При совершении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории РФ юридические лица, к которым относятся и учреждения здравоохранения, должны применять контрольно-кассовую технику (ККТ). В силу Федерального закона № 54-ФЗ[1] учреждения здравоохранения, оказывающие услуги (выполняющие работы) для населения, до 1 июля 2018 года могут осуществлять расчеты наличными денежными средствами без применения ККТ, при условии выдачи документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товары (работы, услуги) (п. 8 ст. 7 Федерального закона № 290-ФЗ[2]).
Возможно ли не использовать ККТ организациям, расположенным в отдаленных и труднодоступных местностях? Обязательно ли в 2017 году производить перерегистрацию ККТ? Какие преимущества дает применение электронной ККТ? Ответы на эти и другие вопросы вы узнаете из статьи.
Тема применения юридическими лицами, в том числе учреждениями здравоохранения, ККТ при совершении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории РФ актуальна, поскольку бюджетные и автономные учреждения ведут приносящую доход деятельность, в рамках которой оказываются услуги населению за плату. Вопросы применения ККТ при осуществлении наличных расчетов с населением регулируются Федеральным законом № 54-ФЗ. В него Федеральным законом № 290-ФЗ были внесены изменения. Положения Федерального закона № 290-ФЗ (начало действия документа – 15.07.2016) предусматривают:
- передачу информации о расчетах через операторов фискальных данных в ФНС;
- возможность осуществления всех регистрационных действий с ККТ и иного юридически значимого документооборота по вопросам применения ККТ через личный кабинет на сайте ФНС;
- изготовление кассовых чеков и бланков строгой отчетности исключительно кассовыми аппаратами с возможностью их направления в электронной форме на абонентский номер или электронную почту покупателя. Бланк строгой отчетности приравнен к кассовому чеку;
- применение кассовых аппаратов при оказании услуг, а также плательщиками ЕНВД;
- применение фискального накопителя (аналог электронной контрольной ленты защищенной) с возможностью его самостоятельной замены один раз в три года плательщиками ЕНВД и «патента», а также работающими в сфере услуг. Предельные сроки применения фискального накопителя законом не ограничены;
- необязательность технического обслуживания для регистрации кассового аппарата в ФНС;
- экспертизу произведенных кассовых аппаратов и технических средств операторов фискальных данных;
- поэкземплярный учет ФНС произведенных кассовых аппаратов и фискальных накопителей в форме реестров;
- возможность применения ККТ в автономном режиме при определенных условиях;
- новые формы контрольных мероприятий, возможность запроса в банках информации по счетам в ходе оперативных проверок.
Важным в Федеральном законе № 290-ФЗ является установленная им возможность плавного и поэтапного перехода к новому порядку использования ККТ. Так, с 15 июля 2016 года для юридических лиц предусмотрена возможность добровольного перехода на применение нового порядка работы с ККТ. С 1 февраля 2017 года регистрация ККТ осуществляется по новым правилам, а с 1 июля 2017 года прекращает действовать старый порядок регистрации ККТ.
Переход на применение нового порядка работы с ККТ
Новым порядком применения ККТ установлено, что данные о наличных денежных расчетах в адрес налоговых органов будут направляться в режиме реального времени (онлайн), что позволит создать современную автоматизированную систему полного учета выручки и контроля за применением ККТ, а также сократить объем «теневого» оборота наличных денежных средств.
ККТ должна быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета юридического лица, ее применяющего. Контрольно-кассовая техника, зарегистрированная в налоговых органах до 1 февраля 2017 года, применяется, перерегистрируется и снимается с регистрационного учета до 1 июля 2017 года в порядке, установленном Федеральным законом № 54-ФЗ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ, и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (п. 3 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ).
На сайте https://www.nalog.ru/ размещена информация, касающаяся нового порядка использования ККТ.
Из разъяснений ФНС следует, что пользователь ККТ вправе обратиться к производителю ККТ (которая применяется в учреждении) для уточнения информации о возможности модернизации ее модели и приведения ее в соответствие требованиям, установленным Федеральным законом № 209-ФЗ. Контрольно-кассовая техника, не отвечающая новым требованиям Федерального закона № 54-ФЗ и зарегистрированная в налоговом органе до 01.02.2017, применяется, перерегистрируется и снимается с регистрационного учета до 01.07.2017 (Письмо Минфина РФ от 16.02.2017 № 03-01-15/8856). Из информации, размещенной на сайте https://www.nalog.ru/, следует, что пользователю ККТ необходимо:
- снять с регистрационного учета ККТ, работающую по старому порядку;
- предоставить свою ККТ производителю контрольно-кассовой техники или уполномоченному представителю производителя для ее модернизации, которые внесут в поэкземплярный реестр контрольно-кассовой техники данный экземпляр контрольно-кассовой техники.
По информации производителей ККТ, переход на новую технологию работы с ККТ не потребует замены действующего парка кассовых аппаратов. Достаточно будет однократной модернизации с учетом особенностей применяемых моделей.
Снятие ККТ с регистрации осуществляется по заявлению юридического лица в течение пяти рабочих дней с даты представления заявления в налоговый орган, в котором зарегистрирована контрольно-кассовая техника (п. 16 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 (далее – Положение № 470)). При этом датой представления заявления считается дата его регистрации в налоговом органе (абз. 2 п. 23 Регламента[3]).
Ниже в форме схемы отобразим процесс снятия ККТ с учета.
Шаг 1. Представление в налоговый орган документов, необходимых для снятия с учета ККТ |
Учреждение при принятии решения о снятии с учета ККТ представляет в налоговый орган пакет документов, среди которых (п. 26 Регламента): – заявление о снятии ККТ с регистрации по утвержденной форме. Для этого используется та же форма, что и при регистрации контрольно-кассовой техники (приложение 1 к Приказу ФНС РФ от 09.04.2008 N ММ-3-2/152@); – паспорт ККТ, который выдается поставщиком ККТ; – карточка регистрации ККТ, выданная налоговым органом в момент постановки кассы на учет (абз. 5 п. 15 Положения № 470, п. 72 Регламента). Форма карточки утверждена Приказом ФНС РФ № ММ-3-2/152@. Документы подаются одним из следующих способов (п. 27 Регламента): – почтовым отправлением с уведомлением о вручении; – лично; – в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе Интернета, включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг» |
|
Шаг 2. Снятие показаний памяти с ККТ |
Специалист центра технического обслуживания в присутствии специалиста налогового органа составляет акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков (п. 82 Регламента) |
|
Шаг 3. Документальное засвидетельствование показаний памяти ККТ |
Отметки о снятии ККТ, заверенные печатью налогового органа (п. 83 и 87 Регламента), проставляются: – в паспорте ККТ и учетном талоне ККТ (п. 84 Регламента); – в книге учета ККТ; – в карточке регистрации (она остается в налоговом органе и хранится в течение пяти лет после снятия ККТ с регистрации) (п. 88 Регламента) |
Требования, которым должны отвечать кассовые аппараты
Все кассовые аппараты, которые будут работать по новым правилам, должны обеспечивать передачу информации о расчетах, совершаемых юридическим лицом. При этом сами аппараты должны отвечать требованиям, установленным ст. 4 Федерального закона № 54-ФЗ. В частности, из положений данной статьи следует, что ККТ должна:
- иметь внутри корпуса часы реального времени, а также устройство для печати фискальных документов. При этом в контрольно-кассовой технике, применяемой в составе автоматического устройства для расчетов, устройство для печати фискальных документов может находиться вне корпуса контрольно-кассовой техники в пределах корпуса автоматического устройства для расчетов, а при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в Интернете устройство для печати фискальных документов может отсутствовать или находиться вне корпуса ККТ в пределах корпуса автоматического устройства для расчетов;
- осуществлять проверку контрольного числа регистрационного номера контрольно-кассовой техники, обеспечивающего проверку корректности ввода пользователем регистрационного номера в контрольно-кассовую технику;
- обеспечивать возможность установки фискального накопителя внутри корпуса и при применении – содержать фискальный накопитель внутри корпуса;
- передавать фискальные данные в фискальный накопитель, установленный внутри корпуса;
- обеспечивать формирование фискальных документов в электронной форме;
- исключать возможность формирования (печати) кассового чека (бланка строгой отчетности), кассового чека коррекции (бланка строгой отчетности коррекции), содержащих сведения более чем об одном признаке расчета.
После модернизации применяемых юридическим лицом аппаратов ККТ производится их регистрация в налоговом органе в порядке, установленном ст. 4.2 Федерального закона № 54-ФЗ в редакции Федерального закона № 290-ФЗ.
В новом порядке зарегистрировать, перерегистрировать или снять с регистрационного учета кассовый аппарат можно будет удаленно – в Интернете через кабинет ККТ, открытый на официальном сайте налоговой службы (Письмо Минфина РФ от 27.01.2017 № 03-01-15/4114). Перечень моделей и конкретных экземпляров кассовых аппаратов, которые соответствуют требованиям Федерального закона № 54-ФЗ в редакции Федерального закона № 290-ФЗ и, соответственно, доступны для регистрации, будет размещен на официальном сайте ФНС. По информации налогового ведомства, в реестр ККТ уже внесено 48 моделей, отвечающих новым требованиям, и зарегистрировано более 11 тысяч единиц новой ККТ. Также, по информации ФНС, поставщик фискальных накопителей официально подтвердил готовность к обеспечению рынка необходимым количеством экземпляров фискальных накопителей.
Случаи, когда ККТ может не применяться
Федеральным законом № 290-ФЗ определены случаи, когда расчеты могут производиться без применения ККТ. Так, без использования ККТ вправе производить расчеты организации:
- выполняющие работы, оказывающие услуги населению, при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Федеральным законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ) (п. 8 ст. 7 Федерального закона № 290-ФЗ) (пункт применяется до 1 июля 2018 года);
- оказывающие услуги по обеспечению питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий (п. 2 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ в редакции Федерального закона № 290-ФЗ);
- осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ, при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией и покупателем (клиентом) (п. 3 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ).
Оформление документов в расчетах без применения ККТ
В случае если учреждение не применяет ККТ в соответствии с п. 8 ст. 7 Федерального закона № 290-ФЗ, оно должно руководствоваться Порядком осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359. Данным порядком установлен перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать документ, выдаваемый учреждением вместе контрольно-кассового чека.
Организации, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ, и не применяющие ККТ, по требованию покупателя выдают документ, содержащий:
- наименование;
- порядковый номер;
- дату, время и место (адрес) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях – адрес здания и помещения с почтовым индексом, при расчете в транспортных средствах – наименование и номер транспортного средства, адрес организации либо адрес регистрации индивидуального предпринимателя, при расчете в Интернете – адрес сайта пользователя);
- наименование организации-пользователя или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя – пользователя;
- идентификационный номер налогоплательщика пользователя;
- применяемую при расчете систему налогообложения;
- признак расчета (получение средств от покупателя (клиента) – приход, возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, – возврат прихода, выдача средств покупателю (клиенту) – расход, получение средств от покупателя (клиента), выданных ему, – возврат расхода);
- наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цену за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки налога на добавленную стоимость (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися плательщиками НДС или освобожденными от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие обложению (освобождаемые от обложения) налогом на добавленную стоимость);
- сумму расчета с отдельным указанием ставок и сумм НДС по этим ставкам (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися плательщиками НДС или освобожденными от исполнения обязанностей плательщика НДС, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие обложению (освобождаемые от обложения) налогом на добавленную стоимость);
- форму расчета (наличные денежные средства и (или) электронные средства платежа), а также сумму оплаты наличными денежными средствами и (или) электронными средствами платежа;
- должность и фамилию лица, осуществившего расчет с покупателем (клиентом), оформившего кассовый чек или бланк строгой отчетности и выдавшего (передавшего) его покупателю (клиенту) (за исключением расчетов с использованием автоматических устройств для расчетов, применяемых в том числе при осуществлении расчетов с помощью электронных средств платежа в Интернете).
При выдаче документов покупателям учреждение должно руководствоваться Правилами выдачи и учета документов, подтверждающих факт осуществления расчетов в отдаленных или труднодоступных местностях между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом) без применения контрольно-кассовой техники, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.03.2017 № 296 (далее – Правила № 296). Из положений Правил № 296 следует, что при расчете наличными денежными средствами уполномоченное лицо организации (индивидуальный предприниматель):
а) заполняет документ;
б) собственноручно подписывает документ;
в) выдает документ покупателю (клиенту).
Документ может быть выполнен на бумажном носителе рукописным и (или) иным способом (типографским, с использованием персонального компьютера и др.) (п. 3 Правил № 296). При заполнении документа рукописным способом должны выполняться положения п. 4 Правил № 296: документ заполняется четким и разборчивым почерком на русском языке (помарки, подчистки и исправления не допускаются).
Учет документов ведется в журнале учета документов по их порядковому номеру и дате расчета. Листы такого журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), а также заверены печатью (при наличии). Журнал учета документов ведет руководитель учреждения или уполномоченное им лицо. Запись в журнале учета документов делается по каждому расчету. Если в течение рабочего дня расчеты не проводились, записи в журнал учета документов не осуществляются.
Если при заполнении документ был испорчен или неправильно заполнен, он перечеркивается и прилагается к журналу учета документов за тот день, в котором он заполнялся (п. 8 Правил № 296). При этом в журнале учета документов напротив порядкового номера испорченного или неправильно заполненного документа производится соответствующая запись. Сквозная нумерация документов при этом продолжается.
С работником, которому поручаются выдача, учет и хранение документов, а также осуществление расчетов с покупателями (клиентами), заключается договор о полной материальной ответственности в соответствии с законодательством РФ (п. 9 Правил № 296).
* * *
В заключение отметим, что согласно п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ неприменение ККТ в установленных Федеральным законом № 54-ФЗ случаях влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц – от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.;
- на юридических лиц – от 3/4 до 1 размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 руб.
Повторное совершение такого административного правонарушения, если сумма расчетов, осуществленных без применения ККТ, составила, в том числе в совокупности, 1 млн руб. и более влечет:
- для должностных лиц – дисквалификацию на срок от одного года до двух лет;
- для юридических лиц – административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение ККТ с нарушением требований, закрепленных Федеральным законом № 54-ФЗ, влечет ответственность по п. 4 ст. 14.5 КоАП РФ (Письмо Минфина РФ от 10.02.2017 № 03-01-15/7511):
- для должностных лиц – штраф в размере от 1 500 до 3 000 руб.;
- для юридических лиц – предупреждение или административный штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб.
[1] Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа».
[2] Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[3] Регламент предоставления ФНС государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 29.06.2012 № 94н.
Начать дискуссию