Итак, то, о чем последнее время много говорили, свершилось: администрирование обязательных страховых взносов отобрали у фондов и передали в ведение ФНС. Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" подписан Президентом РФ и опубликован 4 июля 2016 г.
Однако взносы единым налогом все-таки не стали, оставшись взносами. В этой статье мы расскажем вам, что же ожидает страхователей в 2017 году.
Какие именно взносы передаются в ведение ФНС:
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний администрировать по-прежнему будет ФСС РФ.
Какие нормативные документы меняются:
Прежде всего, большие изменения претерпел Налоговый кодекс. В часть первую везде к налогам и сборам приписали «страховые взносы», некоторые статьи переписали. Во второй части добавился новый раздел «РАЗДЕЛ XI. Страховые взносы в Российской Федерации» и в нем новая глава 34 «Страховые взносы».
Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» полностью утрачивает силу с 1 января 2017 года.
Изменения также внесены в следующие нормативные акты:
- Закон Российской Федерации от 21 марта 1991 года № 943-I «О налоговых органах Российской Федерации» (добавлены функции администрирования страховых взносов);
- Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (закон почти полностью переписан, туда добавлены практически все нормы, содержавшиеся в законе 212-ФЗ);
- Федеральный закон от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
- Федеральный закон от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;
- Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (внесены изменения в статьи 15.5, 15.8, 15.9, 15.33, 15.33.1);
- Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
- Федеральный закон от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
- и другие.
Что меняется для плательщиков-работодателей по исчислению взносов:
База для расчета взносов, льготы и тарифы остаются прежними. Практически все нормы закона 212-ФЗ перекочевали в новую главу 34, включая установление предельной величины базы для начисления страховых взносов. Но есть пара нововведений, связанных с тем, что некоторые налоговые нормы распространили на взносы.
При выплате дохода в натуральной форме база для исчисления страховых взносов будет определяется как стоимость товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном статье 105.3 НК. При этом НДС включается в стоимость товаров (работ, услуг).
В необлагаемых взносами доходах появился лимит по суточным, аналогичный лимиту по НДФЛ. Т.е. суточные будут облагаться взносами, если превышают 700 рублей в день при командировке по России и 2500 рублей в день при командировке за пределами России.
Порядок расчета взносов остается прежним, сроки уплаты тоже не меняются.
Что будет с расходами по социальному страхованию в регионах, не присоединившихся к пилотному проекту ФСС по прямым выплатам пособий:
Сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по-прежнему может быть уменьшена на сумму произведенных расходов на выплату пособий.
Данные о расходах на пособия, если они будут указаны в отчетности, будут передаваться ИФНС в органы ФСС. На основании этих данных ФСС будет проводить камеральные и выездные проверки (выездные только раз в три года, как и раньше). В случае, если ФСС не подтверждает указанные расходы, фонд в течение трех дней направляет страхователю решение о непринятии к зачету расходов и копия этого решения уходит в ИФНС.
Если сумма расходов превышает начисленные взносы, то после проверки правильности расходов ФСС подтверждает ИФНС расходы и налоговая инспекция либо производит зачет в счет следующих периодов, либо возвращает переплату страхователю.
Таким образом, камеральную проверку по одному и тому же расчету будут проводить сразу два контролирующих органа – ИФНС и отделение ФСС.
В принятом законе указано, что пункт 2 статьи 431 (дающий право уменьшать взносы по соц.страхованию на расходы), действует до 31 декабря 2018 года. К этому сроку планируется перевести все регионы на прямые выплаты пособий из ФСС.
Что будет с отчетностью:
Отчетность по страховым взносам, за исключением взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, будет представляться каждый квартал в налоговые органы не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом. Плательщики взносов со среднесписочной численностью свыше 25 человек, обязаны представлять расчет только в электронном виде через ТКС.
Обратите внимание на появление в кодексе абсолютно нового повода для непринятия расчетов:
«В случае, если в представляемом расчете сведения о совокупной сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных плательщиком за расчетный (отчетный) период, не соответствуют указанной в данном расчете сумме исчисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по каждому застрахованному физическому лицу, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем представления расчета, направляется соответствующее уведомление.»
В Пенсионный фонд данные о стаже застрахованных лиц будут передаваться раз в год – в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным (за исключением некоторых ситуаций).
Ежемесячная отчетность в виде СЗВ-М сохраняется, ее все так же надо будет представлять в отделения Пенсионного фонда, однако изменился срок сдачи – вместо 10 числа стало 15 число месяца, следующего за отчетным.
Однако в части персонифицированной отчетности еще могут быть изменения, поскольку в Госдуме лежит законопроект, который был подготовлен Минтрудом до внесения на рассмотрение депутатам проекта передачи администрирования взносов ФНС. В этом проекте, кроме замены карточек СНИЛС на электронный вариант, значится и ежемесячная отчетность в виде РСВ-1 в Пенсионный фонд. Эту ежемесячную отчетность министерство и ПФ уже несколько лет пытаются ввести, поэтому не исключен вариант, что они таки добьются своего.
Останется отчетность в ФСС, в урезанном виде, только по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Срок ее представления не меняется.
Что будет с фиксированными взносами самозанятых лиц:
Принципиальных изменений в расчете и уплате фиксированных взносов не произошло. Текст в статьях 430 и 432 Налогового кодекса практически полностью переписан из закона 212-ФЗ. Но есть и нововведения, в том числе и приятные. Индивидуальным предпринимателям, не подавшим налоговые декларации, не будет угрожать начисление фиксированных взносов в максимальном размере. Эта норма не перенесена в НК. Зато появилась новая – если предприниматель не уплатил положенные взносы, но отчетность сдал, налоговая сама определит задолженность по взносам по данным налоговых деклараций (или имеющихся патентов).
Изменяется дата подачи расчетов по фиксированным взносам у глав крестьянско-фермерских хозяйств – отчетность представляется не позднее 30 января (вместо последнего дня февраля). Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и иные самозанятые лица никакой отчетности по своим взносам по-прежнему сдавать не будут.
Изменения по обособленным подразделениям:
Организациям с обособленными подразделениями следует обратить внимание на изменения по уплате взносов и сдаче отчетности. Требование к наличию отдельного баланса у обособок для постановки их на учет в целях исчисления и уплаты взносов убрано. Обязанность платить взносы и представлять отчетность по месту нахождения обособленного подразделения возникает, если это подразделение начисляет доходы в пользу физических лиц. Это же касается и постановки на учет в ФСС.
Организация обязана сообщать о наделении обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями. Об обособленных подразделениях, наделенных такими полномочиями до 1 января 2017 года, сообщать не надо.
Что будет с периодами до 2017 года:
Отчетность за 2016 год будет представляться по старым правилам и формам, т.е. в ФСС и Пенсионный фонд.
Контроль за правильностью исчислений взносов за периоды до 1 января 2017 года остается за фондами, однако взыскивать доначисления они уже не смогут (за некоторыми исключениями). Все данные по имеющимся недоимкам будут переданы в налоговые органы. Информация о вновь выявленных в ходе проверок недоимках так же будет передаваться в ФНС для взыскания
Так же не смогут фонды и возвращать (зачитывать) переплаты. Решение о возврате (зачете) будут выносить они, но передаваться это решение будет в налоговые органы.
На что еще обратить внимание:
Срок хранения документов для исчисления взносов составляет 6 лет.
Возврат и зачет сумм излишне уплаченных страховых пенсионных взносов не производится в случае, если по сообщению Пенсионного фонда сведения о сумме этих излишне уплаченных страховых представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.
Неясности нового закона:
Как всегда, масштабные законы, написанные второпях, содержат в себе много неожиданностей, а местами и банальные опечатки.
Так, в статье 432 НК о порядке расчета фиксированных взносов ИП, приведена ссылка на статью 429 (о тарифах взносов для летчиков) вместо статьи 430.
Одна из главных неясностей поправок - получили ли налоговые органы право блокировать расчетные счета за непредставление расчетов по страховым взносам. В статье 76 внесенные поправки плохо состыковываются друг с другом: с одной стороны, в пункт 11 добавлены плательщики страховых взносов, но они не добавлены в пункт 3, а именно пункт 3 дает право налоговикам блокировать счета за несдачу отчетности.
Возможные проблемы в начале применения:
При первом же прочтении законов создается впечатление, что фонды и налоговая будут беспрерывно обмениваться друг с другом информацией. Однако, ни для кого не секрет, как плохо налажен у нас межведомственный обмен информацией. И в начале 2017 года скорее всего нам грозит большое количество накладок в части подтверждения расходов по пособиям, не говоря уже о передаче данных о переплате или недоимке взносов.
Волнует и своевременность принятия новых форм отчетности, а так же утверждения новых КБК.
Но точно можно сказать – без работы бухгалтерия по-прежнему не останется.
Комментарии
48я про это не поняла
но мне уже страшночто имеется в виду под полномочиями по начислению выплат?