НК РФ

Новые классификаторы – новое налогообложение

Росстандарт уже давно ведет работу по замене некоторых привычных пользо-вателям классификаторов на другие, которые, как предполагается, более полно отвечают современным требованиям. Очевидно, что работа эта непростая, срок окончательной замены старых классификаторов новыми переносился. К тому же, внедрение новых классификаторов неизбежно оказывает влияние на различные отрасли законодательства, в том числе налогообложение.
Новые классификаторы – новое налогообложение
Фото Татьяны Зубковой, Кублог

Росстандарт уже давно ведет работу по замене некоторых привычных пользователям классификаторов на другие, которые, как предполагается, более полно отвечают современным требованиям. Очевидно, что работа эта непростая, срок окончательной замены старых классификаторов новыми переносился. К тому же, внедрение новых классификаторов неизбежно оказывает влияние на различные отрасли законодательства, в том числе налогообложение.

В связи с этим принят Федеральный закон от 03.07.2016 № 248‑ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Cогласно Приказу Росстандарта от 31.01.2014 № 14‑ст с 01.01.2017 будут применяться ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (ОКВЭД2) и ОК 034-2014 (КПЕС 2008) «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» (ОКПД2).

Надо сказать, что применять их можно уже сейчас, но только с указанной даты будут отменены принятые ранее и действовавшие в течение нескольких последних лет:

  • ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности»[1] (ОКВЭД);
  • ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности»[2] (ОКВЭД);
  • ОК 004-93 «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг»[3] (ОКДП);
  • ОК 034-2007 (КПЕС 2002) «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности»[4] (ОКПД);
  • ОК 002-93 «Общероссийский классификатор услуг населению»[5] (ОКУН);
  • ОК 005-93 «Общероссийский классификатор продукции»[6] (ОКП).

Однако на все эти классификаторы, которые будут отменены, есть ссылки в НК РФ, и зачастую, чтобы правильно применить иное положение Налогового кодекса, надо обращаться непосредственно к классификатору.

Федеральный закон № 248‑ФЗ по задумке его разработчиков как раз должен в необходимых случаях установить связь именно с новыми классификаторами.

Налог на добавленную стоимость

В соответствии с п. 2 ст. 164 НК РФ в отношении реализации определенных товаров и услуг, перечисленных в этом пункте, установлена ставка по НДС в размере 10%. Причем установлено, что Правительство РФ определяет коды видов продукции для всех, указанных в этой норме товаров и услуг, используя Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности и ОКП.

В отношении ОКП соответствующий перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 20.12.2014 № 1435, и в нем прямо указано, что этот перечень действует до отмены ОКП.

Теперь в целях применения пониженной ставки НДС будет применяться ОКПД2. Правительством РФ должен быть утвержден новый перечень соответствующих кодов.

Напомним, что согласно п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством РФ со ссылкой хотя бы на один из двух источников – ОКП (с 01.01.2017 – ОКПД2) или Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности.

Единый сельскохозяйственный налог

Согласно п. 1 ст. 346.2 НК РФ плательщиками ЕСХН признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями.

В этих целях сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие данную продукцию, при условии соблюдения величины доли от реализации такой продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 346.2 НК РФ).

Причем в п. 3 ст. 346.2 НК РФ поясняется, что к сельскохозяйственной продукции следует относить продукцию растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукцию животноводства, конкретные виды которых определяются Правительством РФ в соответствии с ОКП. В настоящее время эти виды перечислены в Постановлении Правительства РФ от 25.07.2006 № 458. Но до 01.01.2017 названный документ Правительство РФ должно отменить и принять другой, поскольку с обозначенной даты коды сельскохозяйственной продукции будут устанавливаться по ОКПД2.

Налог на прибыль

В главе 25 «Налог на прибыль» НК РФ также используется понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя, при этом надо применять определение, которое дается в ст. 346.2 НК РФ.

Например, при определении базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде стоимости полученных сельскохозяйственными товаропроизводителями мелиоративных и иных объектов сельскохозяйственного назначения (включая внутрихозяйственные водопроводы, газовые и электрические сети), построенных за счет средств бюджетов всех уровней (пп. 19 п. 1 ст. 251 НК РФ).

А в пункте 1.3 ст. 284 НК РФ прямо указывается, что для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, предусмотренным п. 2 ст. 346.2 НК РФ, и рыбохозяйственных организаций, соответствующих критериям, предусмотренным пп. 1 или 1.1 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ, налоговая ставка по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в размере 0%.

Однако эта ссылка действует напрямую касательно отнесения плательщика налога на прибыль к сельскохозяйственным товаропроизводителям. Но в п. 1.3 ст. 284 НК РФ ничего не говорится о том, на основании какого классификатора следует относить произведенную продукцию к сельскохозяйственной, касательно которой сельскохозяйственным товаропроизводителем и применяется нулевая ставка по налогу на прибыль.

Разъяснения чиновников ясности не добавляют. Как можно понять из Письма Минфина России от 02.06.2014 № 03‑03‑06/
1/26286, виды сельскохозяйственной продукции с этой целью определяются на основании ОКВЭД. Но в Письме от 13.03.2014 № 03‑03‑05/10831 финансисты сослались сразу на ОКПД и ОКП.

Поэтому, если учитывать такие разъяснения Минфина, не ясно, какой из двух новых классификаторов будет правомерно применять плательщикам налога на прибыль, рассчитывающим на ставку 0% по сельскохозяйственной продукции.

Впрочем, суды рассуждают проще и используют п. 3 ст. 346.2 НК РФ и в целях налога на прибыль. То есть для отнесения продукции к сельскохозяйственной и в данном случае можно пользоваться Постановлением Правительства РФ № 458 (по крайней мере, до 01.01.2017) (см. Постановление АС СЗО от 26.01.2016 по делу № А42-2854/2015[7]).

Упрощенная система налогообложения

Согласно п. 4 ст. 346.20 НК РФ законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению[8].

В абзаце 3 обозначенного пункта поясняется, что перечисленные виды деятельности, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0%, определяются субъектами РФ на основании ОКУН и (или) ОКВЭД.

С 01.01.2017 им надо будет в любом случае руководствоваться ОКВЭД2 – такая поправка внесена в данную норму. Но в отношении бытовых услуг можно будет обращаться к перечню кодов услуг, которые на основании ОКВЭД2 будут относиться к бытовым. Данный перечень поручено разработать Правительству РФ.

К сведению:

Приказом Росстата от 23.05.2016 № 244 утверждены собирательные классификационные группировки «Платные услуги населению» на основе ОКВЭД2 (ОКПД2). Согласно п. 2 названного приказа эти группировки можно использовать для целей формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению. Но, очевидно, они станут основой для упомянутого перечня бытовых услуг, разрабатываемого Правительством РФ.

Единый налог на вмененный доход

Этот же перечень, за который ответственно Правительство РФ, будет необходим «вмененщикам», перешедшим на данный спецрежим в отношении какого‑либо вида бытовых услуг.

В статье 346.27 НК РФ приводится определение бытовых услуг. В настоящее время оно звучит так: бытовые услуги – платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные ОКУН, за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов. То есть спецрежим в виде ЕНВД в отношении конкретного вида бытовых услуг может применяться, если он предусмотрен в ОКУН. Это следует также из пп. 1 п. 2 ст. 346.26 НК РФ.

С 01.01.2017 к бытовым услугам «вмененщики» должны будут тоже относить платные услуги, которые оказываются физическим лицам, но коды которых в соответствии с ОКВЭД2 и ОКПД2 определяются Правительством РФ. Иными словами, речь идет о том же, упомянутом выше, перечне. Причем не будет смысла искать вид деятельности в классификаторах, он строго должен присутствовать в правительственном документе. Поэтому и не понадобилось приводить в новом определении какие‑либо исключения, которые присутствуют в действующем пока определении.

К ОКУН необходимо пока обращаться и тем плательщикам ЕНВД, которые оказывают ветеринарные услуги или услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств. Для применения данного спецрежима эти услуги должны присутствовать в указанном классификаторе, хотя в отношении ветеринарных услуг можно использовать п. 2 Правил оказания платных ветеринарных услуг[9]. Получается, что ветеринарные услуги можно переводить на спецрежим в виде ЕНВД, если они приведены в ОКУН или в указанных правилах.

С 01.01.2017 обозначенный спецрежим в отношении них применяется, если услуга имеется в тех же правилах или в ОКВЭД2 (код 75). А конкретные услуги из числа услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств должны иметь место в ОКВЭД2 (код 45.20). Специальных перечней со стороны Правительства РФ не требуется.

Патентная система налогообложения

Как и в отношении УСНО, на ПСНО законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению (п. 3 ст. 346.50 НК РФ).

Соответствующие виды предпринимательской деятельности на ПСНО также определяются на основании ОКУН и (или) ОКВЭД (абз. 3 указанного пункта).

В данной норме произойдет изменение, аналогичное тому, которое установлено для УСНО. То есть конкретный вид предпринимательской деятельности должен будет присутствовать в ОКВЭД2, а выбирать его надо будет из перечня, который подготовит Правительство РФ.


[1] Утвержден Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454‑ст.

[2] Утвержден Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329‑ст.

[3] Утвержден Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 № 17.

[4] Принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329‑ст.

[5] Утвержден Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163.

[6] Утвержден Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 301.

[7] Определением ВС РФ от 23.05.2016 № 307‑КГ16-4320 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для его пересмотра в порядке кассационного производства.

[8] Власти Республики Крым и г. Севастополя таких законов пока не приняли.

[9] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 № 898.

Начать дискуссию