Бухгалтерия

Внутренние локальные акты: скачайте Положение о бухгалтерии

Положение о бухгалтерии – не просто документ, которые нужно сделать «для галочки». Оно поможет сотрудникам бухгалтерии четко понимать свои задачи и избежать хаоса. Например, в отчетную кампанию или при налоговой проверке.
12 тыс. 886
Внутренние локальные акты: скачайте Положение о бухгалтерии

Положение о бухгалтерии и должностные инструкции бухгалтеров – не просто документы, которые нужно сделать «для галочки». Они помогут всем сотрудникам бухгалтерии четко понимать свои задачи и избежать хаоса. Например, в отчетную кампанию или при налоговой проверке. 

Предлагаем сразу скачать Положение о бухгалтерии в формате Word. Так удобнее будет работать со статьей.

Обратите внимание на текст, выделенный в регламенте желтым маркером (п. 1.6. – 1.8.). В связи с вступлением в силу с 7 февраля 2015 г. профессионального стандарта "Бухгалтер", представляется недальновидным не учитывать его положения в данном ЛНА.

Трудовые функции главбуха

В отношении содержания п. 1.8. также хотелось бы обратить ваше внимание на текст, выделенный желтым маркером. Здесь приведена обобщенная характеристика трудовых функций главного бухгалтера шестого уровня квалификации со ссылкой на соответствующий каждой функции код в Стандарте и пункт стандарта.

При этом, в стандарте в качестве характеристики трудовой функции нигде не закреплено, что главный бухгалтер составляет учетную политику организации и поддерживает ее в актуальном состоянии. Поэтому, если вы делаете это самостоятельно (а не аудиторская служба, либо иной специалист за вас), то это отдельно нужно отразить в функционале главного бухгалтера (в данном случае, см. абз. 5 п. 1.8.).

Просмотрите внимательно функционал главного бухгалтера и оцените свои возможности и знания. Если вы реально не выполняете и не собираетесь в ближайшем будущем выполнять функции по внутреннему контролю, финансовому анализу бухгалтерской отчетности и т.д., то у вас устойчивый пятый уровень квалификации и, соответственно, функционал вам нужно подбирать из п. 3.1. разд. III Профессионального стандарта.

Разрешение разногласий с руководством компании

Обязательно пропишите в Положении о бухгалтерии порядок разрешения разногласий между главным бухгалтером и руководителем организации (п. 1.9.), но при этом обратите внимание, что такой порядок установлен только в части разрешения разногласий по поводу ведения бухгалтерского учета. Защитить вас от претензий проверяющих эти положения смогут только, если бухгалтерский учет полностью совпадает с налоговым. А на практике такое практически не встречается.

Кроме того, разногласия с руководителем чаще всего как раз и связаны не с бухгалтерским, а с налоговым учетом. Поэтому рекомендую вам либо прописать отдельную процедуру разрешения разногласий в части отражения операций в налоговом учете, либо указать, что алгоритм разрешения разногласий в целях налогообложения аналогичен установленному бухгалтерским законодательством (см. последний абзац п. 1.9.).

Замещение главбуха 

Также в Положении необходимо указать, как осуществляется замещение главного бухгалтера в период его отсутствия. Если в организации предусмотрена должность заместителя главного бухгалтера, то об этом нужно так и написать.

Если нет, то указать на это обстоятельство так, как это сделано в п. 1.10.

Общение с контрагентами

Обратите внимание на содержание п. 1.11. – здесь, в частности, указано, что бухгалтерия осуществляет общение с контрагентами в пределах своей компетенции. Это как раз та самая фраза, которая позволяет разделить функционал бухгалтерии и других структурных подразделений организации.

Это, например, значит, что бухгалтерия может сделать сверку расчетов с контрагентом, оформив это актом, но выбивать дебиторскую задолженность и отслеживать ее погашение – это функционал других структурных подразделений. 

Остальные разделы Положения

Именно это подтверждает содержание второго раздела Положения, который называется «Основные задачи бухгалтерии». Посмотрите, здесь красной линией проходит три основных направления деятельности бухгалтерии – формирование достоверной информации для собственников бизнеса, обеспечение информацией внутренних пользователей (в том числе и структурных подразделений, если им эта информация необходима для осуществления своего рабочего функционала) и контролирующих органов, недопущение убытков. И все! Никаких других задач перед бухгалтерией нет и быть не может и не должно.

Посмотрите внимательно раздел 3 «Основные функции бухгалтерии», здесь также не должно быть никаких положений о том, что бухгалтерия исполняет не традиционный для нее функционал.

В Положение также отдельным разделом можно вынести информацию о структуре и порядке формирования бухгалтерии (разд. 4). Тогда отдельные пункты из раздела 1 данного положения нужно удалить.

P.S. В последующих публикациях мы поговорим о должностных инструкция бухгалтеров и главного бухгалтера, а также об инструкции к рабочему месту.

Начать дискуссию

Кадровый аутсорсинг: в чем выгода

Штрафы за неправильное ведение кадрового делопроизводства достигают в некоторых случаях 200–500 тыс. руб., а проверки ГИТ в последнее время происходят все чаще. 

Кадровый аутсорсинг: в чем выгода

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Верховный суд: ВТБ будет платить НДС за лицензии Microsoft

Поставщик программного обеспечение выиграл суд с банком ВТБ. После изменения налогового законодательства ему пришлось заплатить НДС по сублицензионному договору. Теперь программный НДС будет возмещать ВТБ.

Часть команды, часть корабля? Как теперь сотрудничать с самозанятыми без штрафов и доначислений в налоговую: 3 совета от юриста

С первого марта вступил в силу новый приказ Минтруда, и он серьезно затронет ваш бизнес, если вы работаете с самозанятыми. Государство решило заняться теми, кто пытается обходить налоги, и ваши отношения с самозанятыми исполнителями будут под особым контролем.

Лучшие спикеры, новый каждый день

До 1 апреля надо сдать бухотчетность за 2023 год

Организации на всех режимах налогообложения должны сдавать бухгалтерскую отчетность не позднее 3-х месяцев после окончания отчетного года. Крайний срок сдачи за 2023 год – 01.04.2024 включительно.

ПСН

🔨 ИП на ПСН должен сам оказывать услуги, а не перезаказывать их у других ИП. Эксперт: достаточно спорная позиция Минфина

Заключение предпринимателем договоров субподряда с другими ИП не вписывается в рамки патента.

95

Кредиты и не только: способы финансирования предпринимателей

В 2023 году количество малых и средних предприятий в России увеличилось на 500 тыс. — до 6,3 млн. Это стало рекордом за всю историю существования реестра МСП.

Кредиты и не только: способы финансирования предпринимателей
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

ТОП-15 курсов по 1С:Документоборот (делопроизводство) в 2024 году

В этой статье мы собрали платные и бесплатные курсы по 1С:Документообороту.

ТОП-15 курсов по 1С:Документоборот (делопроизводство) в 2024 году
Банки

Клиенты ВТБ будут получать кешбэк в рублях

ВТБ по программе мультибонусов будет начислять кешбэк в реальных рублях. Клиенты могут установить избранные категории товаров для получения повышенных бонусов до 25% с покупок.

🏃 Какие выплаты положены работнику при увольнении переводом. Эксперт: допвыплаты на уровне закона были бы странными

Если сотрудник увольняется переводом к другому работодателю, то никаких выходных пособий и компенсаций в ТК за это не предусмотрено.

142

Руководители рассказали, почему готовы отказаться от должности. Исследование

Больше трети руководителей в России готовы отказаться от своей должности, чтобы начать строить карьеру в новой профессии.

Инвесторы жалуются на «Лукойл» из-за сокрытия финансовой отчетности

Компания в отчетности по МСФО за 2023 год не сравнила результаты с прошлым годом, ссылаясь на постановление, которое перестало действовать.

Электронный документооборот в сфере строительства: зачем он нужен современному предприятию 

Перевод бизнес-процессов в цифровое поле — больше, чем просто тренд. Это принятие вызовов времени и необходимость для тех компаний, которые ориентированы на масштабирование и активное развитие.

Электронный документооборот в сфере строительства: зачем он нужен современному предприятию 
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Верховный Суд поддержал рекомендации Роспотребнадзора обеспечивать водой и спецодеждой работающих в жару

ВС РФ признал законными Рекомендации по работе в условиях сильной жары и повышенных температур, изданные Роспотребнадзором.

Бесплатно с Кадры

Кадровое законодательство 2024: изменения и дополнения. Мини-курс с видео, конспектом и тестами

Обо всех изменениях кадрового законодательства, нововведениях в ТК, нюансах заполнения ЕФС-1 и новых формах налоговой отчетности рассказываем в мини-курсе.

Кадровое законодательство 2024: изменения и дополнения. Мини-курс с видео, конспектом и тестами

Обновления на «Клерке». Все уже заметили?

Даже самый качественный сайт со временем устаревает. Нужны обновления и модернизация. Сегодня на «Клерке» все это произошло. Кто самый наблюдательный? Кто заметил? Что бы вы еще хотели поменять?

Обновления на «Клерке». Все уже заметили?

Прокуратора может изъять акции «Макфы» в пользу государства

Прокуроры доказывают в суде, что производство макаронных изделий под брендом «Макфа» имеет коррупционное происхождение. Их бенефициары вели бизнес, работая в органах госвласти.

103
ЭДО

Минтранс хочет провести эксперимент с переходом на ЭДО грузоперевозок на всех видах транспорта

Проведение эксперимента по переходу на электронный документооборот затронет грузоперевозки автомобильным, морским, речным, железнодорожным и воздушным видами транспорта.

Что ест бухгалтер. Давно не ели десертов

Лекарство от негатива. Тирамису — самый популярный в мире десерт.

Что ест бухгалтер. Давно не ели десертов
134
Банки

Приложение Райффайзенбанка снова работает

Специалисты устранили внутреннюю техническую ошибку, которая не позволяла клиентам отправить деньги.

Интересные материалы

Как нанять толкового бухгалтера в компанию: рекомендации экспертов

Ошибки бухгалтера приводят организацию к лишним затратам и огромным штрафам, а в особенно тяжелых случаях могут довести до ликвидации компании. Как же не допустить этого и нанять хорошего специалиста? Составили инструкцию для руководителей с комментариями наших экспертов.

Как нанять толкового бухгалтера в компанию: рекомендации экспертов
2
99