Как бухгалтеру или директору поставить перед исполнителем цель внедрения 1С

Недавно мы разместили материал про начальный этап внедрения 1С, который для нас подготовил бизнес-консультант и коуч. Материал вызвал противоречивые мнения. Некоторые клерки говорили, что при внедрении 1С нет места коучингу. Автор статьи настаивал: есть, как и в любом деле, требующим системного подхода. А первая статья - это только самое начало методики. И вот ее вторая часть. Продолжение тоже будет, немного позже.
Как бухгалтеру или директору поставить перед исполнителем цель внедрения 1С

Недавно мы разместили материал про начальный этап внедрения 1С, который для нас подготовил бизнес-консультант и коуч. Материал вызвал противоречивые мнения. Некоторые клерки говорили, что при внедрении 1С нет места коучингу. Автор статьи настаивал: есть, как и в любом деле, требующим системного подхода. И первая статья - это только самое начало методики. И вот ее вторая часть. Продолжение тоже будет, немного позже.

Цель и средства

Цель заказчика – как конечная точка совместного с внедренцем маршрута, где обе стороны удовлетворены результатом.

А что значит – быть удовлетворенным результатом?

Это значит, что можно сравнить заявленное желаемое и полученное фактическое. И констатировать, что да, у нас получилось!

А что нужно для того, чтобы сравнить?

Определить и измерить. Как компоненты, составляющие цели внедрения, так и достигнутый результат. Требуется некий эквивалент, измеритель, мерка.

Отдаю себе отчет в том, что в случае внедренческого процесса, который не измеряется ни в метрах, ни в килограммах, в этом самом эквиваленте есть некоторая неопределенность, нестандартизованность, непонятность.  Но это вовсе не означает невозможности определять цель и результат в измеримых, согласованных сторонами величинах.

Цель требует формулировки. Максимально точной. И – что особенно важно - понятной обеим сторонам. Стороне заказчика – для того, чтобы было с чем сравнить результат. Стороне исполнителя-внедренца – для того, чтобы определить требуемые ресурсы.

Формулировка цели – и не устная, высказанная на переговорах, а именно записанная и подписанная обеими сторонами – это, в том числе, и один из индикаторов ее достижимости.  Если, к примеру, представитель заказчика озвучивает такую фразу: «Хотим, чтобы бухгалтер (директор, логистик и т.д.) был доволен», то критерий довольства также необходимо определить.

В чем выражается удовольствие бухгалтера (или иного персонажа) и может ли его доставить именно новая программа?  Наверняка удовольствие этому персонажу доставила бы похвала, прибавка к зарплате, режим неполного рабочего дня без сверхурочных, или программа, которая все делала бы за него или создавала отчеты, не изнуряя никого точностью и своевременностью ввода исходных данных!

Будем реалистами – такого никакая программа не сможет! А вот сформировать «заковыристый» по запросу отчет – она сможет! Тот, над которым методом «крыжения» можно корпеть часами, она сформирует за очень короткое время. Правда, лишь если корректно сформулировать этот самый запрос и создать условия для своевременного ввода в информационную базу определенным образом структурированных данных.

Уверена, что большинство из тех, кто читает эти строки, знакомы со многими известными методиками работы с целями. Однако одной из проблем нашего перенасыщенного информацией времени является огромная пропасть между «знать» и «делать», между «знать» и «применять». Задайте себе такой вопрос  – часто ли вы сталкивались с применением методик работы с целями в процессе внедрения автоматизированных систем учета? Хотелось бы ошибаться, но статистика показывает, что этого практически не делает никто! Этого не учитывает заказчик, задумавший внедрять какую-либо новую программу. Этого не учитывает внедренец, выясняющий у потенциального заказчика – что и как он собирается автоматизировать.

Получается, что каждая из сторон несет от себя в проект внедрения только то, что знает и понимает сама, и объединить эти знания на пользу общему делу получается нечасто.

Есть одна старая «семейная» притча. Называется она «Горбушка и мякиш»:

Жили-были муж и жена. Прожили вместе всю жизнь, душа в душу, вместе состарились...

Вот уж они старик да старушка.

Захворал старик, чувствует недолго осталось ему. Вот он и просит жену исполнить его последнюю просьбу:

– Хочу, – говорит, – дорогая, съесть горбушку хлеба. Всю жизнь я ел только мякиш, отдавая тебе, дорогая моя, горбушку – самое вкусное в хлебе, а сегодня, хотел бы в последний раз отведать хрустящей корочки, уж так я её люблю.

Услышала это старушка, так и села:

– А я всю жизнь мякиш любила, и ела горбушки, потому что ты мне их отдавал – думала, что ты не любишь их. Вот и отдавала тебе самое вкусное в хлебе – нежную мякушку.

Иными словами – полезность и правильность каких-либо желаний (заказчика) и способов их реализации (исполнителем) при внедрении – так же относительны, как любовь к горбушкам и мякишу в этой притче. Можно ведь так и прожить всю профессиональную (в нашем случае) жизнь и так и не добиться ясного определения цели внедрения, лишая тем самым себя и проект четкости в конечной оценке его результата.

А всего-то и надо – договориться «на берегу» (и чем раньше – тем лучше для дела), соединив поначалу эфемерные представления заказчика об итоговых результатах внедрения с пониманием внедренца функциональности и возможностей какой-либо (или каких-либо вместе) конфигураций.

Цель потребует определенности и по времени.  Стороне заказчика это необходимо для того, чтобы согласовать свои внутренние планы и стратегии. Стороне внедренца – чтобы сопоставить реально доступные ресурсы.

При этом необходимо понимать, что не все в этом плане зависит даже от самого идеального (если такие существуют!) внедренца: например, обучить персонал работе с новым программным продуктом качественно и в нужный срок можно лишь при наличии персонала с определенной квалификацией и при условии выделения времени на обучение. Которое сторона заказчика должна обеспечить для того, чтобы сторона исполнителя могла выполнить свою часть работы. То есть желаемое время реализации цели неизбежно зависит не от одной из сторон, а от обеих.

Отмечу «на полях» еще и фактор, от внедренца не зависящий вообще – об информационной подготовке коллектива предприятия заказчика к этому самому внедрению, к переходу на новый программный продукт. Не берусь перечислить, какие последствия проявленного и непроявленного саботажа персонала приходится с усилиями, достойными лучшего применения, преодолевать при внедрении! Например, как тяжело и наполовину безрезультатно(!!!) обучать рядовой пользовательский персонал, у которого в мозгах пульсирует страх быть уволенными, потому что такие слухи распространяются вирусно. К сожалению, редко кто из обучаемых осознает, что в любом случае это обучение пойдет ему на пользу – на этом ли предприятии, или на другом. Чаще всего выделенное время на обучение проходит впустую минимум наполовину.

По всем известным методикам постановки и достижения целей, основная, титульная цель должна быть разбита на более мелкие, которые в свою очередь делятся на рабочие задачи. В зависимости от глобальности основной цели, иерархия разбиения на задачи может быть различной. И к каждой конечной задаче применяются те же принципы, что и к общей цели: формулировка, измеримость, срок достижения. И во многих случаях – ресурсы!

Выявление цели и оптимального пути к ней

Все это звучит красиво, правильно и обоснованно (как с теоретической, так и с практической точек зрения). Но практика показывает, что заказчик, который приносит на встречу с внедренцем именно таким образом определенную и сформулированную цель, это очень редкий субъект внедренческого процесса. Обыденность – это размытость и неопределенность цели. («Желаем, чтобы все было здорово!»).

Максимум «определенности» встречается лишь в сроках, и выражается зачастую в том, что все нужно срочно!  И неплохо бы «вчера». Причем, как правило, заказчик (что вполне естественно) ничуть не представляет себе всей сложности и многослойности процесса автоматизации, и, кроме того, степени своего участия в достижении успеха внедрения. Всегда ведь удобно переложить решение своих задач на другого. Если еще учесть тот факт, что реклама современных программных продуктов обещает чудеса, не обманывая, но и не договаривая того, что чудеса эти не достигаются «щелчком пальцами», то представление заказчика о том, что стоит лишь произнести набор волшебных слов – и его задачи и проблемы будут решены просто и быстро – вполне объяснимо.

Кто же является носителем знаний о том – как это происходит «на самом деле»? Кто имеет опыт различных вариантов автоматизации? Разумеется, тот, к кому приходит заказчик. Внедренец, который в реалиях и на собственном опыте знает, что «даже если собрать вместе девять беременных женщин, то ребенок не родится за месяц».

Именно он, внедренец, способен (и в какой-то мере – обречен) помочь проявить истинную цель заказчика, и (в собственных, заметьте, интересах):

  • помочь сформулировать и детализировать ее саму и ее этапы,
  • определить возможное время ее достижения (поэтапно и в целом),
  • показать (доступно и профессионально) все влияющие на результат и сроки факторы с обеих сторон.

Выше уже упоминалось о том, что в арсенале опытного внедренца есть множество вариантов (можно сказать – шаблонов) развития внедренческого проекта в различных предприятиях. И одним из самых простых путей взаимодействия с клиентом на первой же встрече может быть именно предложение взять один из таких шаблонов за основу. Безусловно, это повышает профессиональный  статус внедренца в глазах многих клиентов («Аах! Маааастер!»), так как снимает с них ответственность за формулировку их собственных целей.

Однако здесь кроется некоторая ловушка. Она заключена в том, что внедренец таким способом предлагает клиенту «вылечить его проблему способом, который хорошо сработал у другого». Потенциально и с некоторой долей вероятности возможно, конечно, «попадание в десятку», но не всегда лечение, которое помогло одному, способно помочь другому без корректировок.

Казалось бы – чего же проще – скорректируем! Возьмем за основу отработанный проект и «подгоним» его под специфику клиента. Это довольно часто применяемый способ.

Но любая «подгонка» неизбежно приводит нас к необходимости эту специфику клиента все же уточнять, выяснять, четко определять и измерять. Это, безусловно, можно сделать уже «в пути», после заключения договора с заказчиком, по мере «всплывания» тех или иных нюансов внутреннего устройства предприятия.

Но такой путь становится путем непредсказуемого количества итераций во время автоматизации определенных участков. А это, в свою очередь, влияет на результат проекта – потому что влияние незначительного фактора на систему в целом  непредсказуемо, оно может оказаться как незначительным, так и  довольно существенным. И это еще вопрос – как отразится очередная итерация на тему: «А здесь нам нужно делать вот так и вот так!» на сроках, качестве и иных критериях проекта внедрения.

Не хочу, чтобы создалось впечатление, что автор статьи навязывает путь перфекционизма – не трогаться с места до той поры, пока не станет совершенным все. Это путь в никуда. Однако, опытный путешественник (не экстремал!) сначала максимально изучит предстоящий путь со всеми возможными препятствиями и особенностями, и только потом двинется вперед. 

Скоро автор представит третью часть методики внедрения 1С с использованием коучинга.

Начать дискуссию

Разбираем запросы от ФНС о сотрудничестве с самозанятыми: как реагировать и что отвечать

Пришло требование с возмутительными подозрениями: вы, оказывается, маскируете трудовые отношения — заключаете договоры с плательщиками НПД. Времени на возмущение нет, но есть пять рабочих дней на то, чтобы составить ответ в ИФНС. Расскажем, как это сделать, чтобы у налоговой больше не возникало вопросов.

Разбираем запросы от ФНС о сотрудничестве с самозанятыми: как реагировать и что отвечать

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Минцифры запретит массовые спам-звонки

Абоненты стараются не отвечать на входящие звонки, чтобы не сталкиваться с рекламными обзвонами и спамом. Власти будут с этим бороться и запретят массовые звонки, инициированные роботами.

Как зайти в реферальную программу «Клерка». Делюсь личным опытом

Если вы задумываетесь о том, как получить дополнительный доход, то этот пост для вас. Расскажу о реферальной программе «Клерка»: что это, как работает и почему такое сотрудничество приносит пользу. А еще на собственном примере покажу и расскажу, как зарабатывать на рекомендациях. Забирайте пошаговый алгоритм в закладки!

Как зайти в реферальную программу «Клерка». Делюсь личным опытом
2
Лучшие спикеры, новый каждый день
Кадры

На рынке труда пенсионеры и студенты стали ценными кадрами

На фоне дефицита кадров компании заинтересовались в найме студентов и пенсионеров. Теперь им предлагают работу в 2 раза чаще.

7 типичных ошибок, которые допускают в стритфуд

Стритфуд — динамично развивающийся сегмент рынка общепита, популярный как у начинающих предпринимателей, так и у опытных рестораторов. Однако и здесь есть свои подводные камни. Разберем 7 главных ошибок, которые допускают владельцы стритфуда, и расскажем, какие из них можно избежать с помощью системы автоматизации кафе Fusion POS.

7 типичных ошибок, которые допускают в стритфуд

Модульбанк повысил лимит переводов на карты физлиц для селлеров до 30 млн рублей

С 1 мая все физлица могут бесплатно переводить между своими счетами до 30 миллионов рублей в месяц через СБП. В Модульбанке повышенный лимит переводов для селлеров доступен уже сейчас с Маркет Картой.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Незавершенное строительство позволяет претендовать на выкуп земли много ниже кадастровой стоимости

В Адыгее сотрудники полиции пресекли попытку приобретения земельных участков мошенническим путем путем незавершенного строительства.

КУБ дня. Про штрафы за статотчетность

До текущего года Росстат штрафами только пугал, а теперь наказывает. Как отбиться от штрафа, есть ли шанс?

КУБ дня. Про штрафы за статотчетность

Как принимать оплату через СБП и работать по 54-ФЗ с наименьшими затратами

Согласно закону 54-ФЗ, в большинстве случаев при приеме платежей от физических лиц бизнесу — будь то предприниматель или юридическое лицо — нужна онлайн-касса. По-другому, каждый платеж нужно фискализировать. Расскажем, как сделать это с наименьшими затратами.

Как принимать оплату через СБП и работать по 54-ФЗ с наименьшими затратами
Бесплатно с НДФЛ

Поправки в НК–2024: что изменится в НДФЛ

Изменят расчет НДФЛ по процентам от вкладов. Минимальный срок владения для продажи квартир будут считать по-новому для перепланировки и покупки за маткапитал.

Поправки в НК–2024: что изменится в НДФЛ

На одну госпошлину стало меньше

С 23 апреля транспортные средства, переданные фронту, освободили от уплаты госпошлины при постановке на учет.

ЕСХН

Когда применяющих ЕСХН освободят от уплаты налога на имущество

Налог на имущество организаций можно не платить только в отношении объектов, которые участвуют в производстве, переработке и продаже сельскохозяйственной продукции.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Реклама

ФАС обвиняет Сбер в нарушении рекламного законодательства

Потребители из рекламного сообщения не смогли получить полную информацию о кредитном продукте Сбербанка, их ввели в заблуждение привлекательные ставки, выделенные жирным шрифтом.

Глава Минфина: в России нужна «донастройка» налогов

Антон Силуанов готов предложить бизнесу идеи по модернизации фискальной системы.

Брокерские компании восстановились после убытка в 2022 году

Известно, что брокеры получили 33,7 млрд рублей чистой прибыли за 2023 год и стали больше зарабатывать на услугах по размещению ценных бумаг.

Берешь и запускаешь: как Telega.in меняет правила игры в размещении рекламы в Телеграм для бизнеса

Телеграм уже давно не просто мессенджер — это полноценная арена для маркетологов, которые каждый день соревнуются за внимание аудитории. Платформа активно развивается, предлагая все новые и новые рекламные инструменты. Но с ростом возможностей возникает и потребность в автоматизации. Здесь на сцену выходит Telega.in, превращая сложные процессы в дело пяти минут.

Берешь и запускаешь: как Telega.in меняет правила игры в размещении рекламы в Телеграм для бизнеса

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

Еще один великолепный МИФ о техподдержке СБИС

Пишу в техподдержку СБИС так мол и так, почему Уведомление не доходит до ФНС?

Еще один великолепный МИФ о техподдержке СБИС

Обязательное применение МЧД СФР с 11 марта 2024 года: кто может отчитываться без доверенности, переходный период

СФР с 11 марта 2024 года начал принимать отчеты от страхователей в электронном виде с машиночитаемыми доверенностями — МЧД СФР. Теперь документы больше не получится сдать на сайте фонда с помощью скан-копий бумажных доверенностей. Разбираемся, что поменялось для страхователей и как сейчас представлять отчеты в СФР.

Обязательное применение МЧД СФР с 11 марта 2024 года: кто может отчитываться без доверенности, переходный период

Интересные материалы

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на май 2024 года.