НК РФ

Правила расчета пени по налогам

Если налоговые платежи перечисляются в бюджет с опозданием (то есть с нарушением установленных сроков), то помимо самих налогов необходимо дополнительно уплатить еще и пени. Расчет пеней является, пожалуй, одной из самых рутинных задач, которую приходится решать бухгалтеру. Впрочем, для ее успешного выполнения ему нужно учесть ряд нюансов.
Правила расчета пени по налогам
Фото Евгения Смирнова, Кублог

Если налоговые платежи перечисляются в бюджет с опозданием (то есть с нарушением установленных сроков), то помимо самих налогов необходимо дополнительно уплатить еще и пени. Расчет пеней является, пожалуй, одной из самых рутинных задач, которую приходится решать бухгалтеру. Впрочем, для ее успешного выполнения ему нужно учесть ряд нюансов.

В начале напомним основные тезисы, касающиеся исполнения обязанности по уплате налога, определенные п. 3 ст. 45 НК РФ:

  • обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком только после предъявления им соответствующего поручения в банк. Данное поручение подтверждает перечисление денежных средств на счет Федерального казначейства;
  • на банковском счете налогоплательщика, предъявляющего поручение, должна быть достаточная сумма денежного остатка на момент совершения платежа.

Что такое пеня по налогам?

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов (включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза) в более поздние по сравнению с установленными налоговым законодательством сроки.

Словом, пеня является средством обеспечения своевременной уплаты налога. Но не только. Кроме того, пени могут быть начислены также в случаях выявления налоговиками занижения суммы налогового платежа или перечисления налоговым агентом налоговых платежей позже установленного срока.

Случаи, когда пени не начисляются

Налоговым кодексом определен ряд случаев, когда пеня по налогам не начисляется. Они поименованы в п. 3 и 8 ст. 75 НК РФ:

  • арест имущества налогоплательщика на основании решения налогового органа;
  • арест денежных средств или иного имущества налогоплательщика, а также приостановление операций по счетам в банках на основании решения суда;

выполнение письменных рекомендаций уполномоченных органов.

Важная деталь: в первых двух случаях освобождение от уплаты пеней работает лишь в период действия указанных в них обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисление пеней на сумму налога, подлежащую уплате (абз. 2 п. 3 ст. 75 НК РФ).

Порядок начисления пени

Начисление пени производится за каждый календарный день текущей просрочки уплаты налогового платежа. К примеру, налог нужно заплатить до 25 июля, но налогоплательщик не смог внести необходимую сумму для погашения налоговой задолженности до указанной даты включительно. Следовательно, с 26 июля начинает начисляться пеня. Начисление пени будет производиться до дня погашения налоговой задолженности в полном ее объеме.

Иными словами, для определения величины пени нужны сумма налоговой задолженности и период просрочки (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Однако при исчислении периода просрочки (за который начисляются пени) необходимо учесть одну особенность: налоговым законодательством точно определен лишь первый день такого периода – день, следующий за установленным днем уплаты налога или сбора. О последнем дне расчетного периода в п. 3 ст. 75 НК РФ не сказано ни слова. Зато в п. 4 названной статьи содержится важная оговорка – пеня определяется за каждый день просрочки.

Предположим, что налогоплательщик уплатил налог с нарушением установленного срока: не 25 июля, а лишь 16 августа 2016 года. Какой день – 15 или 16 августа следует считать последним днем просрочки? Возможны варианты.

Два мнения по поводу одного дня

В недавнем Письме Минфина России от 05.06.2016 № 03‑02‑07/39318 изложена следующая точка зрения: Налоговым кодексом не предусмотрено начисление пеней за день, в котором просрочка исполнения обязанности по уплате налога отсутствует. Финансисты рассуждают так: в момент предъявления в банк платежного поручения просрочка исполнения обязанности по уплате налога в силу п. 3 ст. 45 НК РФ отсутствует. Следовательно, день погашения налоговой задолженности не должен учитываться при расчете пени.

Сказанное означает следующее. К примеру, налог на прибыль по сроку должен быть уплачен 28 июля 2016 года. Однако налогоплательщик платежное поручение направил лишь на следующий день, то есть 29 июля. Формально в описанной ситуации имеется однодневная просрочка. Но! В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ период просрочки начинается с 29 июля, то есть в день, когда в банк подано платежное поручение, а налог (как отмечено в Письме № 03‑02‑07/39318) считается уплаченным. Получается, что в данном случае нет никакой просрочки. Идем дальше.

Обозначенная позиция финансистов отличается от мнения налоговиков относительно последнего дня периода просрочки. Последние при расчете величины пеней, как правило, руководствуются разъяснениями, содержащимися в п. 57 и 61 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, где сказано (практически дословно), что пени начисляются по день фактического погашения недоимки.

Иными словами, налоговики настаивают на включении дня погашения налоговой задолженности в период для расчета пеней, тогда как финансисты считают, что этот день следует исключить из расчета. То есть предметом разногласий представителей двух контролирующих ведомств является день погашения задолженности.

Учитывать (или нет) его при определении размера пени – решать вам, исходя из возможных рисков. Со своей стороны добавим, что финансисты в Письме № 03‑02‑07/39318 высказали (на наш взгляд) более обоснованную точку зрения по анализируемому вопросу, нежели высшие арбитры, которые ограничились, по сути, лишь указанием на необходимость включения спорного дня в период просрочки, при этом никак не аргументируя свою позицию.

Но вернемся к нашему примеру. Учитывая разъяснения Минфина, получается, что пени налогоплательщик должен исчислить за 21 день, то есть с 26 июля по 15 августа.

Итак, для расчета пени нужны сумма налоговой задолженности и две даты – определенный налоговым законодательством срок уплаты налога и дата погашения недоимки.

Формула расчета пени

Формула для расчета пени приведена в п. 4 ст. 75 НК РФ.

Пени

=

Сумма налоговой задолженности

х

1/300 ставки рефинансирования

х

Количество

дней

просрочки

 

Важная деталь: с 2016 года значение ставки рефинансирования приравнено к ключевой ставке (Указание Банка России от 11.12.2015 № 3894‑У).

Для расчета пеней ключевая ставка применяется в том размере, в котором она действовала в период просрочки. Расчет усложняется, если ключевая ставка изменяется в периоде просрочки.

С 14 июня 2016 года величина ключевой ставки составляет 10,5% (Информация Банка России от 10.06.2016).

Обратите внимание

В начале августа на сайте regulation.gov.ru было размещено уведомление о разработке проекта поправок в ст. 75 НК РФ, целью которых является увеличение ставки пени. Но текст самого законопроекта пока не опубликован.

Пример 1.

Величина просроченного налогового платежа за период с 26 июля по 15 августа 2016 года составила 178 000 руб.

Размер пени составит 1 308,3 руб. (178 000 руб. х 1/300 х 0,105 х 21 дн.).

Налоговая задолженность может погашаться частями. Как это скажется на расчете пеней – покажем на примере.

Пример 2.

Воспользуемся данными предыдущего примера. Уплату налога (178 000 руб.) налогоплательщик произвел двумя платежами:

– 1 августа 2016 года – 80 000 руб.;

– 15 августа 2016 года – 98 000 руб.

Недоимка по налогу и соответствующий ей размер пени составит:

Период просрочки

Количество дней

Сумма просрочки, руб.

Пени,

руб.

С 26 по 31 июля

6

178 000

373,8

(178 000 руб. х 1/300 х 0,105 х 6 дн.)

С 1 по 15 августа

15

98 000

514,5

(98 000 руб. х 1/300 х 0,105 х 15 дн.)

Итого пени к уплате

888,3 (373,8 + 514,5)

И последнее. Уплата пени обычно осуществляется одновременно с уплатой основного долга по налогу. Также возможна их уплата после перечисления полной суммы просроченной налоговой задолженности.

Резюмируем сказанное. Пеня – является инструментом, обеспечивающим своевременную уплату налогов и сборов, поскольку ее начисление прекращается при погашении просроченного налогового платежа. Размер пени исчисляется в процентном соотношении к неуплаченной сумме по одному виду платежа. Процентное отношение приравнивается к 1/300 установленной ставки рефинансирования (которая с 2016 года приравнена к ключевой ставке).

Но есть одна сложность: период просрочки законодательно не определен. Финансисты считают (Письмо № 03‑02‑07/39318), что день погашения налоговой задолженности не должен учитываться при расчете пени. То есть, если платежное поручение на перечисление налога на прибыль направлено в банк 29 июля вместо установленного Налоговым кодексом 28 июля, оснований для расчета пени не возникает. Ведь пени рассчитываются со дня, следующего после установленного срока уплаты, а день погашения налоговой задолженности, по мнению Минфина, должен исключаться из расчета пени.

Тогда как налоговики, руководствуясь разъяснениями Пленума ВАС (п. 57, 61 Постановления № 57), напротив, полагают, что пени начисляются по день фактического погашения недоимки. Выгода первой из двух изложенных позиций очевидна, как, впрочем, и ее риск. Поэтому с учетом данного обстоятельства налогоплательщику следует самостоятельно решить, какому из обозначенных вариантов расчета пени отдать предпочтение.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию