Технологический процесс в сегменте электронизации наконец-то дошел до кассовых аппаратов. Как оптимизировать и автоматизировать рабочие процессы с помощью инноваций не на шутку задумались надзорные и фискальные органы. Одним из таких нововведений стало внедрение в торговлю современных кассовых аппаратов с функцией записи и хранения фискальных данных, а также передачи их в электронном видев налоговые органы или, проще говоря, онлайн-касс.
История вопроса
Три года назад Минфин России инициировал проект по переходу организаций и индивидуальных предпринимателей на передачу кассовых чеков в электронном виде в налоговые органы. Предполагалось, что это обеспечит прозрачность расчетов, бизнесу позволит снизить издержки в части использования ККТ и защитит права потребителей. Законопроект вызвал бурное обсуждение в профессиональном сообществе, что заставило авторов документа серьезно его перерабатывать. В течение двух лет они вносили в него изменения, пока, наконец, документ не дошел до Госдумы.
Параллельно с работой над законопроектом было решено провести эксперимент по использованию предлагаемых онлайн-касс, который позволил бы определить технические возможности эксплуатации кассовых аппаратов, а также оценить финансовую эффективность и сервисную составляющую.
Около 1000 компаний в Москве, Подмосковье, Калужской области и Татарстане с августа 2014 года по февраль 2015 года начали работать по новой технологии. По информации ФНС, к системе электронной передачи данных было подключено 3239 единиц контрольно-кассовой техники. Данные о 18,37 млн чеков получили в итоге налоговые органы и свыше 13,97 млрд руб. составил оборот средств, прошедших через онлайн-кассы.
Эксперимент признали успешным, эффективность от использования новой техники – высокой, и решение о повсеместном внедрении было принято. При этом эксперимент продлили до конца текущего года, а законопроект в январе 2016-го представили на обсуждение Госдумы. Пройдя за полгода все инстанции, Федеральный закон № 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" 3 июля был подписан.
Основные изменения
- Вся информация о расчетах с покупателями в электронном виде будет передаваться онлайн в адрес налоговых органов через оператора фискальных данных.
- Предусмотрена электронная регистрация ККТ. Не придется теперь посещать налоговую инспекцию и нести туда кассовый аппарат.
- Изменится сам кассовый аппарат, вместо ЭКЛЗ будет применяться фискальный накопитель.
- Чек по желанию покупателя может быть отправлен ему на электронную почту, что позволит легко его там найти в случае необходимости.
- Предусмотрен поэтапный переход на применение новой контрольно-кассовой техники. Кассовые аппараты старого образца будут регистрироваться до 1 февраля 2017 г., их можно будет использовать до 1 июля 2017 г. После этой даты онлайн-кассы станут обязательными для всех, кто уже использует ККТ. С 1 июля 2018 г. - для тех, кто в настоящее время не обязан их применять.
- Ужесточена и административная ответственность, так, штраф за расчеты без онлайн-кассы - не менее 30 000 руб., за повторное нарушение - остановка деятельности магазина до 90 суток.
«Подводные камни»
Чего же стоит опасаться по мнению представителей бизнес-сообщества и общественных организаций? В первую очередь, специалисты в один голос утверждают, что непосильная нагрузка взваливается на плечи малого бизнеса. «Идея благородна: борьба с «теневым бизнесом», простота взаимодействия с налоговой службой и увеличение собираемых налогов. Это в теории. А на практике онлайн-кассы станут дополнительным бременем для малого и среднего бизнеса: предпринимателям придется потратиться на модернизацию кассового аппарата или даже покупку нового, оплатить обслуживание и подключение кассы к сети», - считает Андрей Тушов, исполнительный директор «Конструктор документов FreshDoc.ru». С ним согласна президент МОО поддержки и защиты малого и среднего бизнеса "Деловые люди" Ольга Косец: «Просто так взять и выложить за новый агрегат порядка 50 тысяч для некоторых малых предпринимателей - дело серьезное. Пусть и обещают возместить до 20 тысяч. Тем более что сразу возникает вопрос - а куда девать еще не развалившиеся старые кассы?».
Другой проблемой эксперты считают наличие доступа к Интернету. Плохой сигнал в конкретной торговой точке не освобождает от применения новой кассы. Но, если не брать во внимание крупные города, то о стабильной работе сети на половине территории России можно только мечтать. «Если вдруг произойдет сбой при подаче данных, и они не попадут в налоговую, то при проведении проверки вина за неподачу падает на кого? – задается вопросом Ольга Косец. - Явно не на провайдера Интернета. В результате скорее всего под горячую руку налогового инспектора попадет все тот же предприниматель». Правда, здесь надо отметить, если в момент передачи чеков доступ в Интернет отсутствует, то фискальный накопитель сохранит данные в своей памяти и при появлении связи отправит их в налоговую инспекцию.
В-третьих, остро встает вопрос о нечестной конкуренции. Свою точку зрения по этому поводу выразил Алексей Прыгин, заместитель генерального директора компании «МаксиПост»: «Перевести все на электронную взаимосвязь с налоговыми органами и сделать контроль за кассовыми операциями проще и прозрачнее, так чтобы мимо кассы платеж проводить было сложнее, – отличная идея. Она вполне благоприятно повлияет на рынок – но только в том случае, если исполнение нового закона будет жестко контролироваться. Иначе может получится так, что законопослушные компании взвалят на свои плечи дополнительную финансовую нагрузку, связанную с заменой кассовых аппаратов. А те, кто работает в «серую» и не выполняет всех налоговых требований, так и не будут этого делать и продолжать работать по нерыночным правилам. А значит – демпинговать и поддерживать нечестную конкуренцию».
Также, отмечает генеральный директор «Аванпост», руководитель проекта ModulPOS Максим Митусов, переход на онлайн-кассы может сказаться на качестве обслуживания, ведь для ввода на кассе электронного адреса покупателя потребуется время, что конечно, приведет к очередям в пиковые часы работы магазина. Сложности возникнут и в работе интернет-магазинов и онлайн-сервисов. «Теперь они обязаны приобретать кассы и предоставлять пользователям электронные чеки. И не забывайте про курьерскую доставку», - напоминает Андрей Тушов.
Что делать?
Возникает закономерный вопрос, что делать, как осуществить безболезненный переход на новые правила работы. «Начните готовиться заранее. Приготовьтесь потратить время и деньги. Опыт с ЕГАИС (система по контролю за продажами алкогольной продукции, которая была запущена в июле 2016 года) показывает, что поблажек не будет. Государство не откажется в последний момент от своих планов по запуску системы онлайн-фискализации. Поэтому стоит подумать о покупке нового оборудования, заключении договоров и прочего уже сейчас, чтобы к моменту вступления в силу новых требований закона быть полностью готовыми», - советует Максим Митусов.
В том, что не стоит ждать в этой ситуации следующего лета, согласен и исполнительный директор компании «Э-КОМ» Сергей Чекунов: «Наряду с вопросом модернизации не надо забывать еще один важный момент, требующий времени. Дело в том, что в цепочке магазин – налоговая инспекция появляется третье звено – оператор фискальных данных. От его надежной работы зависит своевременная и бесперебойная отправка электронных чеков в ФНС. Поэтому выбору провайдера стоит уделить особое внимание. Понятно, что опыт компании и стоимость ее услуг играет большую роль, но не менее важно, прежде чем, заключать договор, оценить уровень технологического оснащения. В идеале техническая поддержка должна работать 24 часа в сутки и 365 дней в году. Если принять данное условие за 100%, то чем ближе реальный процент к этой цифре, тем надежнее провайдер».
***
Итак, надо принять как данность, что переход на онлайн-кассы неизбежен. Поэтому, чем раньше начать действовать, тем этот переход будет легче.
Начать дискуссию