Нужно ли главбуху нравиться своим подчиненным?

Жесткий начальник - это плохо или хорошо? Особенно, если отчетная кампания началась, отпуск пока не светит, и все в бухгалтерии просто очень устали.
Нужно ли главбуху нравиться своим подчиненным?

Увольнение как управленческий риск

Одна из самых психологически трудных задач руководителя — увольнение работников. Особенно трудно это сделать, когда прекращается сотрудничество в связи с сокращением штата и оптимизацией производства. В такой ситуации бремя власти обязывает принимать непопулярное решение ради будущего коллектива, в интересах процветания компании.

Брать на себя управленческий риск, связанный с увольнением, необходимо. В связи с этим в организационной психологии обретает популярность своеобразная мантра делового человека: «Лучше (по-другому) не будет». Действовать, исходя из предложенной позиции — значит вызывать неодобрение персонала. Но вспомните, что люди, которые желают всем нравиться, часто вызывают раздражение — их подозревают в неискренности и наигранности.

Место руководителя в коллективе

Место руководителя не внутри группы. Управленец надстраивается сверху. Его основные задачи:

1) Транслировать команде образ желаемого будущего, задавать направление развития.

2) Формировать четкие и понятные правила сотрудничества, часто основанные на запретах и ограничениях.

Жесткий начальник, действующий последовательно, внушает уверенность команде, вызывает уважение, становится подлинным лидером.

Когда руководитель осознает свои задачи и положение в группе в качестве структуры сверху и научится действовать исходя из посыла «лучше не будет», тогда ему станет легче избежать выгорания и профдеформации.

Профилактика стресса главбуха как руководителя

Существует смежная формула профилактики типичных стрессов начальника. Она формулируется следующим образом: «Сдайся своей организации». Другими словами, в сложной ситуации предлагается действовать жестко в рамках принятых правил и регламентов.

Руководитель как ретранслятор корпоративных норм не только сам их строго соблюдает, но и следит за выполнением всех условий договора со стороны сотрудников. Например, если в организации договорились не курить во время работы, то начальник обязан реагировать на любое нарушение этой нормы. Невзирая на заслуги курильщика перед организацией, на его стаж, молодость и прочие смягчающие вину обстоятельства.

Заметим, что речь идет не о карательных мерах, а именно о необходимости выдавать реакцию в соответствии с регламентом: сделать замечание, вынести вопрос на обсуждение и т.п. Если руководитель не реагирует на нарушение, он действует деструктивно.

К чему ведет «послабление режима»

Не менее разрушительно на команду влияют неоправданные «послабления режима». Например, «Маша сделала лучшие продажи за месяц, поэтому ей можно опаздывать и не носить бейджик». Безнаказанность провоцирует остальных сотрудников требовать и для себя особых условий. В некоторых случаях возможны попытки манипуляции: «Маша пришла на 20 минут позже, а почему мне нельзя?» Поблажки отрицательно повлияют и на Машу. Вместо того чтобы обучать других эффективным продажам, она почувствует себя незаменимой. И при малейшей попытке поставить ее на место, отправится на работу к конкурентам, прихватив с собой клиентскую базу.

Тут следует помнить, что сотрудники получают зарплату за достижение заказанных результатов при соблюдении корпоративной дисциплины. Когда они нарушают договоренности, то наниматель вправе призвать их к соблюдению socialcontract. В противном случае работник получает косвенные выгоды и управляет нанимателем в корыстных целях.

Потеряв контроль над одним элементом системы, вы можете разрушить всю конструкцию. Управленцу всегда полезно мыслить с точки зрения того, что любой сотрудник может внезапно уволиться. И это не должно вызвать сбоя в работе организации. Так обретается большая свобода в принятии руководящих решений.

Как внедрять изменения

С другой стороны, важной компетенцией выступает умение внедрять изменения. Управленческий цикл включает в себя планирование, организацию, мотивацию, координацию и контроль. В коллективе возникают новые течения, он меняется, и гибкий руководитель сумеет перезаключать договоренности — устанавливать новые правила, отменять неактуальные.

При этом не нужно становиться «рубахой-парнем» для подчиненных и искать у них поддержки. Гораздо важнее эту самую поддержку и понимание обрести среди равных: начальников смежных отделов, а также вышестоящих. Придерживаться демократического стиля управления можно на основе ясности и прозрачности принятых договоренностей, которые могут со временем меняться. Действовать по принципу «обсудим правила сотрудничества и будем им следовать», в отличие от авторитарного стиля «как я решу, так и сделаем».

Одинаково плохи обе крайности: и излишнее попустительство, и строгий авторитаризм. Они одинаково разрушительны для коллектива, хотя и работают при этом разные механизмы (общая расслабленность или нездоровая атмосфера страха). Поэтому руководитель-демократ всегда держит руку на пульсе команды: насколько она здорова, все ли правила соблюдаются, достигаются ли поставленные цели. Его действия ясны и понятны даже тогда, когда он вынужден назначить сверхурочные или сократить штат.

Начать дискуссию

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Мошенничество

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Инвестиции

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Товарный знак

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

ЭДО

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels
Кадровый учет

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Интересные материалы

Кредитование

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру