Не только оптимизация налогов, но и повседневная хозяйственная деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не возможна без участия банка. Банк открывает счета, осуществляет расчетно-кассовое обслуживание, валютно-обменные операции, зарплатные проекты, эквайринг, инкассацию, выдает кредиты и т.д. Финмониторинг банка (комплаенс) в режиме реального времени может видеть значительный пласт бизнес-процессов обслуживаемых организаций: отслеживать движение денежных потоков, налоговую нагрузку, считывать наиболее очевидные схемы незаконной оптимизации и обналичивания. При этом, с точки зрения Гражданского кодекса, банк и его клиенты – равноправные участники договорных отношений. Но этот тот случай, когда одна из сторон значительно ровнее другой.
Конечно, пункт 3 ст. 845 ГК РФ (в редакции ФЗ №212 от 26 июля 2017 года) декларирует, что банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения права клиента распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению. Но ст. 848 ГК РФ предусмотрено, что законом или договором банковского счета могут устанавливаться случаи, когда банк обязан отказать в зачислении на счет клиента денежных средств или их списании со счета клиента.
Так в отношения банк-клиент вмешивается 115 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В соответствии со ст.4 этого закона, банк обязан принимать меры направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в том числе осуществлять обязательный контроль за операциями клиентов, указанных в законе. Под понятие «контролируемые операции» подпадают практически все общехозяйственные операции организации на сумму более 600 000 рублей, также контролируется оборот наличных денежных средств (включая такой популярный способ пополнения оборотных средств как внесение физическим лицом денежных средств в наличной форме в уставный капитал организации), сделки с недвижимым имуществом и внешнеэкономические операции. Общий контроль за противодействием легализации осуществляется Росфинмониторингом, который проводит взаимный (в том числе автоматизированный) обмен информацией с ФНС, банками и правоохранительными органами.
Банк в свою очередь может блокировать (замораживать) денежные средства клиента при подозрении обслуживаемой организацией противоправных действий на основании правил внутреннего контроля (который сам же и разрабатывает). При этом приостановление обслуживания счета или отказ от выполнения операций на этом основании не является основанием для ответственности предусмотренной ст. 856 ГК РФ (т.е. проценты за пользование денежными средствами взыскать не получиться).
Если банк не исполняет указанный обязательный контроль, то согласно письму ЦБ от 07.04.2016 года №ИН-01-41/21, он становиться вовлечен в проведение сомнительных наличных или безналичных операций, что является основанием для отзыва лицензии.
По данным ЦБ РФ 01.01.2012 года было 978 действующих кредитных организаций, 01.05.2014 ода 894, а 01.06.2017 года только 591, при этом по данным главы ЦБ, 70% случаев отзыва лицензий связана с нарушением 115 ФЗ.
Право на ошибку у банка есть – не более трех процентов за квартал от объема дебетовых оборотов по счетам юридических и физических лиц и (или) не более двух миллиардов рублей.
ЦБ РФ регулярно выпускает методические рекомендации для банков, в которых избегает использования термина «контроль», заменяя его «повышенным вниманием», тем не менее по сути указанные рекомендации обязательны для банков и находят отражение в правилах внутреннего контроля, которые в некоторых банках даже более жесткие, чем рекомендуемые.
Последние методические указания ЦБ РФ направлены на контроль:
1
Получения клиентом денежных средств по корпоративным картам (Методические рекомендации Банка России от 21.07.2017 N 19-МР) – ЦБ выявило существенное увеличение объемов операций по систематическому снятию наличных денежных средств юридическими лицами и ИП с использованием расчетных (дебетовых) карт в объемах, больших рекомендованного лимита в 100 тыс. рублей в день.
Усиление указанного контроля напрямую влияет на успешность и целесообразность схем налоговой оптимизации с использованием ИП в качестве аккумулятора наличных денежных средств, даже в тех случаях, когда с точки зрения ФНС использование ИП не является необоснованной налоговой выгодой или не попадает под контроль по сумме потенциального доначисления;
2
Размера выплачиваемой заработной платы сотрудникам (Методические рекомендации Банка России от 21.07.2017 N 18-МР) – ЦБ отмечает, что если со счета не производятся выплаты заработной платы, НДФЛ и страховых взносов, либо производимые платежи не соответствуют среднесписочной численности сотрудников клиента это свидетельствуют о занижении реальных сумм заработной платы (налогооблагаемой базы). Об этом также свидетельствует размер фонда заработной платы ниже официального прожиточного минимума и отсутствие страховых взносов при том, что НДФЛ оплачивается.
Контроль указанных параметров может негативно сказаться на применении некоторых инструментов оптимизации зарплатных налогов (например использования ученических договоров, компенсаций, оформления сотрудников на неполный рабочий день)
3
Этими же рекомендациями под контроль ставятся такие параметры как низкий размер остатков денежных средств на счете при осуществлении нетипичных договоров; проведение платежей не соответствующих ОКВЭД и заявленным видам деятельности при открытии счета; отсутствие связи между поступающими на счет деньгами и основаниями их списания; резкие увеличения оборотов по счету; отсутствие общехозяйственных платежей.
Данный блок контрольных вопросов отражает необходимость тщательной проработки движения денежных потоков и договорных отношений как в группе компаний так и с внешними контрагентами.
Также рекомендовано контролировать: поступление денег с НДС при последующих оплатах без НДС и в рамках получения сведений о деятельности клиента принимать во внимание особенности налогообложения клиента, а также оценивать сопоставимость реальных возможностей клиента по ведению хозяйственной деятельности и объемов уплаченных налогов и сборов с объемами операций, проводимых по его счетам.
Так фактически банк берет на себя функцию налоговой инспекции по выявлению необоснованной налоговой выгоды, при этом мониторинг осуществляется не в рамках отдельных проверок, а непрерывно, в том числе с помощью программного обеспечения. Для клиента банка это дополнительный стимул выверено разделять потоки с НДС и без НДС (например, при использовании простого товарищества, в которое входят упрощенцы, выставляющие счета без НДС, когда действуют самостоятельно и с НДС, когда выступают от простого товарищества);
4
Осуществление клиентом банка неритмичных операций, при наличии признаков фирмы-однодневки (Методические рекомендации Банка России от 13 апреля 2016 г. № 10-МР) – на контроль берутся «спящие» организации, по банковским счетам которых продолжительное время (в среднем 3 месяца) не проводятся операции, или осуществляются в незначительных объемах. Впоследствии счета начинают активно использоваться для совершения операций, имеющих запутанный и (или) необычный характер, не имеющих очевидного экономического смысла и (или) очевидной законной цели.
Указанные рекомендации необходимо учитывать при вводе в бизнес-процессы новых организаций (в том числе купленных «с историей»), а также при «размораживании» деятельности спящих организаций, постепенно активизируя их деятельность, контролируя в том числе налоговую нагрузку и прозрачность операций по счету в первые 3-6 месяцев после возобновления работы.
5
Использование клиентами банков судебных решений для переводов денежных средств юридическим и физическим лицам (Методические рекомендации Банка России от 2 февраля 2017 г. № 4-МР). Банкам указано на необходимость контролировать списание денежных средств на основании исполнительных документов, выдаче которых предшествует нарушение клиентом банка условий договоров, которые предусматривают существенные санкции. Часто деньги перечисляются на счета подразделений судебных приставов, в дальнейшем уже без контроля банка перечисляются на счета взыскателей для дальнейшего обналичивания или вывода за рубеж.
Так банком контролируется популярный способ оптимизации налогов в виде замены оплаты части стоимости договора штрафными санкциями, например НДС - Министерство финансов РФ в письме от 08.06.2015 № 03-07-11/33051 указывает: «денежные средства в виде неустоек (штрафов, пеней), полученные покупателем от продавца товаров (работ, услуг) за ненадлежащее исполнение продавцом договорных обязательств, налогом на добавленную стоимость не облагаются».
Мы привели только часть методических рекомендаций для банков за 2016-2017 годы, новые рекомендации регулярно публикуются на сайте ЦБ и должны учитываться при выборе способов налоговой оптимизации. В случае, если операции по счетам клиентов банков соответствуют признакам, подлежащим контролю в соответствии с письмами ЦБ, кредитные организации берут компании на особый контроль (в цветовой гамме, оценивающей риски клиентов, им присваивается красный цвет). Для получения пояснений от клиентов, кредитные организации зачастую блокирует систему клиент-банк или отказывают в совершении операций. При этом достаточно лишь подозрений на признаки легализации, предусмотренные 115-ФЗ. В случае принятия в течение календарного года двух решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, банк имеет право расторгнуть счет, отправив досье организации в ЦБ (так и формируется «черный список», препятствующий последующим открытиям счетов в других банках).
Высокая стоимости ошибки для банка (лишение лицензии или (и) дисциплинарная ответственность для сотрудников банка при ненадлежащем контроле за клиентами), серьезный (в том числе автоматизированный) контроль со стороны ЦБ, превращает кредитную организацию из обслуживающей в контролирующую. Оценка риска клиента оказывается более приоритетной, чем коммерческая выгода банка от работы с организацией, а обмен информацией с ФНС и Росфинмониторингом, делает банк инструментом государственного контроля над бизнесом, включая контроль за оптимизацией налогов.
Комментарии
4Автор не ответил?)