Учет расходов на рекламу
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» «реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».
В бухгалтерском учете затраты на рекламу признаются расходами по обычным видам деятельности в полном объеме (п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, далее - ПБУ 10/99).
Рекламные расходы нужно признавать в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором они имели место независимо от времени их фактической оплаты (п. 18 ПБУ 10/99).
Для целей налогообложения прибыли рекламные расходы подразделяются на нормируемые и ненормируемые (п. 4 ст. 264 НК РФ).
Ненормируемые расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль в полном объеме. Их закрытый перечень приведен в пункте 4 статьи 264 НК РФ. Остальные расходы на рекламу являются нормируемыми. Они признаются для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации, которая определяется по статье 249 НК РФ.
В связи с тем, что перечень ненормируемых расходов на рекламу является закрытым, налогоплательщику следует внимательно относиться к формулировкам тех затрат, которые в полной мере включаются в состав расходов.
НДС по рекламным расходам принимается к вычету в общем порядке без нормирования (п. 1, п. 2 ст. 171 НК РФ, письмо Минфина России от 23.12.2015 № 03-07-11/75472).
Для признания расходов на рекламу в качестве расходов организации по обычным видам деятельности необходимо иметь документы, подтверждающие оказание рекламных услуг.
Такими документами могут быть, например, договор на оказание рекламных услуг, протокол согласования цен на рекламные услуги, свидетельство о праве размещения наружной рекламы, утвержденный дизайн-проект рекламного стенда, акт оказания рекламных услуг, счета-фактуры от рекламодателей, акт о списании товаров (готовой продукции) и т. д.
Расходы на рекламу в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0)
Рассмотрим пример, в котором организация учитывает как нормируемые, так и ненормируемые расходы в составе издержек обращения.
Пример
Организация ООО «Новый интерьер» участвует в специализированной выставке. Стоимость участия в выставке, включая аренду выставочного стенда, составила 413 000,00 руб. (в том числе НДС 18 %). Среди посетителей выставки были распространены календари с логотипом фирмы ООО «Новый интерьер» в количестве 1 000 шт. Календари были приобретены у поставщика по цене 50,00 руб./ шт. (без учета НДС) и учтены на счете 10.09 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности». Выручка от реализации продукции ООО «Новый интерьер» за 2 месяца 2016 года составила 1 534 000,00 руб. (в т. ч. НДС 18 % - 234 000,00 руб.). В соответствии с учетной политикой организация применяет «правило 5 %», закрепленное в пункте 4 статьи 170 НК РФ, условия которого выполнены в данном налоговом периоде.
В данном примере организация осуществляет рекламные расходы:
- на участие в выставке, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, т. е. не нормируемые (абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ);
- на календари, распространенные среди посетителей выставки, которые признаются для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации, т. е. есть нормируемые (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).
Расходы на участие в выставке отражаются в программе документом Поступление (акт, накладная) с видом операции Услуги. Для приобретаемой услуги указывается цена, ставка и сумма НДС. Счета учета (счет отнесения затрат по бухгалтерскому и налоговому учету, счет учета НДС) подставляются по умолчанию в соответствии с настройками счетов учета номенклатуры, но могут быть изменены в отдельной форме. Рассмотрим заполнение формы Счета учета:
- в полях Счет затрат и Счет затрат (НУ) указывается счет учета 44.01;
- в полях Статьи затрат указывается наименование статьи, которая соответствует ненормируемым рекламным расходам (например, Участие в выставке). В поле Вид расхода в элементе справочника Статьи затрат указывается значение, которое выбирается из предопределенного списка (например, Прочие расходы или Материальные расходы);
- в поле Счет учета НДС указывается счет 19.04 «НДС по приобретенным услугам».
В результате проведения документа Поступление услуг будут сформированы проводки:
- Дебет 44.01 Кредит 60.01
- - на стоимость рекламных услуг без НДС;
- Дебет 19.04 Кредит 60.01
- - на сумму НДС по рекламным услугам.
Для отражения операции по списанию материалов в издержки обращения служит документ Требование-накладная (раздел Производство). В программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 документ Требование-накладная пользователь может создать на основании документа Поступление (акт, накладная).
В шапке документа нужно указать дату передачи материалов (календарей). Поле Склад заполняется значением, установленным по умолчанию.
Флаг Счета затрат на закладке Материалы следует устанавливать, если списание ТМЦ производится на разные счета затрат или по разной аналитике. В этом случае на закладке Материалы появляются дополнительные столбцы для заполнения счетов затрат. Если флаг не установлен, то появляется дополнительная закладка Счет затрат, где нужно указать счет затрат, куда будут списаны все ТМЦ.
На закладке Материалы в табличной части нужно указать наименование календарей с логотипом, количество и счет учета.
На закладке Счет затрат нужно указать счет и аналитику затрат (рис. 5).
Рис. 5. Списание материалов на нормируемые рекламные расходы
Для автоматического расчета норматива на рекламу в налоговом учете расходы на рекламу (если они нормируются) следует учитывать по статье затрат с видом расходов Расходы на рекламу (нормируемые).
В результате проведения документа Требование-накладная в информационной базе будут сформированы следующие проводки:
- Дебет 44.01 Кредит 10.09
- - на стоимость переданных календарей (50 000,00 руб.).
Напоминаем, что безвозмездная передача права собственности на товары признается их реализацией и является объектом обложения налогом на добавленную стоимость (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). В то же время, бесплатная раздача продукции в рекламных целях, расходы на создание единицы которой не превышают 100 руб., в силу подпункта 25 пункта 3 статьи 149 НК РФ является не облагаемой НДС операцией, если налогоплательщик не отказался от ее освобождения от налогообложения (п. 5 ст. 149 НК РФ).
Допустим, организация ООО «Новый интерьер» не обращалась с соответствующим заявлением в налоговый орган по месту своего учета о намерении отказаться от освобождения налогообложения НДС указанных операций.
Таким образом, в I квартале 2016 года ООО «Новый интерьер» осуществляла как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции, что обязывает ее вести раздельный учет затрат в соответствии с пунктом 4 статьи 170 НК РФ. Но в тех налоговых периодах, в которых доля совокупных производственных расходов на операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), не превышала 5 % общей суммы совокупных производственных расходов раздельный учет можно не вести (п. 4 ст. 170 НК РФ).
По условиям Примера 2 «правило 5 %» в данном налоговом периоде выполнено.
Списание расходов на рекламу с учетом норматива выполняется в регламентной операции с видом Закрытие счета 44 «Издержки обращения».
В результате проведения операции Закрытие счета 44 «Издержки обращения» расходы на участие в выставке, которые учтены в программе как ненормируемые, в полном объеме списываются на счет 90.07.1 и в бухгалтерском и в налоговом учете.
Расходы на распространенные среди посетителей выставки календари, которые были учтены в программе как нормируемые, в бухгалтерском учете в полном объеме списываются на счет 90.07.1, а в налоговом учете - только частично. Между данными бухгалтерского и налогового учетов отражается постоянная разница по рекламным расходам.
Рассмотрим подробно, каким образом выполняется расчет списания в соответствии с пунктом 4 статьи 264 НК РФ:
- выручка (без учета НДС) нарастающим итогом с начала года составляет 1 300 000,00 руб.;
- норматив (предельный размер нормируемых расходов) составляет 13 000,00 руб. (1 300 000,00 руб. х 1 %);
- нормируемые расходы нарастающим итогом с начала года составляют 50 000,00 руб.;
- расходы, принятые в целях налогообложения в состав расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль, составляют 13 000,00 руб. (нарастающим итогом с начала года);
- сумма постоянных разниц нарастающим итогом с начала года составляет 37 000,00 руб.
Расшифровку расчета суммы нормируемых расходов, уменьшающих базу налога на прибыль, в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 можно посмотреть в отчете Справка-расчет нормирования расходов (рис. 6).
Рис. 6. Справка-расчет нормирования рекламных расходов
В Приложении № 2 к Листу 02 декларации по налогу на прибыль организаций сумма нормируемых и ненормируемых рекламных расходов попадет в строку 040 «Косвенные расходы - всего» вместе с другими коммерческими (за исключением транспортных) и управленческими расходами.
Оставшаяся часть рекламных расходов может быть в дальнейшем списана в налоговом учете, если эти расходы уложатся в норматив.
Норматив рассчитывается нарастающим итогом, поэтому до конца текущего года у организации есть возможность (при увеличении выручки от реализации товаров (работ, услуг)) включать в расходы оставшуюся часть расходов на рекламу.
Если по состоянию на 31.12.2016 года часть рекламных расходов до конца не спишется, то она будет отнесена при реформации баланса на финансовые результаты, не уменьшающие базу налога на прибыль.
Источник: http://www.buh.ru
Начать дискуссию