Онлайн-кассы

Новая жизнь контрольно-кассовой техники

Технологический процесс в сегменте электронизации наконец-то дошел до кассовых аппаратов. Как оптимизировать и автоматизировать рабочие процессы с помощью инноваций не на шутку задумались надзорные и фискальные органы. Одним из таких нововведений стало внедрение в торговлю современных кассовых аппаратов с функцией записи и хранения фискальных данных, а также передачи их в электронном видев налоговые органы или, проще говоря, онлайн-касс.
Новая жизнь контрольно-кассовой техники

Технологический процесс в сегменте электронизации наконец-то дошел до кассовых аппаратов. Как оптимизировать и автоматизировать рабочие процессы с помощью инноваций не на шутку задумались надзорные и фискальные органы. Одним из таких нововведений стало внедрение в торговлю современных кассовых аппаратов с функцией записи и хранения фискальных данных, а также передачи их в электронном видев налоговые органы или, проще говоря, онлайн-касс. 

История вопроса

Три года назад Минфин России инициировал проект по переходу организаций и индивидуальных предпринимателей на передачу кассовых чеков в электронном виде в налоговые органы. Предполагалось, что это обеспечит прозрачность расчетов, бизнесу позволит снизить издержки в части использования ККТ и защитит права потребителей. Законопроект вызвал бурное обсуждение в профессиональном сообществе, что заставило авторов документа серьезно его перерабатывать. В течение двух лет они вносили в него изменения, пока, наконец, документ не дошел до Госдумы.

Параллельно с работой над законопроектом было решено провести эксперимент по использованию предлагаемых онлайн-касс, который позволил бы определить технические возможности эксплуатации кассовых аппаратов, а также оценить финансовую эффективность и сервисную составляющую.

Около 1000 компаний в Москве, Подмосковье, Калужской области и Татарстане с августа 2014 года по февраль 2015 года начали работать по новой технологии. По информации ФНС, к системе электронной передачи данных было подключено 3239 единиц контрольно-кассовой техники. Данные о 18,37 млн чеков получили в итоге налоговые органы и свыше 13,97 млрд руб. составил оборот средств, прошедших через онлайн-кассы.

Эксперимент признали успешным, эффективность от использования новой техники – высокой, и решение о повсеместном внедрении было принято. При этом эксперимент продлили до конца текущего года, а законопроект в январе 2016-го представили на обсуждение Госдумы. Пройдя за полгода все инстанции, Федеральный закон № 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" 3 июля был подписан.

Основные изменения

  1. Вся информация о расчетах с покупателями в электронном виде будет передаваться онлайн в адрес налоговых органов через оператора фискальных данных.
  2. Предусмотрена электронная регистрация ККТ. Не придется теперь посещать налоговую инспекцию и нести туда кассовый аппарат.
  3. Изменится сам кассовый аппарат, вместо ЭКЛЗ будет применяться фискальный накопитель.
  4. Чек по желанию покупателя может быть отправлен ему на электронную почту, что позволит легко его там найти в случае необходимости.
  5. Предусмотрен поэтапный переход на применение новой контрольно-кассовой техники. Кассовые аппараты старого образца будут регистрироваться до 1 февраля 2017 г., их можно будет использовать до 1 июля 2017 г. После этой даты онлайн-кассы станут обязательными для всех, кто уже использует ККТ.  С 1 июля 2018 г. - для тех, кто в настоящее время не обязан их применять.
  6. Ужесточена и административная ответственность, так, штраф за расчеты без онлайн-кассы - не менее 30 000 руб., за повторное нарушение - остановка деятельности магазина до 90 суток.

«Подводные камни»

Чего же стоит опасаться по мнению представителей бизнес-сообщества и общественных организаций? В первую очередь, специалисты в один голос утверждают, что непосильная нагрузка взваливается на плечи малого бизнеса. «Идея благородна: борьба с «теневым бизнесом», простота взаимодействия с налоговой службой и увеличение собираемых налогов. Это в теории. А на практике онлайн-кассы станут дополнительным бременем для малого и среднего бизнеса: предпринимателям придется потратиться на модернизацию кассового аппарата или даже покупку нового, оплатить обслуживание и подключение кассы к сети», - считает Андрей Тушов, исполнительный директор «Конструктор документов FreshDoc.ru». С ним согласна президент МОО поддержки и защиты малого и среднего бизнеса "Деловые люди" Ольга Косец: «Просто так взять и выложить за новый агрегат порядка 50 тысяч для некоторых малых предпринимателей - дело серьезное. Пусть и обещают возместить до 20 тысяч. Тем более что сразу возникает вопрос - а куда девать еще не развалившиеся старые кассы?».

Другой проблемой эксперты считают наличие доступа к Интернету. Плохой сигнал в конкретной торговой точке не освобождает от применения новой кассы. Но, если не брать во внимание крупные города, то о стабильной работе сети на половине территории России можно только мечтать. «Если вдруг произойдет сбой при подаче данных, и они не попадут в налоговую, то при проведении проверки вина за неподачу падает на кого? – задается вопросом Ольга Косец. - Явно не на провайдера Интернета. В результате скорее всего под горячую руку налогового инспектора попадет все тот же предприниматель». Правда, здесь надо отметить, если в момент передачи чеков доступ в Интернет отсутствует, то фискальный накопитель сохранит данные в своей памяти и при появлении связи отправит их в налоговую инспекцию.

В-третьих, остро встает вопрос о нечестной конкуренции. Свою точку зрения по этому поводу выразил Алексей Прыгин, заместитель генерального директора компании «МаксиПост»: «Перевести все на электронную взаимосвязь с налоговыми органами и сделать контроль за кассовыми операциями проще и прозрачнее, так чтобы мимо кассы платеж проводить было сложнее, – отличная идея. Она вполне благоприятно повлияет на рынок – но только в том случае, если исполнение нового закона будет жестко контролироваться. Иначе может получится так, что законопослушные компании взвалят на свои плечи дополнительную финансовую нагрузку, связанную с заменой кассовых аппаратов. А те, кто работает в «серую» и не выполняет всех налоговых требований, так и не будут этого делать и продолжать работать по нерыночным правилам. А значит – демпинговать и поддерживать нечестную конкуренцию».

Также, отмечает генеральный директор «Аванпост», руководитель проекта ModulPOS Максим Митусов, переход на онлайн-кассы может сказаться на качестве обслуживания, ведь для ввода на кассе электронного адреса покупателя потребуется время, что конечно, приведет к очередям в пиковые часы работы магазина. Сложности возникнут и в работе интернет-магазинов и онлайн-сервисов. «Теперь они обязаны приобретать кассы и предоставлять пользователям электронные чеки. И не забывайте про курьерскую доставку», - напоминает Андрей Тушов.

Что делать?

Возникает закономерный вопрос, что делать, как осуществить безболезненный переход на новые правила работы. «Начните готовиться заранее. Приготовьтесь потратить время и деньги. Опыт с ЕГАИС (система по контролю за продажами алкогольной продукции, которая была запущена в июле 2016 года) показывает, что поблажек не будет. Государство не откажется в последний момент от своих планов по запуску системы онлайн-фискализации. Поэтому стоит подумать о покупке нового оборудования, заключении договоров и прочего уже сейчас, чтобы к моменту вступления в силу новых требований закона быть полностью готовыми», - советует Максим Митусов.

В том, что не стоит ждать в этой ситуации следующего лета, согласен и исполнительный директор компании «Э-КОМ» Сергей Чекунов: «Наряду с вопросом модернизации не надо забывать еще один важный момент, требующий времени. Дело в том, что в цепочке магазин – налоговая инспекция появляется третье звено – оператор фискальных данных. От его надежной работы зависит своевременная и бесперебойная отправка электронных чеков в ФНС. Поэтому выбору провайдера стоит уделить особое внимание. Понятно, что опыт компании и стоимость ее услуг играет большую роль, но не менее важно, прежде чем, заключать договор, оценить уровень технологического оснащения. В идеале техническая поддержка должна работать 24 часа в сутки и 365 дней в году. Если принять данное условие за 100%, то чем ближе реальный процент к этой цифре, тем надежнее провайдер».

***

Итак, надо принять как данность, что переход на онлайн-кассы неизбежен. Поэтому, чем раньше начать действовать, тем этот переход будет легче.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию