Таможенное право

«Журавль в небе» – двигатель торговли?

Крупнейшие ритейлеры, работающие в секторе товаров категории Luxury, активно лоббируют вопрос о введении в нашей стране системы Tax Free. С ее помощью иностранным гражданам, покидающим страну, возмещается уплаченный НДС на новые, не бывшие в употреблении товары. Соответствующее предложение компании Bosco di Ciliegi, направленное в правительство, в настоящее время обсуждается Минпромторгом РФ, Минфином РФ, таможенниками и налоговиками.
«Журавль в небе» – двигатель торговли?
Александр Хаминский, арбитражный юрист. Фото предоставлено компанией

Крупнейшие ритейлеры, работающие в секторе товаров категории Luxury, активно лоббируют вопрос о введении в нашей стране системы Tax Free. С ее помощью иностранным гражданам, покидающим страну, возмещается уплаченный НДС на новые, не бывшие в употреблении товары. Соответствующее предложение компании Bosco di Ciliegi, направленное в правительство, в настоящее время обсуждается Минпромторгом РФ, Минфином РФ, таможенниками и налоговиками.

Вопрос этот не нов, впервые он обсуждался еще около семи лет назад, однако ввиду отсутствия «экономической целесообразности» решение до сих пор принято не было. Сама процедура возврата НДС для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при этом, апробирована давно и вполне успешно применяется.

Можно однозначно сказать, что с правовой точки зрения создание механизма, позволяющего в том же порядке осуществлять операции по возврату НДС, уплаченного в РФ, гражданам стран, не входящих в Таможенный союз, не представляет сложности. Республиканское юридическое общество cхожую правовую конструкцию разработало еще год назад: тогда в Минфин России был направлен запрос о возможности применения нулевой ставки налога российской компанией-продавцом, занимающейся розничной продажей иностранным гражданам товаров личного пользования, которые впоследствии будут вывозиться за пределы таможенной территории Таможенного союза лично либо доставляться в адрес покупателя международным перевозчиком посредством международного почтового отправления. Минфин своим ответом подтвердил, что в данной ситуации применение нулевой налоговой ставки обоснованно.

Таким образом, при определенной модификации закона возможно и распространение применения нулевой налоговой ставки (возврат налога) и на физическое лицо – иностранного гражданина, приобретающего товары в России. А значит, и изобретать велосипед уже не нужно. В настоящее время на основании положений главы 21 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на добавленную стоимость являются организации и индивидуальные предприниматели. Включив в НК РФ в качестве налогоплательщиков и иностранных граждан, можно по аналогии распространить на них действие ст.151 НК РФ, устанавливающей налоговый режим ввода-вывоза товаров на территорию страны с учетом особенностей перемещения товаров, приобретенных для личного использования.

Правда, поскольку мировая практика предполагает не прямой возврат налога, а через специализированных агентов (Global Blue и т.д.), потребуется изменение законодательства в части полномочий агентов по оформлению возврата НДС и их вознаграждения. Так что интерес агентов к вопросу совершенно понятен. Понятно и желание крупнейших торговых сетей простимулировать таким образом спрос на дорогие товары хотя бы среди иностранцев.

Но что эта мера даст государству? Насколько оправдано внедрение Tax Free с точки зрения формирования государственного бюджета?

Исследование, проведенное Deloitte по заказу лоббистов проекта, говорит, что менее чем через пять лет с момента своего введения повышение собираемости импортных пошлин превысит потери от возврата НДС, однако на основе каких данных осуществлялся расчет, неизвестно.

Существенного влияния на туристическую отрасль такая мера не окажет, да и серьезного роста иностранного туристического потока в Россию после введения Tax Free вряд ли стоит ожидать. А вот бюджет же при этом недополучит возвращенный НДС!

Превысит ли его сумма налога на прибыль от возросшего товарооборота? Маловероятно, если учесть, что количество иностранных туристов, посещающих Россию, и общий объем выручки ритейлеров от проведения торговых операций не настолько велики, чтобы введение Tax Free дало какой-либо ощутимый эффект. По данным Ростуризма количество наиболее платежеспособных туристов – граждан стран Евросоюза и США – начиная с 2014 года существенно снизилось и продолжает снижаться. Так что ничем, кроме как «комплиментом от фирмы», введение Tax Free не станет.

Такая же ситуация и с поступлением в бюджет налога на прибыль. Возможность вернуть 18% от суммы покупки не заставит не таких уж многочисленных туристов тратить больше. Точной статистики по вопросу вывоза иностранными туристами товаров народного потребления, приобретаемых в России, к сожалению, нет. Но, конечно, с учетом девальвации рубля и существенного снижения его курса по отношению к мировым валютам, российский товарный рынок стал значительно более привлекательным для туристов, скажем, из стран Евросоюза. Но в целом, исходя из существующих объемов и структуры российского «розничного экспорта», рассчитывать на увеличение поступлений в бюджет явно не приходится.

К тому же, значительное количество предпринимателей, занятых в сфере туристического бизнеса и розничной торговли, не являются плательщиками НДС, так как применяют такие налоговые режимы, как ЕНВД и УСН, и никаких дополнительных преференций от введения такой системы не получат. Не стоит забывать и о том, что ее введение неизбежно увеличит бюджетную нагрузку, поскольку помимо потерь от возврата НДС потребует и создания дополнительного обслуживающего аппарата.

Так что экономическая эффективность Tax Free в РФ – вопрос дискуссионный. Как в этой дискуссии поведет себя законодатель, скоро узнаем. Хотя, по-моему, у МЭРа есть куда более масштабные идеи по наполнению бюджета.

Начать дискуссию