Организация взаимодействия бухгалтерии с другими службами. Как разграничить ответственность, не испортив отношения?

Финансовая служба в целом и бухгалтерия в частности зачастую воспринимаются другими подразделениями компании как источник непонятных и необоснованных требований к организации контроля над документооборотом и бизнес-процессами
Организация взаимодействия бухгалтерии с другими службами. Как разграничить ответственность, не испортив отношения?
Фото Бориса Мальцева

Финансовая служба в целом и бухгалтерия в частности зачастую воспринимаются другими подразделениями компании как источник непонятных и необоснованных требований к организации контроля над документооборотом и бизнес-процессами.

С одной стороны, подобное ошибочное восприятие и непонимание сути вполне обоснованных требований нередко порождают конфликт интересов между бухгалтерией и остальными подразделениями компании.

С другой стороны, сотрудники бухгалтерии нередко сами плохо разбираются в тонкостях организации и управления бизнес-процессами, а также особенностях внутренней и внешней коммуникации сотрудников других подразделений и не учитывают их, предъявляя свои требования.

Любые конфликты в этом случае приводят к нарушению сроков предоставления первичной документации и снижению достоверности учетных данных, что, в свою очередь, ведет к последующему искажению финансовой отчетности компании.

Система внутреннего контроля над своевременным и достоверным первичным учетом хозяйственных операций компании, которую должна внедрять бухгалтерия, включает пять основных компонентов:

  • Внутренняя среда

  • Оценка рисков

  • Операционный контроль

  • Информация и коммуникация

  • Мониторинг

Именно эти компоненты и могут стать основой для разработки плана организации эффективного взаимодействия бухгалтерии с другими подразделениями компании с целью предотвращения деструктивных конфликтов.

  1. Внутренняя среда компании определяет этические ценности, принципы делегирования полномочий и наделения ответственностью, стандарты управления персоналом, включая важность компетенций, профессионального уровня и развития сотрудников. Организация совещаний с представителями всех вовлеченных сторон помогут обсудить существующие проблемы, причины их возникновения и возможные способы их решения. Для того, чтобы такие встречи были результативными, к ним нужно тщательно готовиться и по их окончании обязательно подводить итоги и формализовывать достигнутые договоренности и планы совместной работы.

  2. Оценка рисков предполагает анализ проблем с учетом вероятности их возникновения и уровня влияния на бизнес-процессы компании. Определение и классификация рисков, связанных с искажением и несвоевременным формированием отчетности, позволит определить, какие действия необходимо будет предпринять для их уменьшения.

  3. Операционный контроль заключается в разработке и формализации соответствующих положений и регламентов. Для того, чтобы выявить и устранить проблемы в работе бухгалтерии и других подразделений, необходимо описать и утвердить структуру существующих функциональных связей и зон ответственности с каждым подразделением на каждом этапе их взаимодействия в том или ином бизнес-процессе, включая информационные потоки, документооборот, сроки исполнения и ответственных исполнителей с каждой стороны.

  4. Информация и коммуникация, если они правильно организованы, позволяют сотрудникам выполнять свои обязанности и быть осведомленными по всем ключевым вопросам бизнеса в рамках их компетенции и положения в компании. Иногда ситуация может доходить до абсурда, когда сотрудники подразделений считают работу выполненной, а бухгалтерия не закрывает транзакции в учете из-за ошибок или неполного комплекта документов и не уведомляет их о наличии проблемы.

Одной из серьезных проблем является то, что сотрудники подразделений месяцами не предоставляют первичную документацию в бухгалтерию и не реагируют на неоднократные напоминания. Совещания и рабочие встречи сотрудников могут быть организованы как тренинги, которые позволят сотрудникам не только узнать друг друга лучше, познакомиться с задачами и проблемами других подразделений компании, но и сдержать потенциальные конфликтные ситуации. На этих встречах необходимо объяснять, что качество сотрудничества коллег влияет не только на результаты работы отдельного подразделения, но и на деятельность всей компании. Нужно так же демонстрировать готовность бухгалтерии к учету всех интересов и поиску путей эффективного взаимодействия.

  1. Мониторинг планов работ и бизнес-процессов между бухгалтерией и другими подразделениями предполагает разработку и согласование операционных отчетов, которые могут помочь своевременно определить, почему и кем нарушаются утвержденные регламенты взаимодействия между подразделениями компании.

Не стоит ожидать, что такой план организации совместной работы бухгалтерии и других подразделений компании даст быстрый результат и позволит полностью избежать конфликтов. Но если уделить внимание постоянному совершенствованию процессов взаимодействия и решению проблем с коммуникацией и ответственностью всех вовлеченных сторон, удастся достичь прогресса в этом вопросе.

Эрика Колчина– преподаватель Русской Школы Управления, CIA, руководитель Внутреннего аудита и Внутреннего контроля, финансовый директор

Комментарии

3
  • Synergenta

    Теоретики!

    Вы б рассмотрели обстановку со стороны бухгалтерии. Когда нафиговертят в прошлом квартале через пень колоду с подвыподвертом, а ты потом голову ломай, как это безобразие закрыть и какие доки скреативить. Еще и виноватой останешься - "мешаешь деньги зарабатывать, пристаёшь с бумашками". Ррррррррр!!!

  • Наташа
    Если продажник напрямую (рублем) не заинтересован в сдаче документации (корректной) в бухгалтерию, то все это взаимодействие только на словах.
  • У меня директор сделал просто - продажник не получит свой процент от сделки пока не предоставит оригинал подписанной накладной. Мне хоть это не выбивать... С чем только не обращаются в бухгалтерию, как будто я справочная...

Обесценение и изменение справедливой стоимости ОС иногда влияет на имущественный налог

Учет основных средств в бухучет идет по ФСБУ 6/2020, МСФО 36 «Обесценение активов» и МСФО 13 «Оценка справедливой стоимости».

УСН

Производители сладких напитков могут быть упрощенцами

В общем случае производители подакцизных товаров не вправе применять УСН. Но есть исключения.

Ипотека

Ипотека на ИЖС достигла рекорда: главная причина

Построить дом по собственному проекту в три раза дешевле, чем приобрести квартиру в крупном городе.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Инвестиции

Топ-10 лучших облигаций с плавающим купоном от экспертов РБК

На цикле повышения ключевой ставки флоатеры являются максимально полезными, поскольку купон реагирует на повышение ставки и увеличивается вслед за ней. Неудивительно, что в РБК тоже просекли этот тренд и подготовили свой список корпоративных флоатеров. Посмотрим, что в нём. Параметры довольно простые: рейтинг от A- и выше, купон с привязкой к КС или RUONIA.

Топ-10 лучших облигаций с плавающим купоном от экспертов РБК

Утренний бухгалтер № 5682. Минфин непреклонен: больничные облагаются НДФЛ

Все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, облагаются НДФЛ.

Бюджет получит от иностранного бизнеса в 2,5 раза больше запланированного

До конца года иностранные компании принесут казне 77,1 млрд рублей, тогда как Минфин изначально собирался получить только 29 млрд.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Интервью

ТоТ еще разговор. Андрей Матюха: Трюфель, юдзу, пондзу

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». Сегодня в гостях Андрей Матюха – шеф-повар, автор и совладелец краснодарских ресторанов: The Печь, Угли-Угли и Племя, которые стабильно попадают в ресторанные рейтинги, а также гриль-бар Ребрышки и Бедрышки, который открылся совсем недавно.

4
Обзоры новостей

Лишение льгот за дорогую аренду жилья, проблемы Прилучного, налог на парковки в обзоре

Финансовые события дня.

Готовим сани летом. На что решиться в 2025 году: остаться на УСН, выбрать ставку 5%, 20% или переходить на ОСНО? 🛷 «Ночной бухгалтер» № 1726

Сделали сравнительную таблицу для упрощенцев, которым уже сейчас приходится думать, как быть с системой налогообложения в следующем году. Глобальных изменений в поправках НК уже не ожидается, а значит нужно задуматься о будущей работе и рентабельности бизнеса.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Банковские карты

С 19 июля нельзя воспользоваться картой Union Pay от Россельхозбанка за границей

Россельхозбанк с 19 июля приостановит расчеты по картам UnionPay за границей. Клиентам предложили снять деньги с карт.

Лицензирование

Как переоформить лицензии при слиянии юридических лиц

При слиянии юридических лиц можно продолжать осуществлять лицензируемую деятельность, но при этом лицензию нужно переоформить.

Как переоформить лицензии при слиянии юридических лиц
Бесплатно с Аренда

Аренда: что нужно раскрыть в учетной политике

Бухгалтерские стандарты и НК в ряде случаев позволяют выбирать способы учета при аренде. Выбранные варианты нужно отразить в учетной политике. Расскажем, как сформировать бухгалтерскую и налоговую учетную политику у арендатора и арендодателя.

Аренда: что нужно раскрыть в учетной политике
НДФЛ

Командированные за границу для строительства АС все равно будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Мошенники обманывают сотрудников таможни

Фейковый «Иван Иванович» пытается заполучить персональные данные должностных лиц Таможенной службы (ФТС).

Регистрация ООО

По какой причине в ЕГРЮЛ может не быть адреса юрлица

Для целей госрегистрации юрлиц используется адрес из Государственного адресного реестра (ГАР) в структуре муниципального деления.

Налоговый мониторинг

Что такое налоговый мониторинг и как его проводят в 2024 году

Налоговый мониторинг — форма налогового контроля, при которой отсутствуют обычные выездные и камеральные налоговые проверки. Рассказываем, что такое налоговый мониторинг, как стать его участником, как его проводят налоговики.

Что такое налоговый мониторинг и как его проводят в 2024 году
2
Маркетинг

22 Сервиса, которые изменят ваш бизнес — автоматизация маркетинга, которая работает

Приветствуем вас, уважаемые предприниматели, руководители, маркетологи! Сегодня у нас особенный обзор, который представит топ незаменимых онлайн помощников, готовых поддержать вас на пути к успеху в вашем бизнесе.

22 Сервиса, которые изменят ваш бизнес — автоматизация маркетинга, которая работает
Самозанятые

Если ИП переходит на НПД без отказа от УСН, его самозанятость рано или поздно аннулируют

При переходе с УСН на НПД обязательно надо направить в ИФНС уведомление о прекращении деятельности по упрощенке. Если не сдать этот документ, постановка на учет по НПД аннулируется. Это произойдет рано или поздно. Как правило – поздно.

УСН

👀 Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО + мнение налогового эксперта

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

17

Интересные материалы

Карьера бухгалтера

Самые востребованные навыки аналитика 1С: обзор вакансий с зарплатой 150+ тыс. рублей

Что должен уметь аналитик 1С, чтобы рассчитывать на высокий доход? Мы проанализировали вакансии и выделили требования, которые работодатели чаще всего предъявляют к кандидатам на должность. Разбираемся, какие скилы нужно подтянуть, чтобы получить заветное место.

Самые востребованные навыки аналитика 1С: обзор вакансий с зарплатой 150+ тыс. рублей