В каком случае и за что могут оштрафовать компанию (индивидуального предпринимателя) за непредставление либо представление недостоверной информации в статистику?
Кроме бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности организации и индивидуальные предприниматели должны представлять еще и статистическую отчетность. Такая обязанность представлять первичные статистические данные органам государственной статистики предусмотрена Федеральным законом от 29.11.2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ» (далее по тексту — Закон № 282-ФЗ).
Росстат РФ в рамках своих полномочий утверждает формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению (п.5.5 Положения о федеральной службе государственной статистики, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 г. № 420).
Где посмотреть обязанность сдачи статистической отчетности?
Выборочные статистические наблюдения проводятся Росстатом РФ в форме (п.1 правил проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, утв. постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 79, далее по тексту — Правила № 79):
ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований малых и средних предприятий (за исключением микропредприятий);
ежегодных обследований деятельности микропредприятий.
И если проводится выборочное наблюдение, то представлять статистическую отчетность должны только те малые предприятия, которые попали в процент выборки Росстата РФ (п.2 Правил № 79).
Важно!
Перечни компаний или индивидуальных предпринимателей, которые должны представить тот или иной статистический отчет, размещены на региональных сайтах статистики в разделе: «Отчетность» — «Статистическая отчетность» — «Списки отчитывающихся хозяйствующих субъектов». Вот для примера в Челябинской области.
Статистическая информация должна быть предоставлена в статистику по утвержденным формам федерального статистического наблюдения на бумажном носителе (по месту нахождения респондента) или в электронном виде в установленном формате с использованием электронной подписи, не позднее сроков предоставления, указанных на бланках форм.
Размер штрафов
Наказание за непредставление первичных статистических данных либо предоставление недостоверной статистической информации является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа, предусмотренного ст. 13.19 КоАП РФ.
Важно!
Благодаря вступившему в силу с 30.12.2015 г. Федеральному закону от 30.12.2015 г. № 442-ФЗ «О внесении изменения в ст.13.19 КоАП», ужесточена ответственность компаний и индивидуальных предпринимателей за непредставление (несвоевременное представление) статистической информации.
Непредоставление первичных статистических данных в установленном порядке, несвоевременное предоставление этих данных влечет штрафы:
на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. рублей;
на юридических лиц — от 20 тыс. до 70 тыс. рублей.
Повторное нарушение карается большим размером штрафов:
на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс.рублей,
на юридических лиц — от 100 тыс. до 150 тыс. рублей.
Повторность административного правонарушения означает, что компания или индивидуальный предприниматель ранее не представляли (либо представляли с нарушением установленного срока) формы статистической отчетности вне зависимости от ее вида. То есть речь идет не о случаях непредставления (либо представления с нарушением срока) конкретной формы статистической отчетности (например, формы П-5 (м) «Основные сведения о деятельности организации», утв. приказом Госкомстата РФ от 11.08.2016 г. № 414). Повышенный размер штрафа применяется по факту неоднократного непредставления (либо предоставления с нарушением срока) любой формы статистической отчетности.
При этом уплата штрафных санкций не отменяет необходимость предоставления соответствующих статистических форм отчетности.
Как отчитываться
Статистическую отчетность можно передать:
на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган статистики либо отправить по почте (заказным письмом с описью вложения);
в электронном виде при помощи специализированного оператора электронной отчетности либо на сайте Росстата РФ.
Кроме того, в соответствии со ст.3 Закона РФ от 13.05.1992 г. № 2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» компания или индивидуальный предприниматель, предоставивший отчетность с нарушением сроков или недостоверные данные, по требованию органов государственной статистики возмещает ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления сводных итогов по данной отчетности.
На практике эта норма не работает, поскольку отсутствуют четкие критерии подсчета нанесенного респондентом ущерба.
Оспаривание штрафов
При оспаривании «статистического» штрафа, компания должна иметь доказательства, что все зависящие от нее меры от него по предоставлению статистической отчетности, были приняты.
Так, проверяя довод компании о том, что отчетность по форме № 2-С на бумажном носителе была направлена заказным письмом по почте, суды указали на то, что почтовая квитанция об оплате соответствующего почтового отправления (в которой содержится присвоенный почтовому отправлению уникальный почтовый идентификатор, позволяющий отследить прием и вручение данного почтового отправления) у компании отсутствует.
Судами также было установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, у компании имелась, объективных доказательства принятия компанией всех зависящих от нее мер по соблюдению правил и норм по каким-либо независящим причинам, не представлено. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях компании. В таких ситуациях суды не удовлетворяют требования компании об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст.19.7.3 КоАП РФ за нарушение срока представления годовой статистической отчетности (Постановление АС Московского округа от 13.07.2015 г. №А40-190349/14).
Срок давности
Постановление по делу об административном правонарушении в силу ст.4.5 КоАП РФ не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
На практике это означает, что территориальные органы Росстата РФ смогут привлечь компании или индивидуальных предпринимателей к административной ответственности по ст.13.19 КоАП РФ в течение 2 месяцев с момента истечения установленного срока сдачи статистической отчетности.
Комментарии
6Над.К, я по одной фирме сдал 28 (!!!) только годовых отчетов в статистику. При этом выручка фирмы составила за год 5 млн.р., работников было меньше 10 чел. Общее количество отчетов в налоговую, ПФ и др. фонды за весь год (ежемесячных, ежеквартальных и годовых при общей системе налогообложения) - 25 шт. Я 2 месяца чистого рабочего времени потратил на эту хрень - некоторые отчеты переделывал больше 10 раз, т.к. товарищщщи "посовещавшись здесь решили, что надо вот так, а не как у вас" (сами своих кипы инструкций никогда не читали и не понимают, что надо. В итоге через 2 месяца (!!!!!!) после крайнего срока сдачи отчета звонят и орут: "срочно,в течении 5 минут сдавайте то, что в первый раз прислали, иначе нам штраф дадут!!!" - весь мозг начальнику вынесли, по 10 звонков в час). И все требовали срочно, в течение получаса-часа, грозя одуренными штрафами. С этого года штрафы повысили в несколько раз - они сразу начинают угрожать. Достали. Хочу им начать отчеты с кучей ошибок сдавать, чтоб не вы...лись. И в бумажном виде - они обязаны в течении 3 дней прислать требование о внесении исправлений и их надо внести в течение 3 дней. Сейчас все по телефону корректирую, как им надо. Но своим выпендрежем достали - хочу проучить. Поэтому и спрашиваю: могут ли они попытаться докопаться к ошибке и подвести под административное правонарушение? Могу ли я сослаться, что ошибка непреднамеренная и, следовательно, виновных действий нет, были приняты все меры для корректной сдачи отчета, т.е. нет самого состава административного правонарушения?