Закон, обязывающий бизнес перейти на онлайн-ККТ, вызвал множество вопросов. Что представляют из себя новые кассы? В каком порядке будет осуществляться переход? Сколько можно пользоваться старыми кассами? Что делать тем, у кого нет интернета? На вопросы отвечает эксперт по налогообложению Игорь Кармазин.
В начале июля Президент РФ подписал закон о поэтапном переходе бизнеса на применение контрольно-кассовой техники нового образца. Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 290-ФЗ регламентирует порядок установки, регистрации и использования онлайн-ККТ. Особенность новых касс заключается в том, что вся информация о платежах по интернету будет передаваться напрямую в налоговую инспекцию. Это, по задумке законодателей, позволит минимизировать возможность незаконных манипуляций с выручкой, а также пополнить бюджет.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
|
Закон ставит перед собой триединую задачу. Первое – ужесточить контроль за соблюдением кассовой дисциплины. Анализ учета полученной выручки теперь будет происходить в автоматизированном режиме. Необходимость в постоянных проверках кассовых аппаратов отпадает. Второе – онлайн-кассы позволят повысить степень защиты прав потребителя. Взамен бумажных продавцы смогут формировать электронные кассовые чеки. Соответственно, они будут доступны потребителю в любой момент.
Наконец, закон совершенствует порядок осуществления интернет-торговли. По новым правилам интернет-магазины в обязательном порядке будут направлять покупателям электронные чеки. По требованию же покупателей им, наряду с электронными, будут вручаться и традиционные бумажные чеки.
ККТ по новым правилам
С 2017 года отношения по контролю за соблюдением кассовой дисциплины будут развиваться через посредника. В привычную схему магазин - налоговая инспекция добавится еще один элемент – оператор фискальных данных (ОФД). По закону, ОФД – специализированная организация, ответственная за сбор, хранение и передачу данных о производимых бизнесом расчетах. Таким образом, ритейлеры самостоятельно уже не смогут направлять данные о расчетах в налоговую.
Новые кассы получат доступ к интернету и возможность формировать электронные кассовые чеки. В них будут использованы фискальные накопители – блоки, отвечающие за ввод, хранение и трансляцию данных обо всех совершенных за год платежах. В момент совершения покупки кассовый аппарат будет выдавать электронные и бумажные чеки. Информация о совершенной оплате будет храниться в самом аппарате и передаваться на сервер налоговой службы.
Перед началом осуществления расчетов кассой будет формироваться отчет об открытии смены, а по окончании осуществления расчетов - отчет о закрытии смены. Кассовый чек не может быть сформирован позднее, чем через 24 часа с момента формирования отчета об открытии смены. Чек после его формирования направляется к ОФД и при положительных результатах проверки достоверности оператор защитит его фискальным признаком подтверждения и немедленно направит обратно в кассу и на сервер ФНС.
Нужно отметить, что именно предприниматель отвечает за своевременность передачи данных. Если у торговой точки по каким-то причинам отсутствует подключение к интернету, то это только ее проблема. Но нужно понимать, что закон не требует немедленной отправки чека – передача данных в ОФД должна пройти в течение 30 календарных дней с момента формирования чека. За это время можно не только починить имеющийся интернет-канал, но и подключиться при необходимости к новому. Если за 30 дней информация не передана, то касса перестает печатать чеки.
Для формирования электронного чека и передачи его покупателю, последнему перед оплатой покупки потребуется указать свою контактную информацию. В качестве таковой может быть назван номер телефона, или же адрес электронной почты. Соответственно, электронный документ поступит либо на смартфон, либо на e-mail. Чек, полученный покупателем в электронной форме, приравнивается по значимости к кассовому чеку, отпечатанному на бумажном носителе.
Этапы перехода на онлайн-ККТ
до 01.09.2016 – ФНС РФ подготовит список лицензированных операторов фискальных данных (ОФД)
до 01.02.2017 – использовать онлайн-ККТ не обязательно
с 01.02.1017 – кассу старого образца невозможно будет поставить на учет, но на уже зарегистрированных пока разрешается работать
с 01.06.2017 – использовать можно только модернизированные кассы или онлайн-ККТ
до 01.07.2018 - без ККТ могут работать предприниматели, применяющие ПСН или ЕНВД
с 01.07.2018 - на онлайн-ККТ обязаны перейти абсолютно все компании и ИП, обязанные по закону применять кассовую технику
Преимущества новых касс
Преимущества, предоставляемые новым законом покупателям, очевидны. Чеки теперь перестанут теряться, а сделки, совершенные через интернет с помощью платежных карт, будут подтверждаться в общем порядке.
Между тем, ряд приятных сюрпризов подготовил законодатель и для самих торговцев. Во-первых, упрощается порядок регистрации ККМ. С 2017 года не нужно будет посещать налоговую инспекцию для того, чтобы поставить аппарат на учет. Зарегистрировать кассу можно будет на сайте ФНС России.
В свою очередь, у налоговиков отпадет необходимость проводить массовые проверки с непосредственным выездом сотрудников на места установки касс. Проверки касс и расчетов теперь будут осуществляться в автоматизированном режиме.
Процесс торговли от этого нисколько не пострадает, так как всю необходимую информацию фискалы смогут получить дистанционно. Таким образом, административная нагрузка на ритейлеров, несомненно, будет снижена. А налоговики получат возможность осуществлять лишь “точечные” проверки проблемных предпринимателей.
Уходит в прошлое и сервисное обслуживание кассовых аппаратов. Заключать и перезаключать договоры с центрами технического обслуживания ККТ теперь необязательно. Это означает, что предпринимателям больше не придется нести регулярные расходы на обслуживание касс.
Кроме того, не нужно будет менять ЭЛКЗ (электронная контрольная лента защищенная). Вместо ленты в кассах будет работать фискальный накопитель, менять который нужно раз в 13 месяцев. Организации и ИП, применяющие специальные налоговые режимы, будут менять накопители один раз в три года.
И, наконец, очевидно, что кассовые отчеты при такой работе потеряют свою актуальность и будут, скорее всего, отменены.
Сколько стоит
Главное, что беспокоит предпринимателей в «кассовых» нововведениях - необходимость приобретения нового оборудования. Пока точная стоимость ККМ нового типа неизвестна. Законодатели, принимая поправки, заявляли, что стоимость аппаратов не будет отличаться от традиционных образцов, представленных сейчас на рынке. А ФНС неоднократно отмечала, что расходы бизнеса вообще сократятся.
Ритейлеры, уже использующие зарегистрированные ККМ, смогут в значительной мере сэкономить на переходе к новым кассам. Дело в том, что кассы могут быть переоборудованы путем установки на них компьютерной программы и подключения к интернету. Перепрошивка кассы, установка на нее фискального накопителя и модема для передачи информации по сети предположительно обойдется, судя по действующим на рынке предложениям, в 8-10 тысяч рублей. Кстати, превратить в кассы можно будет планшеты и даже смартфоны.
Также предпринимателям придется заключить договор с оператором фискальных данных (ОФД). Наличие такого договора – обязательное условие для работы с клиентами. Подключение к функционалу ОФД обойдется в 3 тысячи рублей (для одной кассы).
Впрочем, сами фискалы утверждают, что государство постарается максимально компенсировать бизнесу понесенные расходы. В частности, предприниматели, которые ранее были не обязаны применять ККТ по закону, получат налоговый вычет. Они смогут уменьшить свою налогооблагаемую прибыль на сумму затрат по приобретению онлайн-кассы (в настоящее время называется сумма до 18 000 рублей). Также бюджет профинансирует и всевозможные скидки на кассовую технику. Всего же по предварительной оценке ФНС России расходы бюджета на эти цели составят до 1,7 млрд. рублей.
Кто освобождается от использования
Под действие новых правил попадут далеко не все предприниматели. Исключения обусловлены рядом моментов. Во-первых, субъектным составом торговых отношений. Во-вторых, возможностью подключения к интернету.
Закон четко прописывает круг предпринимателей, кто может не применять ККТ. Перечень “избранных” вольному расширению не подлежит. Итак, кассы не применяются:
- кредитными организациями, применяющими банкоматы;
- продавцами газет и журналов;
- церковными организациями;
- кондукторами и водителями, реализующими проездные билеты;
- эмитентами ценных бумаг;
- продавцами на розничных рынках, ярмарках;
- торговцами мороженым и безалкогольными разливными напитками;
- носильщиками на вокзалах и в аэропортах;
- лицами, занятыми разносной торговлей.
ККТ может не применяться ИП при сдаче недвижимости в аренду, в отношении ремонта обуви, присмотра и ухода за детьми и больными.
Кроме того, преференции предоставляются магазинам и аптечным пунктам, расположенным в отдаленных и труднодоступных местностях. Они могут не применять новые кассы, при условии выдачи покупателям расчетных документов. Это обусловлено низкой доступностью интернета в сельской местности.
При этом магазины, расположенные в районных центрах и поселках городского типа станут применять новую технику на общих условиях.
Магазины в местностях совсем без интернета смогут применять ККТ в привычном сейчас режиме. То есть, без передачи данных по интернету.
Административные штрафы для тех, кто против
Закон вводит повышенные штрафы за неприменение и ненадлежащее применение контрольно-кассовой техники. Если быть точным, предусматривается замена фиксированного размера штрафа на размер штрафа, определяемого от суммы расчета, осуществленного без применения ККТ.
Согласно закону, неприменение ККТ повлечет изъятие части выручки, полученной в обход кассы. Так, должностные лица заплатят штраф в размере половины суммы расчета, осуществленного без применения кассового аппарата. Причем штраф не может быть меньше 10 тысяч рублей. Сами же магазины могут лишиться вообще практически всей выручки, полученной подобным образом (от 75 до 100% выручки). Размер штрафа для юрлиц начинается с суммы в 30 тысяч рублей.
Повторное нарушение повлечет дисквалификацию должностных лиц и административное приостановление деятельности магазинов. Дисквалифицировать будут на срок до двух лет, а закрывать торговые объекты – на 3 месяца. Фактически для многих это будет означать конец всякого бизнеса.
В случае, если налоговики не получат от проверяемой организации документы по вопросу работы касс, должностных лиц оштрафуют на 3 тысячи рублей, а компанию – на 10 тысяч.
Продавцы, выдав отпечатанный чек, могут попросту отказать покупателю в выдаче его электронной копии. Предвидя это, законодатель ввел штрафы и за отказ в предоставлении электронных чеков. Такой отказ грозит должностным лицам штрафом в размере 2 тысяч, а магазинам – 10 тысяч рублей.
Одновременно закон увеличивает срок давности привлечения к административной ответственности. Новый срок составит один год. Напомним, ранее этот срок исчислялся двумя месяцами. При этом налоговики жаловались, что завершить производство в законный срок зачастую просто невозможно. Теперь же избежать ответственности нечистым на руку торговцам станет невозможно.
К слову, если обязанность по применению новых ККМ вступит в силу только с 1 февраля 2017 года, то новые размеры штрафов уже применяются с 15 июля 2016 года.
Источник: http://www.buh.ru
Комментарии
8