Предприятия общепита могут не вносить в систему ЕГАИС данные об остатках алкогольной продукции, поскольку они освобождены от обязанности по передаче в ЕГАИС сведений об объеме розничной продажи алкогольной продукции. (Но только при условии, что они не занимаются розничной продажей алкоголя вне рамок оказания услуг общепита.) А это означает, что на уровне ЕГАИС текущие остатки алкогольной продукции у лиц, занимающихся розничной продажей такой продукции при оказании услуг общепита, контролироваться не будут. Однако в последнее время от чиновников Росалкогольрегулирования стала поступать информация о том, что предприятия общественного питания должны передать в ЕГАИС сведения об остатках алкогольной продукции.
Переходный период
Напомним, предприятия, занимающиеся розничной продажей алкогольной продукции, обязаны фиксировать и передавать в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС) сведения об объеме оборота алкогольной продукции. Это требование следует из абз. 8 п. 2 ст. 8 Федерального закона № 171-ФЗ[1], согласно которому оборудование для учета объема оборота алкогольной продукции должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме оборота указанной продукции в ЕГАИС. По общему правилу данное требование заработало с 01.01.2016, но оно отсрочено – переходный период (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.06.2015 № 182-ФЗ):
- до 1 июля 2016 года в отношении розничной продажи алкогольной продукции в городских поселениях;
- до 1 июля 2017 года в отношении розничной продажи алкогольной продукции в сельских поселениях. В то же время в добровольном порядке данные в ЕГАИС можно передавать уже сейчас (нарушением это не является).
Для понимания того, каким образом трактуется требование о передаче данных в ЕГАИС, следует обратить внимание на следующее понятие, представленное в ст. 2 Федерального закона № 171-ФЗ.
О требованиях к предприятиям общепита
Помимо переходного периода, на уровне самого Федерального закона № 171-ФЗ введены случаи-исключения (п. 2.1 ст. 8), когда требование, установленное абз. 8 п. 2, исполнять не нужно. В частности, оно не распространяется на учет объема:
- розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, спиртосодержащей продукции (пп. 1);
- розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (пп. 2);
- розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в поселениях с численностью населения менее 3 000 человек, в которых отсутствует точка доступа к Интернету. Перечень таких поселений определяется законом субъекта РФ (пп. 3);
- перевозок алкогольной продукции, а также спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта не более 25% объема готовой продукции (пп. 10).
Следовательно, в ст. 8 Федерального закона № 171-ФЗ для предприятий общепита есть важное исключение, которое, если его перефразировать, звучит так: в ЕГАИС не нужно передавать данные об объеме розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Означает ли это, что предприятия общепита вообще могут не фиксировать и не передавать сведения в ЕГАИС?
Предположение
Что следует понимать под розничной продажей алкогольной продукции, в Федеральном законе № 171-ФЗ не указано. В свое время определение можно было найти, в частности, в Законе г. Москвы от 20.12.2006 № 64 «О лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции», но он утратил силу 23.12.2011.
Из представленного определения следует, что под розничной продажей алкогольной продукции понимается не только реализация продукции конечному потребителю, но и закупа, а также хранение алкогольной продукции. Подтверждает это и то, что предприятия общепита с целью легализации своей «алкогольной» деятельности должны получить лицензию на розничную продажу алкогольной продукции (лицензию на закупку или хранение алкогольной продукции им получать не нужно). Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона № 171-ФЗ к видам деятельности, подлежащим лицензированию, относятся:
- производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;
- производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
- хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
- закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции;
- розничная продажа алкогольной продукции;
- перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции;
- производство, хранение, поставки и розничная продажа произведенной сельскохозяйственными производителями винодельческой продукции.
С учетом изложенного можно было бы предположить, что на предприятия общественного питания вообще не распространяется требование о передаче данных в ЕГАИС.
О закупке
Однако уже в прошлом году Росалкогольрегулирование выпустило письмо (от 08.12.2015 № 23930/03) с такими разъяснениями.
Под розничной продажей алкогольной продукции следует понимать деятельность по передаче покупателю указанной продукции для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью |
|
Закупка алкогольной продукции с целью ее розничной продажи осуществляется на основании договора поставки, по которому поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые либо закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в других целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием |
|
|
|
Вывод: организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, обязаны представлять в ЕГАИС сведения об объемах оборота алкогольной продукции в части ее закупки |
Таким образом, чиновники посчитали, что сведения об объеме оборота алкогольной продукции при оказании услуг общепита должны передаваться в ЕГАИС только в части ее закупки. Подобный подход продемонстрировал и Минфин в Письме от 07.09.2016 № 03‑07‑06/52294. Отвечая на вопрос о реализации алкогольной продукции через мини-бары гостиничных номеров, он указал:
С 1 января 2016 года организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе через мини-бары, обязаны передавать в ЕГАИС информацию только о закупках алкогольной продукции и освобождены от передачи сведений в ЕГАИС о розничной продаже алкогольной продукции.
В ответе на вопрос о фиксации возврата алкогольной продукции в системе ЕГАИС финансисты это еще раз подчеркнули.
Учитывая, что организации, осуществляющие оказание услуг общественного питания, фиксируют в ЕГАИС только сведения о закупке алкогольной продукции, фиксация в ЕГАИС возврата конечным потребителем продукции, дальнейший оборот которой невозможен, не предусмотрена Федеральным законом № 171-ФЗ.
Однако сейчас появилась информация (неофициальная) о том, что предприятия общепита должны фиксировать в ЕГАИС, помимо сведений о закупке, еще и данные по хранению алкогольной продукции. Поясним.
Об остатках алкоголя в системе ЕГАИС
Порядок фиксации и передачи хозяйствующими субъектами данных в ЕГАИС, включая переходные моменты, на законодательном уровне не урегулирован. Этот пробел Росалкогольрегулирование пытается отчасти восполнить, например, путем размещения новостей в Интернете на специализированном портале http://egais.ru. Так, 19.07.2016 появилась новость под названием «Учет остатков продукции в ЕГАИС для оптовиков и розницы» такого содержания:
Росалкогольрегулирование обращает внимание, что предприятия оптовой и розничной торговли должны вести учет оборота алкогольной продукции в системе ЕГАИС, в том числе в части хранения остатков продукции.
С целью исполнения указанной обязанности Служба напоминает, что остатки продукции в системе ЕГАИС должны быть приведены в соответствие фактическим в срок до 01.01.2017.
Далее предложено ознакомиться с методологией ведения учета остатков по ссылке http://fsrar.ru/files/retail_stock3.pdf. Если ею воспользоваться, то открывается текст (без каких-либо реквизитов, то есть это неофициальный документ) с заголовком «Ведение остатков продукции организациями розничной торговли в системе ЕГАИС (с правками от 25.04.2016)», который начинается так:
Росалкогольрегулирование доводит до сведения организаций розничной торговли методологию в части отражения текущих остатков продукции в системе ЕГАИС.
1. Остатки продукции, полученные до 01.01.2016 и не реализованные до 01.10.2016, должны быть зафиксированы в системе ЕГАИС после 01.10.2016 перед розничной продажей путем составления:
А. Акта постановки на баланс продукции с указанием основания «Продукция, полученная до 01.01.2016». Остатки будут сформированы на первом регистре остатков. В акте необходимо будет указать штриховые коды с марок и реквизиты сопроводительных документов
либо
В. Акта постановки на баланс продукции в торговом зале с указанием основания «Продукция, полученная до 01.01.2016». Остатки будут сформированы на втором регистре остатков. В акте необходимо будет указать только алкогольное наименование (алкогольный код). Побутылочное сканирование и указание реквизитов сопроводительных документов в этом случае не требуются.
2. Автоматический контроль текущих остатков в ЕГАИС будет включен после 01.01.2017.
Таким образом, Росалкогольрегулирование в неофициальной форме дает указание розничным продавцам внести в ЕГАИС остатки алкогольной продукции, закупленной до 01.01.2016, но не реализованной после 01.10.2016. (Из текста методики становится понятно, что требования, представленные в ней, касаются маркируемой алкогольной продукции.)
Обратите внимание
С 01.10.2016 действует ограничение по введению остатков алкоголя в ЕГАИС через регистр остатков № 1 (не более 100 единиц продукции в месяц), при этом регистр остатков № 2 «работает» без ограничений.
При этом в методике нет специального указания (или исключения) на то, что остатками должны заняться и предприятия общепита. В то же время в разделе «Списание продукции, розничная реализация которой не подлежит учету в ЕГАИС», даны такие указания:
Списание продукции, розничная реализация которой не подлежит учету в ЕГАИС, осуществляется путем:
А. Фиксации акта списания продукции. При этом продукция будет списываться с первого регистра остатков. При списании будет необходимо указывать реквизиты сопроводительных документов. Помарочное сканирование в данном случае не требуется
либо
В. Фиксации акта списания продукции в торговом зале. При этом продукция будет списываться со второго регистра остатков. При списании будет необходимо указать только алкогольное наименование (алкогольный код). Указание реквизитов сопроводительных документов и сведений с марок не требуется.
1. <…>
3. Объем реализованной продукции в организациях, осуществляющих розничную реализацию алкогольной продукции в рамках оказания услуг общественного питания, может списываться с указанием основания «Розничная реализация продукции, не подлежащая фиксации в ЕГАИС» и даты акта, соответствующей дате продажи.
Методика сыровата, поэтому Росалкогольрегулирование накапливает практику (в том числе путем проведения конференций, на которых оптовые и розничные продавцы алкогольной продукции задают вопросы, рассказывают о возникших проблемах), чтобы потом выпустить соответствующий нормативный правовой акт. Одна из последних таких конференций по теме «ЕГАИС: вопросы эксплуатации в организациях розничного и оптового звена алкогольного рынка» прошла 20 октября в г. Москве. В ходе ее проведения Антон Гущанский, начальник Управления автоматизированных информационных систем, отвечая на вопросы функционирования системы ЕГАИС в опте и рознице, подчеркнул, что остатки алкогольной продукции должны быть переданы в ЕГАИС всеми без исключения предприятиями, в том числе занимающимися оказанием услуг общепита, объясняя это следующим образом. Предприятия общественного питания освобождены от фиксации в ЕГАИС розничной продажи алкогольной продукции конечному потребителю. Однако согласно ст. 2 Федерального закона № 171-ФЗ в понятие оборота включается хранение продукции. Поэтому методология ведения учета остатков касается всех организаций, осуществляющих продажу розничной продукции, в том числе реализующих алкоголь при оказании услуг общепита.
Таким образом, исходя из неофициальной позиции официальных лиц, предприятия общепита должны зафиксировать в ЕГАИС информацию о хранящейся продукции (остатках), единственное – пока подобное требование служба предъявляет только к маркируемой продукции.
И еще один важный момент. Из раздела методики, где описан порядок списания продукции, розничная реализация которой не подлежит учету в ЕГАИС, можно предположить, что организации, занимающиеся розничной продажей алкогольной продукции в рамках оказания услуг общественного питания, вправе сами решать, списывать ли им объем реализованного алкоголя, поскольку в этой части употреблено слово «может». Однако Антон Гущанский альтернативы не дает: указанные организации должны осуществлять списание проданной алкогольной продукции либо по чекам, либо одним актом за сутки. Именно в связи с этим выбором в методологии и употреблено слово «может». По поводу даты продажи в акте списания продукции чиновник также высказался: возможно, после обсуждений методологии будет принята не дата продажи, а какой-то другой вариант.
* * *
Если следовать указаниям (причем неофициальным) чиновников Росалкогольрегулирования, «льгота», предусмотренная Федеральным законом № 171-ФЗ для лиц, занимающихся розничной продажей алкогольной продукции в рамках оказания услуг общепита, становится достаточно условной. Ведь они требуют не только заносить в ЕГАИС сведения о закупленной алкогольной продукции, но и выводить остатки алкоголя (первоначально внеся информацию об остатках продукции, которая была закуплена до 01.01.2016, но не реализована после 01.10.2016). Последнее означает, что предприятия общепита в ЕГАИС должны, по сути, также фиксировать данные о проданной продукции, единственное – то, что они могут это делать не по чекам в разрезе алкогольного наименования, а путем составления акта списании продукции, который и фиксируется в системе. Будут ли узаконены представленные требования чиновников, покажет время. Однако игнорировать их, наверное, не стоит. Ведь нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте – это административно наказуемое деяние по ст. 14.19 КоАП РФ, которое грозит должностным лицам штрафом от 10 000 до 15 000 руб., юридическим лицам – от 150 000 до 200 000 руб.
[1] Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Комментарии
2