Налоги, взносы, пошлины

«Платоновская» плата и налоговые обязательства

Как указали законодатели, в связи с введением платы в счет возмещения вреда, причиняемого большегрузными автомобилями дорогам общего пользования федерального значения, финансовая нагрузка на владельцев таких ТС существенно возросла. Ведь указанные лица должны уплачивать в консолидированный бюджет РФ два обязательных платежа на финансирование автомобильных дорог общего пользования: плату в счет возмещения вреда и транспортный налог.
«Платоновская» плата  и налоговые обязательства
Фото Бориса Мальцева. Клерк.Ру

Как указали законодатели, в связи с введением платы в счет возмещения вреда, причиняемого большегрузными автомобилями дорогам общего пользования федерального значения, финансовая нагрузка на владельцев таких ТС существенно возросла. Ведь указанные лица должны уплачивать в консолидированный бюджет РФ два обязательных платежа на финансирование автомобильных дорог общего пользования: плату в счет возмещения вреда и транспортный налог. Данную «несправедливость» решили исправить (правда, ненадолго). Выясним, каким образом.

Ответ содержится в Федеральном законе от 03.07.2016 № 249‑ФЗ, которым внесены изменения в ч. II НК РФ. Данный закон вступил в силу с 03.07.2016, но действие измененных им статей НК РФ определено в особом порядке. Начнем с того, в каком порядке теперь должны исчислять транспортный налог организации – владельцы большегрузных транспортных средств.

Налоговый вычет по транспортному налогу у организации

Если транспортная компания, на которую зарегистрировано ТС, имеющее разрешенную максимальную массу свыше 12 т и включенное в реестр транспортных средств системы взимания платы (так называемой системы «Платон»), вносит плату в счет возмещения вреда, причиненного федеральным дорогам указанным ТС, она имеет возможность уменьшить свои обязательства по транспортному налогу. Соответствующие положения об этом включены в п. 2 ст. 362 НК РФ (новые дополнительные абз. 12 – 14).

Основная норма звучит так.

Сумма налога, исчисленная по итогам налогового периода налогоплательщиками-организациями в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, уменьшается на сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде.

Таким образом, снижение финансовой нагрузки на организации – владельцев большегрузных ТС реализуется путем применения налогового вычета.

Необходимо учитывать, что на сумму платы, перечисленной в течение налогового периода (то есть календарного года) по конкретному большегрузному транспортному средству, уменьшается величина транспортного налога, исчисленного по итогам указанного периода именно по этому автомобилю.

Возможна ситуация, когда сумма уплаченной платы превышает величину исчисленного по итогам года транспортного налога. При применении налогового вычета это, по сути, означает, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, принимает отрицательное значение. Так вот в таком случае сумму транспортного налога следует считать равной нулю (абз. 13 п. 2 ст. 362 НК РФ).

Также следует обратить внимание на новый абзац (абз. 2) в п. 2 ст. 363 НК РФ.

Налогоплательщики-организации в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, исчисленные авансовые платежи по налогу не уплачивают.

Напомним, по общему правилу в течение налогового периода налогоплательщики-организации должны уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу, если только законами субъектов РФ не предусмотрено иное. С учетом нововведения авансовые платежи в любом случае (вне зависимости от того, что определено законом субъекта РФ) не нужно уплачивать по большегрузным автомобилям, включенным в реестр ТС системы взимания платы (а вот их исчисление производить нужно, почему, станет понятно далее). По другим налогооблагаемым ТС авансовые платежи исчисляются и перечисляются, за исключением ситуации, когда иное установлено законом субъекта РФ.

Льгота по транспортному налогу для физических лиц

Физические лица (в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей) на основании новой ст. 361.1 НК РФ освобождаются от обложения транспортным налогом в отношении большегрузного автомобиля, если размер «платоновской» платы, перечисленной в течение налогового периода, превышает или равен сумме исчисленного налога за этот период. Если же размер исчисленного транспортного налога превышает сумму платы, налоговая льгота предоставляется в размере суммы платы. Соответственно, разница уплачивается в бюджет.

Для того чтобы воспользоваться озвученной налоговой льготой, физическому лицу нужно представить в налоговый орган:

  • заявление о предоставлении льготы;
  • документы, подтверждающие право на ее получение.

Следует учитывать, что использование льготы в отношении большегрузного ТС – это право (не обязанность) физического лица – плательщика транспортного налога. Поэтому, если о сделанном выборе заявлено не будет (путем представления в налоговый орган соответствующих документов), освобождение применено не будет. Напомним, исчисление суммы транспортного налога, подлежащей перечислению в бюджет налогоплательщиками – физическими лицами, производит налоговый орган на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию ТС (п. 1 ст. 362 НК РФ).

Учет платы при исчислении налога на прибыль организаций

Сумма «платоновской» платы, использованной в качестве налогового вычета по транспортному налогу, при исчислении налога на прибыль транспортной компанией не учитывается. На этот счет в ст. 270 НК РФ теперь есть специальная норма – п. 48.21. По итогам отчетных периодов сумма платы, не учитываемая при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определяется исходя из суммы авансовых платежей, исчисленной в соответствии с гл. 28 НК РФ в отношении большегрузных ТС.

А вот разница (если сумма перечисленной платы превышает величину транспортного налога) включается в состав налоговых расходов на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (другие расходы, связанные с производством и реализацией). (Подпункт 1 не работает, поскольку, как указали финансисты в Письме от 29.12.2015 № 03‑05‑06‑04/77196, плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения большегрузными транспортными средствами, не относится к налогам и сборам, регулируемым Налоговым кодексом.) В качестве подтверждающих документов в отношении расходов в виде «платоновской» платы служат (письма Минфина РФ от 11.01.2016 № 03-03-РЗ/64, от 28.12.2015 № 03‑03‑06/1/76740):

  • отчет оператора, в котором указан маршрут транспортного средства с привязкой ко времени (дате) начала и окончания движения ТС;
  • первичные учетные документы, составленные самим налогоплательщиком, обосновывающие использование названного транспортного средства на соответствующем маршруте.

Плата как расход у «упрощенца»

Если транспортная компания (ИП) применяет ­УСНО с выбранными в качестве объекта налогообложения доходами, уменьшенными на величину расходов, у нее есть возможность поступить согласно порядку, аналогичному тому, что установлен для плательщиков налога на прибыль. Если говорить точнее: в состав налоговых расходов «упрощенцы» могут включить сумму превышения уплаченной в течение налогового периода платы в счет возмещения вреда над суммой исчисленного за налоговый период транспортного налога (новый пп. 37 в п. 1 ст. 346.16 НК РФ). При исчислении авансовых платежей по налогу, уплачиваемому в связи с применением ­УСНО, в расходах учитывается фактически уплаченная сумма «платоновской» платы за отчетный период, уменьшенная на сумму исчисленных авансовых платежей по транспортному налогу.

То же самое касается плательщиков ЕСХН – об этом новый пп. 45 в п. 2 ст. 346.5 НК РФ.

К сведению

Ранее «упрощенцы» были лишены возможности включения в состав налоговых расходов «платоновской» платы (письма Минфина РФ от 18.01.2016 № 03­11­06/2/1319, от 06.10.2015 № 03‑11‑11/57133).

Период действия нововведений

Возможность применения налоговых вычетов по транспортному налогу организациями распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2016, и действует до 31.12.2018 включительно. В течение этого же периода, соответственно, налоговые расходы (при применении обычной или упрощенной системы налогообложения) формируются с учетом зачтенной в уменьшение транспортного налога суммы «платоновской» платы (она в составе расходов не учитывается). С 01.01.2019 налоговые вычеты применять будет уже нельзя, а вот возможность включения в состав налоговых расходов суммы платы в счет возмещения вреда сохранится.

Физические лица налоговую льготу (освобождение от налогообложения) по транспортному налогу могут использовать в отношении правоотношений, возникших начиная с 01.01.2015. Льгота перестанет действовать с 01.01.2019.

При этом следует особо подчеркнуть, что налоговый вычет (льгота) по транспортному налогу предоставляется налогоплательщикам транспортного налога в связи с уплатой ими в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 т, платы в счет возмещения вреда. Поэтому, если, допустим, в отношении большегрузных транспортных средств, зарегистрированных на лизингодателя, «платоновская» плата уплачивается лизингополучателем, то лизингодатель не вправе уменьшить транспортный налог на уплаченную лизингополучателем сумму платы в счет возмещения вреда (Письмо Минфина РФ от 18.07.2016 № 03‑05‑04‑04/41940).

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

1