Налоговые проверки

Неналоговые проверки бизнеса: что изменилось?

Бизнес начинают проверять по-новому. В этом году вступили в силу изменения в закон № 294-З ФЗ «О защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Мы расскажем, на что обратить внимание, чтобы неналоговая проверка прошла без серьезных последствий для компании.
Неналоговые проверки бизнеса: что изменилось?

Что случилось

Бизнес начинают проверять по-новому. В этом году вступили в силу изменения в закон № 294-З ФЗ «О защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Мы расскажем, на что обратить внимание, чтобы неналоговая проверка прошла без серьезных последствий для компании.

Кому важно знать новинки в законе о проверках

В начале коротко остановимся на том, в каких случаях стоит познакомиться с законом поближе:

  • нашли свою компанию (ИП) в Едином реестре  проверок;
  • поступило уведомление от госоргана о проведении плановой или внеплановой (в т.ч. выездной либо невыездной) проверки деятельности организации. Именно этим законом устанавливается порядок организации и проведения проверки, а также права и обязанности сторон. Хуже, если уведомление не поступило, а проверка приехала;
  • истекли три года со дня уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в уполномоченный орган;
  • истекли три года со дня окончания проведения последней плановой проверки;
  • истекли три года со дня государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Когда правила закона № 294-ФЗ не работают

Надо помнить, что сфера применения закона ограничена. Его положения не распространяются, в частности, на:

  • проведение оперативно-розыскных мероприятий, предварительного следствия, производство дознания;
  • осуществление прокурорского надзора (имеются исключения) и проведение административного расследования;
  • производство по делам о нарушении антимонопольного законодательства;
  • расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний;
  • расследование причин возникновения чрезвычайных ситуаций и ликвидацию их последствий;
  • налоговый, валютный, таможенный, банковский и страховой контроль, а также контроль за соблюдением требований в связи с распространением информации  в сети «Интернет».

Новинка в проведении неналоговых проверок № 1

Введено понятие «индикаторы риска нарушения обязательных требований»

Индикаторы риска - это параметры, соответствие которым или отклонение от которых выявлено без взаимодействия с юридическими лицами и предпринимателями.

Такие параметры  могут свидетельствовать о высокой вероятности нарушения требований и являться основанием для проведения внеплановой проверки или иных мероприятий по контролю.

Индикаторы риска нарушения обязательных требований разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, и подлежат размещению в интернете.

Новинка в проведении неналоговых проверок № 2

Введены правила профилактики правонарушений

В рамках реализации полномочий по профилактике правонарушений органы контроля должны обеспечить размещение на своих официальных сайтах перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых будет проводиться.

Контролирующие органы также будут обязаны обеспечивать регулярное обобщение практики, выдавать  предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением принять меры по обеспечению их соблюдения.

Когда проверять могут без взаимодействия с самой компанией:

  • плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств, объектов земельных отношений;
  • исследование и измерение параметров атмосферного воздуха, вод, почвы, недр;
  • измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи;
  • наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы;
  • наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в интернет и СМИ.

Перечень открытый. 

Новинка в проведении неналоговых проверок № 3

Изменен список оснований для проведения внеплановых проверок

Введены новые основания для проведения внеплановых проверок:

  • поступление в надзорный орган заявления о предоставлении правового статуса, лицензии или разрешения на осуществление определенных действий (разрешение на охоту, рыбалку, промывку золотосодержащих песков и пр.);
  • выявление несоответствия индикаторам риска.

Частично изменены основания для проведения внеплановых проверок. Так, например, обратиться с заявлением о нарушении прав потребителей возможно только в случаях, если по факту нарушения прав заявитель обращался к самому нарушителю, обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.

Новинка в проведении неналоговых проверок № 4

Правила проведения плановых проверок 

Органы прокуратуры ежегодно рассматривают и утверждают планы проверок.  

Может быть предусмотрена обязанность использования при плановой проверки проверочных листов (списков контрольных вопросов) в зависимости от типа используемых объектов, отнесения деятельности проверяемого к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, ИП уведомляются не позднее, чем за три рабочих дня, до начала ее проведения посредством направления распоряжения или приказа о начале проведения плановой проверки.

Такие уведомления могут направляться:

  • заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, т.е. обычным способом, и (или)
  • посредством электронного документа, подписанного усиленной ЭЦП и направленного по адресу электронной почты, если такой адрес содержится соответственно в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в контролирующий орган;
  • иным доступным способом.

Поэтому не стоит удивляться сообщению о предстоящей проверке, полученному на адрес корпоративной электронной почты, и тем более игнорировать такое сообщение.

Новинка в проведении неналоговых проверок № 5

Ограничения при проведении проверки

С января 2017 года при проведении проверки проверяющие не вправе требовать от юридического лица, ИП предоставления документов или информации до даты начала проведения проверки. При этом также с даты начала проведения проверки они  могут запрашивать необходимые документы и (или) информацию от других государственных или муниципальных органов в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Новинка в проведении неналоговых проверок № 6

Введены правила проведения контрольной закупки

Контрольная закупка – это совершение сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами и ИП обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.

Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых лиц. В ходе закупки должны присутствовать два свидетеля либо применяться видеозапись. Кроме того, можно использовать фото- и киносъёмку, а также иные способы фиксации.

Информация о контрольной закупке и результатах её проведения вносится в единый реестр проверок. Правительство РФ установит особенности организации и проведения контрольной закупки, а также учёта информации о ней в едином реестре.

Таким образом, с внесением изменений в 294-ФЗ надзорные органы обязаны:

  • размещать на своих сайтах перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, перечень нормативных правовых актов, на основании которых  и во исполнение которых будет осуществляться контроль;
  • размещать в едином реестре проверок результаты проведенных (плановых и внеплановых) проверок (https://proverki.gov.ru, сайт Генеральной Прокуратуры РФ, ФГИС «Единый Реестр Проверок),

а юридические лица и ИП должны понимать, какую информацию контролирующие лица могут получить в порядке межведомственного взаимодействия, и регулярно проверять электронную почту, адрес которой находится в открытом доступе (например, указан на корпоративном сайте) либо который ранее был предоставлен в налоговый или иной орган.

Комментарии

1
  • eto_anetta
    О, спасибо, как раз актуально сейчас