Налог на прибыль

Уплата участником СЭЗ авансовых платежей по налогу на прибыль

Организация является участником Свободной экономической зоны (СЭЗ) с 18.05.2016. В связи с этим с 01.06.2016 она применяет ставку по налогу на прибыль, равную 2%. ИФНС Республики Крым, опираясь на ст. 286 НК РФ, настаивает на уплате авансовых платежей в III квартале 2016 года суммы исчисленного налога на прибыль, полученного за полугодие, за вычетом исчисленного налога на прибыль за I квартал.
Уплата участником СЭЗ авансовых платежей по налогу на прибыль
Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру

Организация является участником Свободной экономической зоны (СЭЗ) с 18.05.2016. В связи с этим с 01.06.2016 она применяет ставку по налогу на прибыль, равную 2%.

ИФНС Республики Крым, опираясь на ст. 286 НК РФ, настаивает на уплате авансовых платежей в III квартале 2016 года суммы исчисленного налога на прибыль, полученного за полугодие, за вычетом исчисленного налога на прибыль за I квартал.

При этом у организации возникает большая сумма переплаты, которую можно будет вернуть только по итогам III квартала, написав письмо в ИФНС.

Просим пояснить порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль при условии изменения ставки в течение года с 20 до 2%.

Исходя из Федерального закона от 29.11.2014 № 377‑ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях названных регионов установлен особый правовой режим, который регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением функционирования СЭЗ. Данный правовой режим включает в себя особый режим налогообложения в соответствии с законодательством о налогах и сборах (п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 377‑ФЗ). В связи с этим для участников СЭЗ Федеральным законом от 29.11.2014 № 379‑ФЗ установлены, в частности, пониженные ставки по налогу на прибыль в специальном п. 1.7 ст. 284 НК РФ.

Так, по налогу, подлежащему зачислению вфедеральный бюджет, установлена налоговая ставка в размере 0%, а по налогу, подлежащему зачислению в бюджет Республики Крым или г. Севастополя, она не может превышать 13,5%. Согласно Закону Республики Крым от 29.12.2014 № 61‑ЗРК/2014 ставка по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджет данного региона, установлена в размере 2%.

Обратите внимание:

Указанная пониженная ставка применяется налогоплательщиком с момента внесения в единый реестр участников СЭЗ (ст. 2 Закона Республики Крым № 61‑ЗРК/2014). По нашему мнению, это означает, что налогоплательщик, задавший вопрос, пользуется такой ставкой с 18.05.2016, поскольку, как он дал понять, именно с названной даты он внесен в единый реестр участников СЭЗ.

Это означает также, что уже за II квартал 2016 года в отношении периода с 18.05.2016 по 30.06.2016 ему необходимо уплачивать налог на прибыль в бюджет Республики Крым по ставке 2% и представлять декларацию по налогу на прибыль с учетом поименованного факта[1].

В отличие от ставки по налогу на прибыль в региональный бюджет, нулевая ставка, установленная для федерального бюджета, применяется начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была впервые получена прибыль от реализации товаров (работ, услуг), произведенных в рамках договора об осуществлении деятельности в СЭЗ.

То есть теоретически может возникнуть ситуация, когда федеральная пониженная (нулевая) ставка начнет применяться позже региональной – при отсутствии прибыли в первом налоговом периоде.

Очень важно, что, как подчеркивается в п. 1.7 ст. 284 НК РФ, пониженные ставки по налогу на прибыль применяются только к деятельности, которая ведется в соответствии с договором об осуществлении деятельности в СЭЗ. Иными словами, налогоплательщик вправе помимо такой деятельности осуществлять и иную, в отношении которой будут применяться обычные ставки по налогу на прибыль, установленные п. 1 ст. 284 НК РФ (2% в федеральный бюджет и 18% – в региональный).

Сказанное подтверждается требованием ведения налогоплательщиком раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в СЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности.

Соответственно, авансовые платежи от этой иной деятельности уплачиваются в общем порядке. Статья 286 НК РФ не содержит положений для освобождения от уплаты авансовых платежей в том случае, если налогоплательщик не предполагает иметь доходов, облагаемых налогом на прибыль (имеется в виду обычная ставка). Нет также исключений для тех участников СЭЗ, которые не осуществляют иную деятельность, кроме деятельности, преду­смотренной договором об участии в СЭЗ.

Следовательно, необходимо рассчитать авансовые платежи на III квартал 2016 года, руководствуясь абз. 4 п. 2 ст. 286 НК РФ. Согласно обозначенному абзацу сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в III квартале текущего налогового периода, принимается равной 1/3 разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, исчисленной по итогам I квартала.

Пример.

По итогам I квартала 2016 года организация получила прибыль в размере 80 000 000 руб. Сумма ежемесячного авансового платежа к уплате во II квартале: в федеральный бюджет – 1 600 000 руб. (80 000 000 руб. х 2%), в региональный – 14 400 000 руб. (80 000 000 руб. х 18%).

С 01.06.2016 организация стала участником СЭЗ в отношении всей своей деятельности. Прибыль за период с 01.04.2016 по 31.05.2016 составила 60 000 000 руб., за период с 01.06.2016 по 30.06.2016 – 30 000 000 руб.

Прибыль за период с 01.07.2016 по 30.09.2016 получена в размере 100 000 000 руб. (все в рамках договора об участии в СЭЗ).

Всего по итогам I полугодия прибыль в рамках деятельности, осуществляющейся вне договора участия в СЭЗ, оказалась равной 140 000 000 руб. (80 000 000 + 60 000 000). В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 286 НК РФ надо рассчитать авансовые платежи на III квартал в части этой деятельности.

Сначала рассчитаем авансовые платежи по итогам I полугодия: в федеральный бюджет – 2 800 000 руб. (140 000 000 руб. х 2%), в региональный – 25 200 000 руб. (140 000 000 руб. х 18%). К уплате в III квартале авансовые платежи в федеральный бюджет составят 1 200 000 руб. (2 800 000 - 1 600 000), в региональный – 10 800 000 руб. (25 200 000 - 14 400 000).

Прибыль по деятельности рамках участия в СЭЗ за I полугодие составила 30 000 000 руб. Необходимо отдельно по этой деятельности рассчитать авансовый платеж по итогам I полугодия в региональный бюджет (в федеральный бюджет налог в отношении данной деятельности не уплачивается). Он равен 600 000 руб. (30 000 000 руб. х 2%).

Авансовый платеж по этой деятельности на III квартал также составит 600 000 руб. (600 000 - 0). То есть в общей сложности на III квартал надо уплатить авансом в федеральный бюджет 1 200 000 руб., в региональный – 11 400 000 руб. (10 800 000 + 600 000).

Завершим данные расчеты, определив авансовый платеж на IV квартал. Это разница между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, исчисленной по итогам полугодия.

По итогам III квартала образовалась прибыль: в части деятельности по договору об участии в СЭЗ – 130 000 000 руб. (30 000 000 + 100 000 000), в части иной деятельности – 140 000 000 руб., то есть как по итогам I полугодия. Следовательно, авансовые платежи на IV квартал надо платить только по деятельности в СЭЗ. При этом авансовых платежей в федеральный бюджет нет, в региональный – 2 000 000 руб. ((130 000 000 - 30 000 000) руб. х 2%).

То есть переплата в федеральный бюджет составит 1 200 000 руб. (1 200 000 - 0), в региональный – 9 400 000 руб. (11 400 000 - 2 000 000).

Как видно из примера, только после того, как подана декларация по налогу на прибыль за III квартал, налоговая инспекция обязана признать наличие переплаты у налогоплательщика. Возврат данной переплаты как излишне уплаченного налога производится в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ, на основании заявления налогоплательщика[2].

Необходимо также учесть, что согласно п. 3 ст. 286 НК РФ организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 15 000 000 руб. за каждый квартал, уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

Иначе говоря, такие организации при отсутствии доходов не уплачивают авансовые платежи, а при их наличии уплачивают эти платежи только по факту. Причем в расчете участвуют все доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) за четыре предшествующих квартала, включая облагаемые по разным ставкам (Письмо Минфина России от 18.02.2016 № 03‑03‑06/1/8988).

В рассматриваемом нами случае нужно определить общий доход, в который включить доход по деятельности в рамках договора об участии в СЭЗ и доход от иной деятельности. Если он не превысит в среднем 15 000 000 руб., то можно перейти на уплату квартальных авансовых платежей.

Если у организации доходы за III, IV кварталы 2015 года, I и II кварталы 2016 года в среднем не превысили 15 000 000 руб., то она уже в III квартале 2016 года вправе уплачивать квартальные авансовые платежи только по итогам отчетного периода (девять месяцев), а предварительные авансовые платежи может не уплачивать.

К такому выводу можно прийти на основании примера, приведенного в Письме Минфина России от 24.12.2012 № 03‑03‑06/1/716. Причем несмотря на то, что до 01.01.2016 предельный уровень, при превышении которого на уплату квартальных платежей нельзя было перейти, составлял 10 000 000 руб., при оценке возможности перехода в течение 2016 года надо применять новый уровень, равный 15 000 000 руб., в том числе в отношении III и IV кварталов 2015 года (см., например, Письмо ФНС России от 14.03.2016 № СД-4-3/4129@).


[1] Подробно о представлении данной декларации рассказано в статье «Сдача годовой отчетности участником СЭЗ», № 4, 2016, стр. 23.

[2] Форма данного заявления приведена в приложении 9 к Приказу ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@.

Начать дискуссию