Известный российский предприниматель Сергей Васильев продолжает серию публикаций о том, как существовал российский бизнес в начале 2000 годов.
БИЗНЕС В НУЛЕВЫЕ.
У каждого из нас были свои «нулевые». Пытаясь вспомнить их и осознать, я вдруг понял, что это очень не просто, выделить там, что то главное и основное. Как так случилось, что из убытков и развалин дефолта 98-го, мы вдруг начали быстро расти? Откуда брались те деньги и сделки? Куда мы стремились, что искали и где теряли?
— Сергей Васильев
- Бизнес в «нулевые». Мособласть (Весна 1999-го)
- Бизнес в «нулевые»: Схема Счета «С» (1999-2001)
- Бизнес в «нулевые»: АЛРОСА. Долги. (Октябрь 1999-го)
- Бизнес в «нулевые»: Организаторы, Андеррайтеры и пр. (Март 2000-го)
- Бизнес в «нулевые»: Рублевка. Нулевые
- Бизнес в «нулевые». CYBIKO (Январь 2000-го)
- Бизнес в «нулевые». CYBIKO (Продолжение)
- Бизнес в «нулевые». Наша денежная система
- Бизнес в «нулевые». Банковский строяк
- Бизнес в «нулевые». Косыгинская реформа
Я пошел к Лене Рожецкину, бывшему партнеру Бориса Йордана в Ренессанс-Капитале, он тогда только что организовал свою собственную компанию «ЛВ Финанс». Леня – лучший инвестбанкир, которого я знал и видел. В середине 90-ых именно он организовал первое российское IPO в Нью-Йорке, выводя на американскую биржу акции Вымпелкома. Именно он продал Джоржу Соросу блокпакет в «Связьинвесте», именно он привел British Petroleum в Россию, продав им пакет в Сиданко. В общем, человека лучше и профессиональнее Лени Рожецкина в инвестиционном бизнесе я не знал. Он еще во времена СССР уехал с родителями в США, там закончил Колумбийский университет по специализации математика, и курсы в Гарварде по юриспруденции. Он понимал и чувствовал Америку даже лучше, чем Россию. В общем, Леня лучше мог бы оценить, есть в этой идее с Cybiko что-то стоящее, или это пустая затея.
Он позвал нас с Давидом к себе в новую шикарную квартиру рядом с Тверской, Леня любил комфорт и красивые дорогие вещи. Давид Ян еще раз изложил свою концепцию проекта и план, как покорить Америку. Леня задал ему несколько вопросов, уточнил некоторые детали по технологии, маркетинговому плану и отведя меня сторонку, рядом с кухней, тихо на ухо сказал:
- Этот парень может нам заработать миллиард! А может ничего и не получится. Но рискнуть стоит!
И тут же, в квартире Леонида Рожецкина, мы подтвердили Давиду Яну, что готовы дать ему 1 миллион $, по 500 тыс., от «Русских Фондов» и «ЛВ Финанс» на запуск Cybiko в США.
С этого момента и начался взлет Cybiko в Америке. Невероятно, но Давид Ян реально смог реализовать ту модель, о которой говорил. Мозги, начинка этой новой игрушки придумывались в Москве, тут разместилась их огромная контора, которая начала придумывать, рисовать, тестировать и запускать новые мини-игры для Cybiko. А в Тайване запустили в полноценную серию производства самих устройств. Cybiko уже в феврале была представлена на главной нью-йоркской выставке игрушек, ToyFair Show 2000. Она вызвала там всеобщий фурор и была признана «новинкой номер 1». Все крупные издания по телекому, интернету назвали Cybiko самым «горячим» продуктом будущего Рождества. Но до Рождества было еще далеко, нужно было договориться с многочисленными американскими торговыми сетями, интернет-магазинами и начать продажи. Давид с Алексеем перебрались в Чикаго и оттуда начали рулить процессом запуска продаж в Америке. В апреле Cybiko появился в первых американских магазинах, а к сентябрю их было продано почти 250 тыс. штук! Это был настоящий фурор!
Но тут стали проявляться первые признаки проблем. Тайваньцы требовали постоянной предоплаты за производство устройств, а торговые сети, наоборот, просили отсрочку своих платежей и стал появляться кассовый разрыв. Кроме того, весной рухнул NASDAQ, и заоблачные капитализации интернет-компаний ушли в прошлое. Напрямую самого Cybiko это не касалось. В этом проекте не было «чистого интернета», там была бизнес-модель скорее продажи игрушек, а не «интернет-порталов», но все равно, поиск инвестиций сразу осложнился. А проект требовал денег. Маркетинговые холдинги, кто продвигал рекламу Cybiko на американский рынок, все время говорили, что нужно увеличивать и увеличивать рекламный бюджет в предверии предстоящего Christmas. Давид с Алексеем не опускали руки и накручивали круги по Америке в поисках денег.
В результате, в сентябре 2000-го они свершили историческую сделку: американский гигант, компания America Online (AOL) приобрела 20% компании Cybiko почти за 30 миллионов долларов! Деньги в компании появились, но наш с Леней Рожецкиным пакет акций, который мы изначально получили, естественно, размылся. Но теперь в партнерах появился AOL, и это убеждало, что сама компания и Давид Ян на правильном пути. Не может же ошибаться такой гигант, как AOL! Но дальше пошло хуже… Christmas, на который и были поставлены все карты, не оправдал надежд. В тот год лидерами продаж среди игрушек оказался самокат "скутер" и игровая приставка Sony PlayStation, а не наш Cybiko. Продавцы многочисленных американских магазинов так и не поняли как «продавать» Cybiko. Как игрушку или как умный миникомпьютер? А тут нужны совсем разные принципы и подходы к продажам.
Кроме того, не получалось набрать критическую массу покупателей. Ведь если эту игрушку приобрел только один ребенок, и у него нет друга, с кем общаться с помощью Cybiko, то он и не понимал всей фишки «игры». Критическая масса пользователей не набиралась, и продажи не росли. Зато росли долги перед Тайванем и рекламными конторами. Давид продолжал накручивать круги по Америке и России в поисках новых раундов инвестиций, чтобы решить эти проблемы. В запуске была уже новая очередная, более продвинутая версия, было выпущено много новых игр для Cybiko.
- Нужно еще потерпеть! - говорил он инвесторам.
К концу года на рынке США удалось продать уже 500 тыс. экземпляров и все еще казалось, что компания вот-вот заполнит рынок и начнется цепная реакция продаж. Давид и Алексей пришли снова просить денег у нас с Рожецкиным, но мы были заняты другими проектами, которые тоже требовали денег. "Ищите где-то еще", - отвечали мы. И в январе 2001-го Давид сумел снова привлечь очередной транш в 16 миллионов долларов, в этот раз от инвестиционного фонда Sun Capital Partners. Они давно работали в России и поверили в Cybiko. Но Sun Capital, ссылаясь на сложную ситуацию, сильно занизили расчетную капитализацию и потребовали уже контроль за свои свежие 16 миллионов. Наш пакет, в результате, еще больше размылся. В тот момент стало понятно, что ситуация будет только ухудшаться и спасет только чудо.
P.S.
Но чуда не случилось. 16 миллионов долларов не помогли. Долги компании только росли, а продажи падали. Компания была вынуждена остановить производство устройств в Тайване, переключиться только на производство мини-игр, а потом закрыть и это направление, и вовсе уйти с рынка. Русская мечта покорить Америку… не состоялась.
Перед вами запись в фейсбуке Сергея Васильева, председателя совета директоров Инвестиционной группы "Русские Фонды". Редакция с разрешения автора публикует эту запись на Клерк.ру.
Комментарии
1