Проверка контрагентов

Как проверить контрагента онлайн: обзор систем

Статья будет интересна тем, кто хочет, наконец, разобраться, откуда берется информация о российских компаниях, в чем отличие платных и бесплатных систем, как они работают и кому в итоге верить.
Как проверить контрагента онлайн: обзор систем

Кому будет интересна статья? Тому, кто хочет, наконец, разобраться, откуда берется информация о компаниях РФ, в чем отличие платных и бесплатных систем и как они работают и кому в итоге верить.

Прошлое

Думаю, что ни для кого не является «открытием», что буквально до 2010 года, в России доступ к информации о компаниях и ИП был практически недоступен для рядового пользователя. Все сведения по ним были закрыты для открытого использования.

Сразу стоит оговориться – в данной статье рассматриваются только поставщики официальной информации из государственных источников, ну, а различные каталоги и справочники к Онлайн-системам не относятся, и составляют совершенно другой рынок.

Но вернемся к истокам, итак, основу баз данных Онлайн-систем, которых на тот момент было не больше десяти, составляли информационные фонды Росстата, поставщиком, же таких сведений являлся ГМЦ Росстата, «подшефная» организация вышеупомянутой «конторы».

Учетно-регистрационные сведения, ФИО руководителя и его должность, контактные данные, усеченные сведения об учредителях, бухгалтерская отчетность, вот на таких именно данных, компании, среди которых особенно выделялся «СПАРК-Интерфакс», создавали Онлайн-сервисы. Такие системы были дорогими (т.к. особой конкуренции не было, а информация стоила, как «самолет»), иногда медленными, не всегда отличались объемом и актуальностью предоставляемой информации, но других законных способов получить данные о компаниях и ИП просто не было. Вскоре у таких систем стали появляться постоянные клиенты, количество которых было небольшим, но очень заметным, так как это были крупнейшие компании РФ.

Все изменилось после 2010 года, когда стали появляться Онлайн-системы, ориентированные на самый широкий круг пользователей. Лидерами стали сервисы Контур-Фокус (СКБ Контур) и СБИС (Тензор). Данные компании на сегодняшний день являются крупнейшими операторами электронного документооборота, и создание сервисов для проверки контрагентов было важным смежным направлением деятельности. По сути, выход операторов на рынок информации, стал «локомотивом» для развития Онлайн-систем в России. Цены на информацию пошли вниз, количество пользователей сервисов и собственно самих сервисов, увеличилось в разы.

Настоящее

Появление Открытого правительства и назначение Абызова М.А. министром по организации деятельности Открытого правительства в 2012 году определило бурное развитие рынка предоставления информации в РФ. Добиваясь “открытости” и публикации данных от Министерств и ведомств, Открытое правительство постепенно стало делать доступной информацию, в том числе о компаниях, для всех желающих. Массивы данных представлены на сайте Открытые данные РФ.

В 2015 году, Федеральная налоговая служба предоставила доступ к полным массивам данных о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях (за исключением персональных данных физических лиц) всем желающим. В сети интернет появилось множество сайтов платных и бесплатных, предоставляющих систематизированную информацию о компаниях РФ. Открытие информации также и других государственных источников (Федеральной службы статистики, Генеральной прокуратуры, Центрального банка и многих других) позволило Онлайн-системам продолжить бурное развитие.

На сегодняшний день, существует более трех десятков различных сервисов по предоставлению официальной информации, их количество растет ежемесячно, так как не составляет большого труда получить информацию, создать базу данных и обеспечить к ней доступ Пользователей через интерфейс в сети интернет.

У «Клерка» есть удобные и бесплатные сервисы по проверке контрагентов: попробуйте прямо сейчас.

Различия платных и бесплатных систем

При сегодняшнем уровне открытости официальных данных о компаниях и доступа к ним, разницы в достоверности информации платных и бесплатных систем нет (сразу определимся – рассматриваются серьезные бесплатные системы, которые специализируются на предоставлении информации). Источники одни и те же, обновление с одинаковой периодичностью, законные условия получения информации со стороны гос. органов для всех одинаковы. Разница может быть только в количестве источников данных, используемых системой, интерфейсе, быстроте работы системы, в формировании отчетов обработки информации.

Бесплатный бот для проверки контрагентов есть в мессенджере Telegram. Поиск контрагентов возможен по ИНН, ОГРН, ОГРНИП или название компании. Результаты запроса можно увидеть в самом мессенджере, скачать pdf-файл запроса или лист ЕГРЮЛ. Недавно бот научился показывать количество сотрудников у контрагента (если он есть в реестре МСП) и сообщать о лицензиях, выданных Роскомнадзором.

Источники сервисов по проверке контрагентов

Основной – ФНС РФ:  www.nalog.ru

Все данные ЕГРЮЛ/ЕГРИП за исключением персональных данных физических лиц. Костяк любого сервиса. Данные ФНС берут за основу и привязывают к ним дополнительные источники.

Обновление данных – ежедневно.

Федеральная служба статистики: http://www.gks.ru

Бухгалтерская отчетность компаний. Обновление 1 раз в год.

Арбитражный суд РФ: http://kad.arbitr.ru/

Судебные дела организаций. Обновление – ежедневно.

Перечислены самые важные источники, используемые при проверке контрагента. Также, дополнительно, могут использоваться данные Банка России, Генеральной прокуратуры, Гос.закупок, ФССП и многих других, но серьезного влияния на оценку Контрагента данные источники не оказывают, скорее дополняют, полученную из основных официальных органов, информацию.

Интерфейс сервиса проверки контрагентов

Современные Онлайн-системы в основном используют единую поисковую строку, которая позволяет проводить поиск как по точным реквизитам организации (ИНН, ОГРН) так и по комбинации данных (например: Название компании + ФИО директора). Далее выводится карточка с данными проверяемого Контрагента.

Быстрота работы системы

Для того чтобы, оценить быстроту обработки и выдачу информации (особенно актуально проверять платные системы – вы же платите не за ожидания у монитора). Так, например можно в поисковой строке любой системы ввести самый простой тестовый запрос – “ООО” (прим. автора: “Общество с ограниченной ответственностью”) – система должна выдать в течение одной - двух секунд результат более 7 млн. записей. Если сервис зависает или выдает ограниченный список – стоит задуматься о выборе другого поставщика информации, сервис, возможно, использует устаревшее оборудование и программное обеспечение и Вам придется тратить лишнее время на работу с данным сервисом.

Формирование различных отчетов

Важно: любой отчет, предоставленный коммерческим Онлайн-сервисом, никакой юридической силы не имеет и несет скорее информативный смысл. Тем более, у всех сервисов в “Правилах использования” обязательно написано об отсутствии ответственности за качество и актуальность предоставленной информации. Любой отчет по любой компании, полученный с помощью Онлайн-сервиса с каким-либо выводом в конце – это всего лишь мнение создателей сервиса и не более того.

Помните, Вы всегда самостоятельно несете финансовые и налоговые риски, связанные с заключением договора и выбором контрагента.

Будущее

При дальнейшем развитии направления открытых данных, доступ к открытой информации будет упрощаться. Продажа информации будет терять актуальность. Мы все видим существенные изменения в сети интернет – множество различных сервисов становятся бесплатными, используя альтернативные способы коммерциализации проектов. Прогнозируется появление большого количества бесплатных профессиональных сервисов по проверке контрагента. Уже сейчас можно выделить ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС и  Руспрофайл. Они дают бесплатный доступ к основной информации.

Разумеется, останутся востребованными также лидеры среди платных сервисов – СПАРК, Контур-Фокус, Сбис, для профессионалов-аналитиков они необходимы, но количество таких пользователей в РФ не превышает 3% от общей аудитории пользователей информации. Для операторов электронного документооборота, сервис проверки контрагентов скорее станет дополнительным функционалом к основному бизнесу – передаче электронной отчетности. С дальнейшим развитием бесплатных профессиональных сервисов, остальные платные системы либо прекратят существование, либо будут искать альтернативные способы коммерциализации своих сервисов.

Комментарий Павла Конотопова, члена Cовета по открытым данным Открытого Правительства РФ:

Действительно, в результате закономерного повышения информационной грамотности населения в обществе возрос интерес к информации и сервисам, позволяющим управлять персональными (в том числе, потребительскими) рисками и рисками предпринимательской деятельности.

Рынок информационных услуг в этой области динамично меняется. И в значительной степени на это повлияло повышение открытости системы государственного управления, появление пусть и скудных по функциональности, но бесплатных государственных сервисов проверки контрагентов.

Ценовая доступность услуг в этом сегменте повысилась, а бесплатные или «бюджетные» сервисы, подобные упомянутым в статье, становятся уже не столько генераторами прибыли, сколько инструментами маркетинговой стратегии компаний, выходящих на рынок с куда более сложными и информационно-насыщенными услугами.

Фактически, Совет по открытым данным, действующий под эгидой Открытого правительства добился установления «новой нижней планки» качества услуг, теперь рынок в этом сегменте услуг должен расти уже от этого «нового фундамента», а разработчики – предлагать новые, более «изысканные» и инновационные, решения.

Время купленных «из-под полы» государственных баз данных проходит. И проходит не потому, что МВД России стало лучше ловить распространителей таких баз данных, а потому, что рынок информационных услуг постепенно декриминализируется, исчезает экономическая почва для таких «простых» преступлений.

Открытые государственные данные становятся все многообразнее и ценнее, эта культура укореняется в системе государственного управления, медленно, но все-таки продвигается на муниципальный уровень, формируя почву для формирования цифровой экономики.

Очевидно, что следующим этапом укоренения информационной культуры в российском обществе станет формирование сегмента уже не государственных открытых данных, а корпоративных открытых данных, которые произведут революционный переворот в развитии инжиниринговых и производственных организаций массового обслуживания. Вероятно в недалеком будущем мы сможем не просто покупать товары, а заказывать производственные услуги, опираясь на сведения о производственном потенциале организаций-исполнителей и иные сведения, которые они будут размещать в форме открытых данных для того, чтобы повысить загрузку производственных мощностей, спрос на услуги инженерно-технического персонала.

Без этих изменений цифровая экономика в России просто не родится, а просто перевалится к нам через границу, не встреченная конкурентным предложением изнутри.

Комментарии

16
  • Александр

    Много воды, а последняя мысль интересна. Хана барыгам :)) В каком-то фантастическом рассказе читал, что производство и потребление будут работать напрямую, без посредника. Заказал товар - и тебе его сразу телепортировали :))


  • Марина Снеговская
    room111, и еще, скоро не будет театра и книг, останется одно телевидение!:)