Описание ситуации:
В июле 2015 года предприятием по договору купли-продажи была приобретена коммунальная техника для передачи в безвозмездное пользование в Администрацию города (Ссудополучатель). Согласно договору право собственности на технику переходит от поставщика предприятию в момент подписания накладной ТОРГ-12 грузополучателем (Ссудополучателем). В день получения техники также подписан Акт приема-передачи имущества между предприятием и Администрацией города (Ссудополучателем) по договору безвозмездного пользования коммунальной техникой.
В бухгалтерском учете предприятия приобретение коммунальной техники, ввод ее в состав основных средств и передача основного средства в безвозмездное пользование отражены одним днем.
По условиям договора безвозмездного пользования на Ссудополучателя (Администрацию) возложена обязанность совершать все необходимые действия, направленные на регистрацию коммунальной техники в органах Ростехнадзора. Регистрация в органах Ростехнадзора была осуществлена представителями Администрации значительно позднее даты получения техники, в декабре 2015 года. С даты регистрации предприятие начало исчислять транспортный налог.
Вопрос:
Существуют ли у предприятия налоговый риск по доначислению транспортного налога за период с даты ввода коммунальной техники в состав основных средств до даты регистрации?
Ответ:
Согласно ст. 358 НК РФ плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога возникает у того лица, за которым зарегистрировано ТС.
Порядок регистрации транспортных средств их владельцами установлен в Постановлении Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации". При этом под владельцами транспортных средств подразумеваются собственники ТС либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами.
Согласно п. 2 названного Постановления регистрацию автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, осуществляют подразделения ГИБДД МВД России.
В отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрацию проводят органы Гостехнадзора.
Пунктом 3 Постановления установлено, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их в Государственной инспекции или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Таким образом, по установленному законодательством порядку владельцы ТС обязаны зарегистрировать их в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, или снятия с учета ТС, или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Как подчеркивают налоговые ведомства, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства (Письма Минфина РФ от 21.01.2016 № 03-05-06-04/2087, от 23.12.2015 № 03-05-06-04/75547, от 21.10.2015 № 03-05-06-04/60247).
Однако на практике часто возникает ситуация, когда регистрация транспортного средства в уполномоченных органах осуществляется значительно позднее, чем это предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 938.
Как следует из судебной практики, момент возникновения обязанности по уплате транспортного налога в этом случае зависит от добросовестности налогоплательщика.
В Определении от 29.10.2014 № 301-КГ14-2926, которым отказано в передаче в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ дела № А29-6687/2013, Верховный Суд РФ указал, что нормы налогового законодательства, устанавливающие объект обложения транспортным налогом, рассчитаны на добросовестного налогоплательщика, исполняющего обязанности по государственной регистрации транспортного средства. Поэтому, пока последнее не зарегистрировано за соответствующим лицом, заставить уплачивать его транспортный налог не могут, если только налоговый орган не представит доказательств недобросовестного поведения этого лица с целью уклонения от уплаты транспортного налога. Так, в названном деле рассматривалась следующая ситуация. Право собственности на транспортные средства перешло к покупателю 11.10.2010, однако зарегистрированы обществом они были только 16.02.2011. Как установил суд, общество не имело возможности осуществить регистрационные действия в установленные сроки, поскольку спорные транспортные средства находились в районах отсутствия автомобильных дорог, что, в свою очередь, требует временных затрат для перегона приобретенного количества автотехники. Следовательно, у налогоплательщика до указанной даты не возникло объекта обложения транспортным налогом и, соответственно, обязанности исчислять и уплачивать этот налог (Постановление ФАС ВВО от 03.07.2014 № Ф01-2082/2014).
Однако если организация намеренно уклонялась от государственной регистрации транспортного средства, то избежать уплаты транспортного налога ей не удастся (Постановление Президиума ВАС РФ от 07.06.2012 № 14341/11). Так, ФАС СЗО в деле № А05-957/2013 (Постановление от 03.02.2014 № Ф07-10305/2013) установил, что общество использовало приобретенный автопогрузчик в спорных периодах и должно было его зарегистрировать в установленном законом порядке. Поэтому отсутствие государственной регистрации не освобождает его от обязанности по уплате транспортного налога.
В Постановлении от 15.08.2014 № Ф03-3127/2014 по делу № А04-7964/2013 судьи АС ДВО также указали, что отсутствие государственной регистрации транспортного средства (бульдозера) после его приобретения обществом в законодательно закрепленном порядке не может служить основанием для освобождения заявителя от уплаты транспортного налога. Суд установил, что на балансе общества в 2011 г. числился бульдозер, приобретенный по договору купли-продажи от 18.03.2011. У общества имеется обязанность в установленном порядке произвести государственную регистрацию объекта налогообложения (бульдозера) и с этого момента исчислять налог.
Такой же вывод представлен и в Постановлении АС УО от 20.05.2015 № Ф09-2701/15 по делу № А76-10273/2014. Судьи установили, что спорные транспортные средства не зарегистрированы в органах Гостехнадзора, не включены в налоговые декларации по транспортному налогу за 2010, 2011 гг., однако учтены в качестве основных средств и непосредственно используются в хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Суд указал, что транспортные средства, имеющие паспорта самоходной машины, подлежат государственной регистрации и в силу этого обстоятельства признаются объектами обложения транспортным налогом. Уклонение налогоплательщика от совершения действий по государственной регистрации транспортных средств не освобождает его от уплаты транспортного налога.
Таким образом, «поздняя» регистрация транспортного средства в уполномоченных органах (в Государственной инспекции или в органах гостехнадзора) только тогда может отсрочить начало уплаты транспортного налога, когда такая задержка была вызвана объективными обстоятельствами, а не уклонением владельца от регистрации транспортного средства.
В рассматриваемом случае, как указано в запросе, Общество приобрело транспортные средства по договору купли-продажи от 21.07.2015 года и отразило их приобретение в бухгалтерском учете.
Приобретенные транспортные средства сразу были переданы ссудополучателю, на которого по условиям договора возлагалась обязанность по регистрации транспортного средства.
Фактически же согласно приложенному к запросу паспорту самоходной машины, регистрацию транспортного средства в гостехнадзоре ссудополучатель произвел только 23.12.2015.
При этом п. 2.21 «Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора)», утв. Минсельхозпродом России 16.01.1995, установлено:
«При изменении регистрационных данных машин, выдаче дубликатов регистрационных документов, паспортов машин, а также государственных регистрационных знаков взамен утраченных или непригодных для использования владельцы обязаны предъявить машины для осмотра с целью сверки соответствия номерных агрегатов учетным данным. Место и время осмотра устанавливается государственным инженером – инспектором гостехнадзора по согласованию с владельцем машины, но не позднее истечения обязательного срока ее регистрации».
Иными словами, регистрация в гостехнадзоре транспортного средства без его наличия и предъявления к осмотру невозможна.
Таким образом, сразу передав транспортное средство ссудополучателю, Общество не могло самостоятельно поставить транспортное средство на учет.
При этом в договоре безвозмездного пользования стороны согласовали условие о том, что регистрацию транспортного средства должны осуществить представители ссудополучателя.
На наш взгляд, изложенное означает, что Общество не уклонялось от регистрации транспортного средства, определив лицо, обязанное осуществить данную процедуру.
С учетом этого полагаем, что в данной ситуации можно говорить об объективных обстоятельствах, которые не позволили Обществу своевременно зарегистрировать транспортные средства в гостехнадзоре, и отсутствии у Общества недобросовестных действий, направленных на уклонение от уплаты налога.
Вместе с тем, нельзя исключать и другой взгляд на рассматриваемую ситуацию.
Если у Общества отсутствует какие-либо объективное объяснение того, почему транспортные средства сразу были переданы ссудополучателю и не поставлены на учет самим Обществом, если будет установлено, что Общество при передаче транспортных средств не передало ссудополучателю все документы, которые требуются для их постановки на учет (предусмотренные разделом 2 «Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора)»), то контролирующие органы все же могут прийти к выводу о наличии неосторожности и непредусмотрительности в действиях Общества, а следовательно, о наличии его вины в неуплате налога за спорный период.
Учитывая изложенное полагаем, что у Общества имеется риск доначисления транспортного налога за период с даты ввода коммунальной техники в состав основных средств до даты регистрации.
При этом риск увеличивается, если Общество не сможет подтвердить наличие объективных причин для передачи транспортных средств ссудополучателю сразу после их приобретения, а также передачу ссудополучателю всех документов, которые требуются для их постановки на учет.
Начать дискуссию