Начать дискуссию